Эмпирические исследования акцентуаций характера подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Цель исследования: исследовать особенности акцентуации характера у мальчиков и девочек.
Задачи:
1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
2. Описать влияние акцентуации характера на поведение подростка
3.Подбор методов исследования
4. Сравнить акцентуации характера на выборке мальчиков и девочек.
5. Обработка полученных результатов и их анализ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Общая характеристика работы………………………………………………..4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы акцентуаций характера в подростковом возрасте
1.1. Определение понятия “Акцентуация характера” …….…………….. 6
1.2. Классификация акцентуаций характера ……..………………………12
1.3. Основные подходы к изучению акцентуаций характера…………....21
1.4. Причины возникновения акцентуаций у подростков……………….30
1.5. Выводы …………………………………………………........................33
Глава 2. эмпирические исследования акцентуаций характера подростков
2.1. Анализ результатов исследования….………………….……………...34
2.2. Выводы…………………………………………………….……………...45
Заключение………………………………………………...………………….47
Список использованных источников………….…………………………….50
Приложения……………………………………………..…………………….51

Работа содержит 1 файл

эмпирические исследования акцентуаций характера подростков.docx

— 57.13 Кб (Скачать)

А.В.Петровский указывает  на то, что характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся  в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида формы поведения [5].

Характер формируется  под влиянием внешних и внутренних воздействий, некоторые его изменения  могут происходить в период жизненных  кризисов, которые также нельзя рассматривать  как вполне нормальное явление. Характер человека связан с его интересами, потребностями и больше всего  проявляется в том, что для  человека значимо.

В.Н.Мясищев, в рамках общепсихологической  теории отношений, указывает на переход  отношений личности в устойчивые формы как на формирование характера [5].

 На основании индивидуально–морфологических  и социально–психологических исследований, Б.Г.Ананьев и его  последователи  пришли к выводу о том, что  существует определенная объективная последовательность в процессе характерообразования. Изучение ранних форм поведения свидетельствует о наличии врожденных категорий: активность – пассивность, регулярность – нерегулярность, интенсивность – слабость реакций, контактность – замкнутость, способность к адаптации – инертность с первых недель жизни. Причем влияние среды на перечисленные виды поведения является минимальным, а соответствующие особенности поведения представляют собой генотип. Часто варианты формирующейся индивидуальности могут оставаться незамеченными, замаскированными в той среде, которая требует минимального приспособления. На формирование характера заметное влияние оказывает возраст. По мнению С.Л.Рубинштейна, некоторые черты характера формируются на определенных возрастных этапах: в раннем и дошкольном возрасте – доброта, отзывчивость, аккуратность, добросовестность и противоположные им, в младшем школьном возрасте формируются черты характера, а в ранней юности базовые нравственные мировоззренческие его основы [9,с.356].

В характере фиксируются  и закрепляются, переходя в действия, мотивы поведения. Каждый действенный  мотив поведения, приобретающий  устойчивость – это будущая потенциальная  черта характера в ее генезисе. В мотивах черты характера  впервые выступают в виде тенденций, а затем действие переходит посредствам  формирования надлежащих мотивов поведения  в стереотип поведения.

С.Л.Рубинштейн, выдвигая гипотезу о происхождении характера, писал: «Узловой вопрос о том, как мотивы (побуждения), характеризующие не столько  личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность… Для того, чтобы мотив (побуждение) стал личностным свойством, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отношению к личности чертах… Характер – стабильная форма, которую часто исследуют на уровне личности»[9,с.342]. Он проявляется в деятельности, в поведении и в них же формируется. Динамика формирования связана с возможностью возникновения в каждой новой ситуации нового способа поведения, который, в последствии из отдельного поступка может превратиться в черту характера.

Человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, отличается нерешительностью, неустойчивостью  поведения, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т.е. отсутствием основополагающих черт, входящих в характеристику психологически зрелой личности.

Можно предположить, что существуют некоторые последовательно возникающие  новообразования личности, определяющие этапы центральной линии ее онтогенетического  развития. При изучении личности, психологи  признают возникновение у нее  «ядра», которое обозначается ими  как «Я-система», «система - Я» или просто «Я». Эти термины обычно употребляются в качестве объяснительных при рассмотрении психической жизни человека и его поведения, однако психологическое содержание и строение этого «ядра» не раскрыто и не установлены закономерности его развития в онтогенезе.

Врожденные особенности  организма являются задатками, которые  обусловливают, но не предопределяют психические  свойства человека. В зависимости  от его жизнедеятельности, на основании  одних и тех же задатков, могут  вырабатываться, формироваться и  проявляться различные свойства – способности и черты характера, к которым относят и акцентуацию.

