Эмпирические исследования акцентуаций характера подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Цель исследования: исследовать особенности акцентуации характера у мальчиков и девочек.
Задачи:
1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
2. Описать влияние акцентуации характера на поведение подростка
3.Подбор методов исследования
4. Сравнить акцентуации характера на выборке мальчиков и девочек.
5. Обработка полученных результатов и их анализ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Общая характеристика работы………………………………………………..4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы акцентуаций характера в подростковом возрасте
1.1. Определение понятия “Акцентуация характера” …….…………….. 6
1.2. Классификация акцентуаций характера ……..………………………12
1.3. Основные подходы к изучению акцентуаций характера…………....21
1.4. Причины возникновения акцентуаций у подростков……………….30
1.5. Выводы …………………………………………………........................33
Глава 2. эмпирические исследования акцентуаций характера подростков
2.1. Анализ результатов исследования….………………….……………...34
2.2. Выводы…………………………………………………….……………...45
Заключение………………………………………………...………………….47
Список использованных источников………….…………………………….50
Приложения……………………………………………..…………………….51

Работа содержит 1 файл

эмпирические исследования акцентуаций характера подростков.docx

— 57.13 Кб (Скачать)

Экстравертный Конформный

Слабовольный Неустойчивый

- Гипертимный

- Циклоидный

 

Классификация Личко предназначена специально для подросткового возраста и приводится ниже[2,с.299].

1. Гипертимный тип.

    Такие подростки  отличаются почти всегда хорошим,  даже слегка повышенным настроением,  высоким жизненным тонусом, брызжущей  энергией, неудержимой активностью,  постоянным стремлением к лидерству,  притом неформальному. Хорошее  чувство нового сочетается с  неустойчивостью интересов, а  большая общительность с неразборчивостью  в выборе знакомств. Легко осваиваются  в незнакомой обстановке, но плохо  переносят одиночество, размеренный  режим, строго регламентированную  дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной  аккуратности труд, вынужденное  безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Самооценка нередко неплохая, но часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом деле.

 

2.  Циклоидный тип.

   При циклоидной  акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выражены не резко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут перемежаться длительными интермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми домоседами, избегают компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению. В субдепрессивной фазе также плохо переносится крутая ломка стереотипа жизни (переезд, смена учебного заведения и т.п. ). В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов. Самооценка формируется постепенно по мере накопления опыта "хороших" и "плохих" периодов. У подростков она нередко бывает еще неточной.

3.   Лабильный тип.

         Главная  черта этого типа – крайняя  изменчивость настроения, которое  меняется слишком часто и чрезмерно  круто от ничтожных и даже  незаметных для окружающих поводов.  От настроения момента зависит  и сон, и аппетит, и работоспособность,  и общительность. Чувства и  привязанности искренни и глубоки,  особенно к тем лицам, кто  сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессов избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или эмоциональное отвержение со стороны знакомых лиц Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты своего характера.  

   4. Астено-невротический тип.

Главными чертами является повышенная утомляемость, раздражительность  и склонность к ипохондрии. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований. При утомлении аффективные вспышки  возникают по ничтожному поводу. Самооценка обычно отражает ипохондрические установки.  

   5. Сенситивный тип.

    У этого типа  две главные черты – большая  впечатлительность и чувство  собственной неполноценности. В  себе видят множество недостатков,  особенно в области качеств  морально-этических и волевых.  Замкнутость, робость и застенчивость  выступают среди посторонних  и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Непосильной оказывается ситуация, где подросток оказывается объектом неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень или он подвергается несправедливым обвинениям. Самооценка отличается высоким уровнем объективности.

     6. Психастенический  тип.

         Главными  чертами являются нерешительность,  склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее – свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей. Черты характера обычно обнаруживаются в начальных классах школы – при первых требованиях к чувству ответственности. Отвечать за себя и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманные приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется, когда надо сделать самостоятельный выбор. Алкоголизация и делинквентность не присущи. В самооценке встречается тенденция находить у себя черты разных типов, включая совершенно несвойственные.

      7. Шизоидный  тип.

          Главными чертами являются замкнутость  и недостаток интуиции в процессе  общения. Трудно устанавливать  неформальные, эмоциональные контакты  – эта неспособность нередко  тяжело переживается. Быстрая истощаемость  в контакте побуждает к еще  большему уходу в себя. Недостаток  интуиции проявляется неумением  понять чужие переживания, угадать  желания других, догадаться о  невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для услаждения самого себя, служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются нечасто. Труднее всего переносятся ситуации, где нужно быстро установить неформальные эмоциональные контакты, а также насильственное вторжение посторонних во внутренний мир. Самооценка обычно – неполная: хорошо констатируется замкнутость, трудность контактов, непонимание окружающих, другие особенности подмечаются хуже. В самооценке иногда подчеркивается нонконформизм.

      8. Эпилептоидный тип.

          Главной чертой является склонность  к состояниям злобно-тоскливого  настроения с постепенно накипающим  раздражением и поиском объекта,  на котором можно было бы  сорвать зло. В этими состояниями обычно связана аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Большим напряжением отличается инстинктивная жизнь. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Алкогольные опьянения часто протекают тяжело – с гневом и агрессией. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками. Неплохо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где стараются подольститься к начальству показной исполнительностью и завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Инертность, тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психику – от моторики и эмоций до мышления и личностных ценностей. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Самооценка обычно однобокая: отмечается приверженность к порядку и аккуратности, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью; в остальном обычно представляют себя гораздо более конформными, чем есть на самом деле.

