Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:20, реферат
Рассмотрен ряд концепций эмоционального интеллекта: эмоциональный интеллект как способность, эмоциональный интеллект как набор навыков и эмоциональный интеллект как набор черт характера.
Своей популярностью концепция эмоционального интеллекта обязана книге Д.Гоулмана «Эмоциональный интеллект». В ней автор утверждает, что эмоциональный интеллект является залогом успеха во всем, начиная от личной жизни и до карьерного продвижения, а также активно пропагандирует идею развития эмоционального интеллекта.
Введение……………………………………………………………………………………3
Модели эмоционального интеллекта……………………………………………………..5
Модель Сэловея и Мэйера………………………………………………………....5
Модели Гоулмена и Бар – Она………………………………………………….....6
Модель Люсина……………………………………………………………………..7
Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие в различных возрастах……….9
Эмоциональный интеллект и успешность обучения в школе и институте…………...10
Эмоциональный интеллект и профессиональное развитие…………………………….11
Отношение к надежде и значимые жизненные события………………………………...12
Отношение мотивации достижения, темперамента и когнитивных стилей в структуре личности…………………………………………………………………………………….12
Исследование социально-психологической адаптации как продуктивного проявления индивидуальности……………………………………………………………………….…13
Связь способности к обману и распознаванию обмана с социальным интеллектом, мотивационным профилем………………………………………………………………...14
Диспозиционная модель эмоционального интеллекта…………………………………..15
Эмоциональный интеллект в социальной сфере………………………………………….15
Психологическое и физическое здоровье и эмоциональный интеллект………………..16
Заключение………………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы ………………...…………………………………....19
· понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.
Способность к управлению эмоциями означает, что человек:
· может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
· может контролировать внешнее выражение эмоций;
· может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, можно говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте.
С точки зрения Люсина, представляется неправильным трактовать эмоциональный интеллект как чисто когнитивную способность по аналогии с пространственным или вербальным интеллектом. Разумно предположить, что способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. Поэтому эмоциональный интеллект можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками. Эмоциональный интеллект – это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности. Можно указать на три группы таких факторов.
Факторы,
влияющие на эмоциональный интеллект
|
||||||||||||||||
|
|
|
Предлагаемая модель эмоционального интеллекта принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. Для измерения предложенного конструкта могут использоваться задачи, характерные для интеллектуальных тестов, и опросники. Для измерения внутриличностного эмоционального интеллекта больше подходят опросники, поскольку сомнительно, что внутренний рефлексивный опыт человека можно оценить с помощью задач, имеющих правильные и неправильные ответы. При измерении межличностного эмоционального интеллекта использование задач более уместно, хотя при этом возникают сложные методические вопросы, связанные с определением правильных и неправильных ответов.
Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие в различных возрастах.
Раз за разом подтверждается, что высокий уровень развитый эмоционального интеллекта положительно влияет на качество социального взаимодействия и успешность обучения в школе. В частности, Изард и др. обнаружили, что положительную связь между знаниями об эмоциях у пятилетних детей и их последующими навыками социального взаимодействия (ассертивностью, склонностью к сотрудничеству, самоконтролем) в третьем классе. В этом же исследовании было обнаружено, что эмоциональный интеллект имеет отрицательную корреляцию с интернализацией и гиперактивностью.
Навык эмоциональной
регуляции у детей, видимо, влияет
на их социальное благополучие в целом.
В лонгитюдном исследовании детей
в возрасте 3-4 года, Денхам собрал данные
об их эмоциональной регуляции и
знаниях об эмоциях. Модель структурного
уравнения показала влияние эмоциональной
регуляции и знаний об эмоциях
на уровень эмоциональной
Исследование
подростков, проведенное Местре, показало,
что у 15-летних испанских студентов
эмоциональный интеллект
Лопес и коллеги провели двухнедельное дневниковое исследование социального взаимодействия студентов в Германии. В своих дневниках участники рассказывали о каждой беседе, длившей 10 и более минут. Была обнаружена значимая корреляция между баллами, полученными в тесте MSCEIТ по шкалам восприятие эмоций, фасилитация и управление эмоциями (понимание же не влияло) и тем, насколько интересной, приятной, желаемой и уважительной была беседа.
Бреккет
и коллеги обнаружили, что более
высокий эмоциональный
В ряде исследований
было показано, что личность с более
высоким эмоциональным
Аналогичные результаты были получены в исследовании Лопес и др. В этом исследовании была обнаружена корреляция от 0.28 до 0,29 с самооценкой испытуемыми общего качества взаимодействия с другими людьми и с полученными ими номниациями на «человека, обращающего внимания на чувства и заботы других» и «всегда готового прийти на выручку». Согласно данным того же исследования, испытуемые с более высоким эмоциональным интеллектом чаще выбирали респондентов, которые выбирали их.
Эмоциональный интеллект и успешность обучения в школе и институте.
Был проведен ряд исследований, направленных на изучение влияния эмоционального интеллекта на успешность обучения. Вышеупомянутое исследование Изарда и др. показало, что знания об эмоциях пятилетних дошкольников в дальнейшем влияет на их академические успехи (напр., арифметические навыки, навык чтения и мотивацию на успех). Корреляция осталась значимой даже после вычета влияния вербального интеллекта, пола и социоэмоциональных черт характера.
Халберстадт и Холл изучили 22 исследования невербальной восприимчивости, направленных на детей начальной, средней и старшей школы, и обнаружили небольшую, но значимую положительную корреляцию между способностью понимать невербальные сигналы и когнитивной способностью, оценивавшейся при помощи стандартных тестов и на основании учебных успехов.
Общий уровень
эмоционального интеллекта, стратегический
эмоциональный интеллект и
Эмоциональный интеллект и профессиональное развитие.
Вопрос связи эмоционального интеллекта с профессиональными результатами личности исследовался рядом ученых. Здесь приведены только некоторые. Так, при исследовании, проведенном при участии девяносто одного руководителя высшего звена, было обнаружено, что с повышением уровня занимаемой руководителем позиции эмоциональный интеллект может понижаться. Именно такие результаты показали 59 руководителей, занимающих высокие должности в крупной международной организации.
С другой
стороны, сотрудники, очевидно, ценят
высокий эмоциональный
Аналогичным образом, эмоциональный интеллект хорошо влияет на отношения с клиентами.
Некоторые
межличностные отношения
Элфенбейн
и др. исследовала поведение
Мюллер
и Курхан обнаружили корреляцию между
высоким уровнем понимания
На данный
момент также существуют предварительные
данные о связи эмоционального интеллекта
и эффективности рабочей
Отношение к надежде и значимые жизненные события
Традиционно
в психологии, вслед за основоположниками
отечественной концепции
«Отношение
– целостная система