Развернутые описания типологии  и феноменологии личности представлены отечественными и зарубежными исследователями. Наиболее известные из них возникли в пограничной области, на стыке  двух наук: психологии и психиатрии и принадлежат клиницистам К.Юнгу(1982), Э.Кречмеру (1982), У.Шелдону (1982), П.Б.Ганнушкину (1933), К.Леонгарду (1981), А.Е.Личко (1985) и д.р.

Первые работы этого направления  содержали небольшое число типов. Так, К.Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный. Два типа: циклоидный и шизоидный описаны у Э.Кречмера. Со временем число типов увеличилось: в работах Б.Г.Ганнушкина определено порядка девяти типов, у Л.Леонгарда и А.Е.Личко – десять-одиннадцать типов.

Наиболее полное и яркое  описание феноменологии и типологии  собственно характера принадлежит  отечественному психиатру П.Б.Ганнушкину в его учении о конституциональных психологических личностях. В своей  работе «Постановка вопроса о  границах душевного здоровья», он писал: «Со времени Клода Бернара  можно считать установленным, что  никакой коренной разницы между  явлениями здоровья и болезни  не существует, что, наоборот, существует необходимая связь между феноменами того или иного порядка, что  в  области патологии действуют  те же законы и силы, что и в  норме; между двумя формами существования человека – здоровьем и болезнью – разница только в том, что при последней нарушается гармония всех взаимоотношений между функциями организма, которые наблюдаются в норме» [2].

Учитывая тот факт, что  психическая область, являясь несравненно  более сложной по своей конструкции, чем сфера соматическая, автор  отметил, что понятие «норма»  в области психики является совершенно неустановленной и крайне неопределенной. Психопатиями он назвал такие аномалии характера, которые «определяют  весь психический облик индивидуума», в течение жизни  «не подвергаются сколько–нибудь резким изменениям» и «мешают приспособляться к окружающей среде»[2, с. 46].

Эти три критерия были обозначены О.В.Кербиковым (1971), как тотальность и относительная стабильность психологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию. Отклонения характера от определенного среднего или нормального типа у таких личностей таковы, что от них страдают или они сами, или общество. П.Б.Ганнушкин подчеркивал, что динамику психопатий можно понимать широко и узко. В широком плане рассматриваются изменения склада личности в течение жизни под влиянием возрастных кризов. Такая динамика прослеживается и у психически полноценных людей, но психопатические личности обнаруживают эти критические периоды особенно бурно[1,с.47].

Вопрос о причинах ядерных  психопатий очень сложен. П.Б.Ганнушкин  впервые четко сформулировал  клинические критерии, отграничивающие  конституциональные психопатии: врожденность, а также генетическая обусловленность  психопатологических свойств; тотальность (патологические особенности накладывают  отпечаток на весь душевный склад  личности); пограничность (психопатии находятся на грани между психозом, с одной стороны, и психическим здоровьем – с другой)[1,с 47].

Введя в психиатрию новое  понятие «типы реакций», он разделяет  их по генезу на реакции конституциональные и ситуационные; по клинической картине  – на реакции шизофренические, параноидные  и др.

При психопатии нет признаков  органического поражения мозга, о чем, в частности, говорит факт достаточно высокого развития интеллектуальных функций. В их происхождении главную  роль приписывали до сих пор недостаточно выясненному биологическому процессу, который ранее назывался наследственным врождением или дегенерацией.

В учениях о психопатиях  много нового внес  отечественный  психиатр О.В.Кербиков, его заслуга состоит в том, что он убедительно показал недостаточность сведения генеза психопатий только к конституционально–генетическому типу[12].

Психопатии могут быть не только «врожденными» (ядерными), но и «краевыми», сформировавшимися  в результате патохарактерологического («анормального») развития личности. Последнее возникает под влиянием хронической психогенной травматизации, неправильного воспитания и других, неблагоприятных социально–психологических факторов. Проблема отграничения психопатий  от крайних вариантов нормы возникла на заре учения о психопатиях. Так, В.М.Бехтерев (1886) упоминал о «переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием», уделяя внимание, что «психопатическое состояние может быть выражено в столь слабой степени, что при обычных условиях оно не проявляется». Следовательно, В.М.Бехтерев допускал наличие качественно иного личностно– характерологического состояния, которое нельзя было отнести ни к диапазону нормы, ни к диапазону психопатий. О.А.Ахвердова (1998) и И.В.Боев (1999) предполагают, что в конституционально– континуальном пространстве между акцентуациями и психопатиями существует промежуток, который представляет собой диапазон аномальной личностной изменчивости. Подобные ситуации описывал П.Б.Ганнушкин (1933), обозначая их как «латентные психопатии», Г.К.Ушаков (1973) как «крайние варианты нормального характера», О.В.Кербиков (1961) как «предпсихопатию»[12].