   9. Истероидный тип.

       Главными  чертами являются беспредельный  эгоцентризм, ненасытная жажда  внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные особенности питаются  этим. Лживость и фантазирование  целиком служат приукрашиванию  своей особы. Внешние проявления  эмоциональности на деле оборачиваются  отсутствием глубоких чувств при большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неспособность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Выдумывая, легко вживаются в роль, искусной игрой вводят в заблуждение доверчивых людей. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них россказнями о своих удачах и похождениях. Товарищи вскоре распознают их выдумки и ненадежность, поэтому они часто меняют компании. Самооценка далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент легче всего произвести впечатление.

    10. Неустойчивый  тип.

          Главная черта – нежелание  трудиться – ни работать, ни  учиться, постоянная сильная тяга  к развлечениям, удовольствиям, праздности. При строгом и непрерывном  контроле нехотя подчиняются,  но всегда ищут случай отлынивать  от любого труда. Полное безволие  обнаруживается, когда дело касается  исполнения обязанностей, достижения  целей, которые ставят перед  ними родные, общество в целом.  С желанием поразвлечься связаны делинквентность и ранняя алкоголизация. Тянутся к уличным компаниям. Из-за трусости и недостаточной инициативности оказываются там в подчиненном положении. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность несвойственна, сексуальная жизнь служит лишь источником наслаждений. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. От любых трудностей и неприятностей стараются убежать и не думать о них. Слабоволие и трусость позволяют удерживать их в условиях строгого дисциплинарного режима. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие. Самооценка обычно неверная – легко приписывают себе гипертимные или конформные черты.

       11. Конформный  тип.

             Главная черта – постоянная  и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как всех" – от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения: в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде со временем прочно усваивают обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому "за компанию" легко спиваются. Конформность сочетается с поразительной некритичностью, истиной считают то, что поступает через привычный канал информации. По этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в непривычной обстановке. Нелюбовь к новому легко проявляется неприязнью к чужакам. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества. Самооценка может быть неплохой.

              Достаточно часто встречаются  смешанные акцентуации. Однако  не все сочетания выше перечисленных типов возможны. Практически не сочетаются следующие типы:

Гипертимный – с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;

Циклоидный – со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного;

Лабильный – с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;

Сенситивный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;

Психастенический – с  гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;

Шизоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим;

Эпилептоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим;

Истероидный – с циклоидным, сенситивным, психастеническим;

Неустойчивый – с циклоидным, сенситивным, психастеническим.

        Смешанные  типы бывают:

        1. Промежуточные.

             Эти сочетания обусловлены эндогенными,  прежде всего генетическими факторами,  а также, возможно, особенностями  развития в раннем детстве.  К ним относятся лабильно-циклоидный  и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть также такие типы как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

          2. Амальгамные.

               Эти смешанные типы формируются  в течение жизни как следствие  напластования черт одного типа  на эндогенное ядро другого  в силу неправильного воспитания  или других длительно действующих  неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность или истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жестких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на конформное ядро.

 

1.3. Основные подходы к  изучению акцентуаций характера 

Формирование и развитие акцентуаций черт характера в  онтогенезе обусловлено рядом факторов, анализ которых будет способствовать определению сущности данной психологической  категории.

С.Л.Рубинштейн отмечал, что  психические свойства темперамента тесно связаны с телесными  свойствами организма как врожденными  особенностями строения нервной  системы (нейроконструкции), так и функциональными особенностями (мышечного, сосудистого) тонуса органической жизнедеятельности; при всем значении врожденных особенностей организма – его нервной системы, для темперамента они лишь исходный момент его развития, неотрывного от развития личности в целом. Темперамент есть динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности. [9,с.563]

Социальным фактором, обусловливающим  развитие акцентуаций характера  является семья, т.к. в ней закладываются  основы характера личности и реализуется ее темперамент. Семейное воспитание определяет и гармонию, и формирование аномальной личности в ее становлении. А.Е.Личко в качестве одного из факторов, влияющих на становление того или иного типа акцентуации характера, рассматривает особенности воспитания. Основным параметром семьи является ее цельность. Явление «неполного дома» (распад семьи в период детства и отрочества) особенно пагубно сказываются на формирующейся индивидуальности[2].

Р.С.Немов (2001) к факторам, детерминирующим развитие акцентуаций,  относит характер. Внешней ориентацией характера является среда.

В настоящее время существует два подхода к пониманию характера. В русле первого подхода под  характером понимается  совокупность фиксированных устойчивых способов действий, в рамках второго –  характер рассматривается как практическое выражение  направленности личности[10,с.254].

Характер в общей структуре  личности занимает центральное место, объединяет все другие свойства и  особенности поведения. Эмоциональная  жизнь человека находится под  прямым влиянием характера. В первую очередь, характер определяет индивидуальность и своеобразие личности и отличается от других черт личности своей устойчивостью  и более ранним формированием. Однажды  сформировавшись, он остается более  или менее устойчивым, за исключением  ситуаций тяжелых заболеваний, захватывающих  мозг человека и происходящих с возрастом  глубоких органических изменений в  центральной нервной системе[4].

Информация о работе Эмпирические исследования акцентуаций характера подростков