Эмоциональный интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:20, реферат

Описание работы

Рассмотрен ряд концепций эмоционального интеллекта: эмоциональный интеллект как способность, эмоциональный интеллект как набор навыков и эмоциональный интеллект как набор черт характера.
Своей популярностью концепция эмоционального интеллекта обязана книге Д.Гоулмана «Эмоциональный интеллект». В ней автор утверждает, что эмоциональный интеллект является залогом успеха во всем, начиная от личной жизни и до карьерного продвижения, а также активно пропагандирует идею развития эмоционального интеллекта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Модели эмоционального интеллекта……………………………………………………..5
Модель Сэловея и Мэйера………………………………………………………....5
Модели Гоулмена и Бар – Она………………………………………………….....6
Модель Люсина……………………………………………………………………..7
Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие в различных возрастах……….9
Эмоциональный интеллект и успешность обучения в школе и институте…………...10
Эмоциональный интеллект и профессиональное развитие…………………………….11
Отношение к надежде и значимые жизненные события………………………………...12
Отношение мотивации достижения, темперамента и когнитивных стилей в структуре личности…………………………………………………………………………………….12
Исследование социально-психологической адаптации как продуктивного проявления индивидуальности……………………………………………………………………….…13
Связь способности к обману и распознаванию обмана с социальным интеллектом, мотивационным профилем………………………………………………………………...14
Диспозиционная модель эмоционального интеллекта…………………………………..15
Эмоциональный интеллект в социальной сфере………………………………………….15
Психологическое и физическое здоровье и эмоциональный интеллект………………..16
Заключение………………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы ………………...…………………………………....19

Работа содержит 1 файл

Реферат (эмоциональный интеллект).docx

— 64.26 Кб (Скачать)

Отношение мотивации достижения, темперамента и когнитивных  стилей в структуре личности.

Личность  по праву считается ключевым понятием в психологии. Вместе с тем, изучение личности – одна из самых важных и сложных задач психологической  науки. Интерес к личности всегда сопровождал и стимулировал развитие психологии. Учёные стремились понять сущность личности, раскрыть её психологическую  структуру. В связи с этим активно  стали разрабатываться теории личности. Ни одна теория личности не может обойтись без концепции её структуры. Наличие  сформированной структурной концепции  служит основным признаком разработанности  любой теории личности. Вот почему, говоря о личности, акцент, прежде всего, делать следует на её структуре. Экспериментальное  изучение структуры личности как  в отечественной, так и в зарубежной психологии началось сравнительно недавно. К настоящему времени число теорий несоизмеримо опережает количество систематических исследований структуры  личности. В связи с этим всё  более и более актуальными  становятся вопросы научной организации  и проведения таких исследований. На современном этапе развития психологических  знаний недостаточно изученными остаются вопросы соотношения и возрастной динамики взаимосвязей мотивации достижения, темперамента и когнитивных стилей в структуре личности. Имеющиеся  данные противоречивы, поэтому ни о  какой единой согласованности мнений теоретиков и практиков говорить не приходится. Выделение мотивации, темперамента и когнитивных стилей в структуре личности было обосновано многими известными психологами. Так, мотивация в контексте структуры  личности выступает актуальным предметом  исследований в трудах А.Н. Леонтьева, А.Б. Орлова. Для Г.Ю. Айзенка и  В.М. Русалова в этом отношении представляет интерес темперамент. Присутствие  мотивации наряду с темпераментом  в психологической структуре  личности отмечают Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалёв, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Э.А. Голубева, Р. Кэттелл, Р. Мейли. Уверенность  в необходимости включения в  состав структуры личности когнитивных  стилей высказывают М.А. Холодная, Г. Уиткин, Ф. Олтман, Р. Мейли, В.В. Селиванов. Несмотря на огромное число отдельных  исследований мотивации достижения, темперамента и когнитивных стилей, вопросы об их соотношении и его  возрастной динамике в структуре  личности до сих пор остаются недостаточно теоретически и эмпирически проработанными. Даже в тех немногих случаях, когда  предпринимаются попытки теоретически обосновать и интерпретировать предполагаемые связи, эмпирические требования их проверки и доказательства нередко упускаются из вида. При сложившемся положении  дел страдает и теория, и практика, и наука в целом. Бесспорно, изучать  непосредственно психические явления  необходимо. Однако дальнейшее развитие науки требует ответить на следующие  вопросы: как связаны эти явления  между собой и каким образом  их соотношение изменяется в онтогенезе. Поэтому неудивительно, что постановка и решение заданных вопросов в  современных условиях приобретает  особое значение.  

Исследование  социально-психологической  адаптации как  продуктивного проявления индивидуальности.