Современные концепции изучения акцентуаций возникли на основе теории П.Г.Ганнушкина о психопатических  личностях. Согласно концепции акцентуированных личностей  К.Леонгарда, нормы личности могут быть разделены на две группы: основную и дополнительную. Основных черт значительно меньше, но они являются стремлением личности, определяют ее развитие, адаптацию, психическое здоровье. При большей степени выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность, в целом придавая ей своеобразие, а при неблагоприятных социальных условиях могут способствовать ее разрушению. Личности, у которых основные черты имеют высокую степень выраженности, К.Леонгард называет акцентуированными. Акцентуированные личности не являются патологическими, это нечто промежуточное между декомпенсированной психопатией и характерологической нормой. Акцентуации отображают личностное своеобразие, преобладание тех или иных характерологических черт, которые развиваются и проявляются в зависимости от воспитания и условий жизни, о них можно говорить лишь тогда, когда какая – либо черта характера начинает приобретать чрезмерную выраженность, делая личность необычной. Важно отметить, что К.Леонгард не представил дифференциально–диагностических критериев между акцентуациями и психопатиями, В результате чего термин «акцентуация» заменил термин «психопатия».

Концепция «акцентуированных  личностей» К.Леонгарда, в которой акцентуации определяются как «крайние варианты нормы», имеющие определенные личностные «заострения», получила дальнейшее развитие и конкретизацию в работах А.Е.Личко, указавшего на то, что при рассмотрении данной категории правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, поскольку личность – понятие гораздо более сложное, чем характер, оно «включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение…». Между тем, западные психологи, говоря о «личности», часто имеют в виду ее характерологию, понимая характер не только как базис личности, но и как интегративное образование. В характере находят свое выражение система отношений личности, ее установки, ориентации и т.д[9].

А.Е.Личко разграничивает патологию и нормальный характер, основываясь на диагностических критериях психопатии П.Б.Ганнушкина – О.В.Кербикова. Характер можно считать патологическим, если он не подвергается изменениям на протяжении всей жизни; определяет весь психический склад личности и мешает приспособлению человека к жизни. При акцентуациях характера не может быть ни одного из этих признаков или, во всяком случае, не бывает никогда соответствия как при психопатиях, одновременно по трем признакам[2].

В добавлении к критериям  П.Б.Ганнушкина и О.В.Кербикова, А.Е.Личко отмечает еще один признак, отличающий акцентуацию от психопатии. «При акцентуациях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникает только при определенного рода психических травмах, лишь в некоторых трудных ситуациях, а именно тогда, когда они адресуются к «месту наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не развивающие этой «ахиллесовой пяты» не приводят к нарушениям и переносятся спокойно. При каждом типе акцентуаций имеются свойственные только ему, отличные от других типов «слабые места» [2].

Согласно теории автора, будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом, а являются лишь почвой, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых аффективных и патохарактерологических реакций, психопатических развитий и т.п. состояний).

 

1.4. Причины  возникновения акцентуаций.

        На  основе систематики формирования  психопатий П.Б.Ганнушкина, можно  систематизировать факторы, влияющие  на возникновение и развитие  акцентуаций характера у подростков, а в дальнейшем, возможно, и на  появление психопатий.

Среди биологических факторов, приводящих к акцентуациям характера, выделяют:

- Действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг. К таким вредностям можно отнести тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, тяжелые истощающие соматические заболевания.

- Неблагоприятная наследственность, которая включает в себя определенный тип ВНД, алкоголизм родителей, предопределяющий тип акцентуации характера.

- Органические повреждения головного мозга, т.е. черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т.п.

- «Пубертатный криз», обусловленный неравномерностью развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, отягощенный физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной системы и «гормональной бурей»[2].

 К социально-психологическим  факторам следует отнести:

         1.Нарушения  воспитания подростка в семье.

Влияние семейной среды на формирование личности является наиболее важным в силу того, что семья  служит основным общественным институтом социализации личности (Соотношение  между акцентуациями характера  и наиболее неблагоприятными типами семейного воспитания будет раскрыто в главе 4 «Диагностическая и коррекционная  работа»).

         2.Школьную  дезадаптацию.

 В подростковом возрасте  падает интерес к учебе в  силу изменения ведущего вида  деятельности (согласно теории возрастной  периодизации Д.Б.Эльконина).

 В психологии предпринимались  попытки выделения специфических  школьных трудностей. С точки зрения одного из исследователей этой проблемы Д.Скотта, «… характер дезадаптации ребенка в школе можно определить по форме дезадаптированного поведения, а именно: по депрессивному состоянию, по проявлениям тревожности и враждебности по отношению к взрослым и сверстникам, по степени эмоционального напряжения, по отклонениям в физическом, умственном и сексуальном развитии, а также по проявлениям асоциальности под влиянием неблагоприятных условиях среды».

Информация о работе Эмпирические исследования акцентуаций характера подростков