Жизнь человека невозможна без общения с людьми, без влияния социума. Формирование человеческой личности, становление  «я-концепции» происходит при обязательном участии окружающих, как непосредственном (воздействие при воспитании, обучении), так и дистантном (свободное высказывание точек зрений, мнений в литературе). Это и выдвигает на первый план необходимость исследования социально-психологической адаптации - процесса, приводящего к социально-психологической адаптированности – состоянию взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Социально-психологическую адаптацию можно назвать продуктивным проявлением индивидуальности, опираясь на взгляды А.Г. Асмолова. Подобный вывод основывается на ряде общих характеристик, лежащих в основе этих двух понятий. Речь идет об идеях активности личности в процессе социально-психологической адаптации, наличии необходимости осуществлять выбор при адаптации между разными мотивами, отыскивать приемы и средства для овладения своим поведением, использовать различные средства для перестройки отклоняющихся от нормативно заданных эталонной группой линий поведения. В конечном счете, продуктом проявления социально-психологической адаптации является адаптированность как преобразование субъектом себя.

Связь способности к  обману и распознаванию  обмана с социальным интеллектом, мотивационным  профилем.

Планомерное научное осмысление обмана, как неотъемлемого  атрибута человеческой жизни, началось лишь в ХХ веке, и за этот период накопился  большой объем теоретического и  практического материала. Несмотря на это, феномен обмана остается одним  из самых сложных и запутанных в психологической науке. Это  обусловлено двумя причинами. Во-первых, за долгое время изучения появилось  крайне мало “жизнеспособных” психологических  теорий обмана, так же сложности  создает отсутствие единого мнения по поводу классификации актов обмана и лжи. Во-вторых, при психологическом  исследовании обмана серьезной сложностью является его диагностика. Причиной первой сложности является то, что  результаты многочисленных психологических  исследований часто невозможно подвести к единому знаменателю, при этом результаты, зачастую противоречат друг другу. Становится очевидно, что для  успешного исследования такого сложного феномена как обман нужно применять  системный подход. В этом может  помочь теория интегральной индивидуальности, разработанная В. С. Мерлином.

В.С. Мерлин выдвинул теорию индивидуальности, содержащую такие уровни: нейродинамический, биохимический, соматический, уровень темперамента (психодинамический), уровень личностных свойств, уровень социальных ролей. Эти уровни связаны между собой многозначными связями (несколько свойств одного уровня может быть связано с одним свойством другого), однозначные связи для них не характерны. 
При рассмотрении структуры темперамента Мерлин выделяет следующие компоненты: 
•    экстраверсию – наличие зависимости между психической деятельностью и объективной ситуацией; 
•    тревожность – состояние повышенного беспокойства в ситуации, предвещающей какую-либо угрозу; 
•    реактивность – интенсивность ответной реакции на действие стимула; импульсивность – величина, характеризующая то время, которое необходимо, чтобы эмоции стали побудительной силой действия; 
•    эмоциональная устойчивость – возможность контроля эмоций; 
•    эмоциональная возбудимость – сила эмоциональных переживаний; 
•    ригидность -  неспособность изменить схему деятельности согласно условиям ситуации. 
По Мерлину понятие «индивидуальный стиль деятельности» представляет специфическую систему психологических средств, которые человек сознательно или подсознательно использует для гармонизации своей индивидуальности. 
Психолог считает, что темперамент не подлежит изменениям из-за своей генетической обусловленности, но существуют методы его компенсации.

Диспозиционная  модель эмоционального интеллекта.

Развивается теория эмоционального интеллекта в Великобритании В.К.Петрайдсом и А.Фюрнамом. Они рассматривают эмоциональный интеллект как черту характера. Они признают, что термин не совсем отражает суть концепции и предлагали термин заменить его термином «эмоциональная самоэффективность». Однако первый термин в силу традиции продолжает доминировать в публикациях. Согласно концепции этих исследователей: «Эмоциональный интеллект, как черта характера, является совокупностью связанных с эмоциями представлений о себе и диспозиций на нижних уровнях иерархии личности».

Данные  авторы провели контент-анализ существовавших на тот момент теорий эмоционального интеллекта и выделили 15 различных  компонентов, свойственных более чем  одной модели эмоционального интеллекта. К ним относятся: адаптивность, настойчивость, выражение эмоций, управление эмоциями (других), восприятие эмоций (собственных  и других людей), эмоциональная регуляция, импульсивность (низкая), навыки взаимоотношений, самооценка, самомотивация, социальная компетентность, управление стрессом, эмпатия (как черта характера), благополучие (как черта характера), оптимизм (как  черта характера). Более подробное  описание компонентов приведено  в приложении.

Также в  ряде исследований было показано, что  тринадцать из приведенных выше компонентов  формируют четыре взаимосвязанных  фактора эмоционального интеллекта: благополучие (компоненты: счастье, оптимизм, самооценка), самоконтроль (компоненты: управление эмоциями, импульсивность и стресс-менеджмент), эмоциональность (компоненты: восприятие эмоций, эмпатия, выражение эмоций и взаимоотношения) и общительность (компоненты: управление эмоциями, ассертивность и осведомленность  о социальной ситуации).

             Эмоциональный интеллект в социальной сфере. 

В результате исследования, проведенное Данхамом, МакКинли, Кучудом и Холтом в 1990 году на выборке дошкольников в возрасте от 33 до 35 месяцев) было обнаружено, что  эмоциональные знания, включающие в  себя понимание эмоционально заряженных ситуаций и выражений, коррелируют  с привлекательностью данного дошкольника  для сверстников, даже при контроле таких параметров как возраст, пол  и просоциальное поведение. Аналогично, результаты лонгитюдного исследования детей из экономически неблагополучных  семей показали, что точность распознавания  эмоций и их определения в возрасте пяти лет коррелируют с последующей  социальной и академической успеваемостью, даже при учете влияния факторов темперамента и вербального интеллекта. В целом, восприятие эмоций показывает постоянную корреляцию с просоциальным  поведением и удовлетворительными  взаимоотношениями со сверстниками.

По данным, основанным на самоотчетах респондентов, результатах социометрии и оценках  учителей, принятие ребенка или подростка  сверстниками считается «ключевым  для детства и юности показателем  компетентности», в то время как  отвергнутость сверстниками связана  с неадаптивным поведением и экстернализацией негативного поведения. В последующие  годы социометрический статус, занимаемый ребенком среди сверстников, и наличие  друзей оказывают влияние на общее  благополучие, учебную успеваемость и концепцию Я. С другой стороны, отвержение сверстниками оказывает  негативное влияние на текущую и  последующую социоэмоциональную адаптацию.   

Хаббард и Кой выделили несколько плоскостей эмоционального функционирования, которые  влияют на компетентность взаимодействия ребенка в социуме, включая способность  воспринимать, выражать и регулировать эмоции, сочувствие и эмпатию.

Исследования  также показали, что более высокий  уровень развития эмоциональный  интеллект у ребенка связан с  более частыми номинациями его  за просоциальное поведение и  меньшим количеством номинаций  за антисоциальное поведение. В дополнение к этому, ученики с более высоким  эмоциональным интеллектом оцениваются  учителями как более приспособленные  к ситуации, чем ученики с более  низким эмоциональным интеллектом. Другими словами, то, как дети оценивают  свои эмоциональные способности, отражается на их поведении в школе так, что  это влияние становится очевидным для других. 

Психологическое и физическое здоровье и эмоциональный  интеллект.

Эмоциональный интеллект отрицательно коррелирует  с депрессией, тревожностью, фобическими  и обсессивнымми симптомами, личностными  расстройствами и эмоциональным  выгоранием. В частности, согласно статистическим данным, полученным в лонгитюдном  исследовании, испытуемые с высоким  эмоциональным интеллектом в  три раза более устойчивы к  эмоциональному выгоранию, чем испытуемые, получившие низкие баллы по тесту. 

Недавный  мета-анализ, проведенный Шуте, Малуффом, Торстейнссоном, Булларом показал, что  связь между эмоциональным интеллектом  и психическим здоровьем значима  и устойчива. Эти данные распространяются на мужчин и женщин, подростков и  взрослых, а также студентов и в целом общество.

В частности, в недавнем исследовании было показано, что эмоциональный интеллект  демонстрирует обратную связь с  выделением кортизола в ситуации стресса.

Недавнее  исследование роли эмоционального интеллекта в намеренном причинении себе вреда  подростками (16-19 лет) показало, что  вероятность, что человек причинит себе вред составляет 75%, если уровень  эмоционального интеллекта ниже 2.47, 50% - если эмоциональный интеллект выше 3.47 и падает до 25% при эмоциональном  интеллекте выше 4.50. Также было показано а) наличие связи между эмоциональным  интеллектом и причинением себе вреда, б) что связующим звеном между  эмоциональным интеллектом и  причинением себе вреда является выбор копинг-стратегии (адаптивной или неадаптивной). 

В исследовании, проведенном Миколайцак, было обнаружено, что эмоциональный интеллект  смягчает влияние стресса на эмоциональное  состояние человека, т.е. человек  с высоким эмоциональным интеллектом  в меньшей мере склонен испытывать негативные эмоции в стрессогенных  ситуациях. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         
 
 
 
 
 
 

Заключение:

Эмоции - (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - это  эмоциональный процесс средней  продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Эмоциональный интеллект - это устойчивая ментальная способность, часть обширного класса ментальных способностей. Эмоциональный  интеллект может рассматриваться  как подструктура социального интеллекта. В структуру эмоционального интеллекта входят способности к осознанной регуляции эмоций, пониманию (осмыслению) эмоций, ассимиляции эмоций в мышлении, различению и выражению эмоций.

Информация о работе Эмоциональный интеллект