Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа
Цель исследования – продиагностировать эмоциональные состояния детей с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным уровнем интеллекта.
Объект исследования – особенности эмоциональных состояний детей с ДЦП.
Предмет исследования – особенности эмоциональных состояний детей с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным интеллектом.
Введение 3
1 Детские церебральные параличи и их клинические проявления 5
1.1 Понятие детского церебрального паралича 5
1.2 Этиология и патогенетические механизмы возникновения детских церебральных параличей и их классификация 7
1.3 Клинические формы ДЦП 18
2 Эмпирическое исследование эмоциональных состояний детей с ДЦП 25
2.1 Методы исследования 25
2.2 Результаты исследования 26
2.3 Анализ результатов исследования 29
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 36
Приложение А - Рисунки детей с ДЦП со сниженным уровнем интеллекта по методике «Несуществующее животное»
Приложение Б - Рисунки детей с ДЦП со сниженным уровнем интеллекта по методике «Дом. Дерево. Человек»
2.3
Анализ результатов
исследования
Объединив результаты, полученные методикой «Несуществующее животное», можно заключить, что испытуемым свойственно недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание. Выражена защита от окружающих, которая порой проявляется в некоторой агрессивности по отношению к другим, повышенной тревожности, недифференцированной опасливости и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях, хотя в целом ярко выраженной агрессии нет (см. Приложение А, рис. 3). Склонны обращать на себя внимание, тенденция к самоутверждению. Наблюдается эгоцентризм, т.е. неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения. Дети склоны к рациональному формированию суждений по значимой информации, но при этом у них доминирует конформность суждений и установок в принятии решений. Ярко это проявляется в рисунках, где голова животного занимает значительное пространство, а лапы при этом – однотипны и однонаправлены (см. Приложение А, рис. 4, рис. 2). Иногда свойственна импульсивность принятия решений. Есть тенденция к скрытности, закрытости своего внутреннего мира.
В
тесте «Дом. Дерево. Человек» наблюдается
тенденция к отчуждению и оппозиции,
уединению и неприятию
В
целом, по результатам проведенных
методик, можно заключить, что детям
с ДЦП со сниженным интеллектом
свойственны такие реакции как
тревожность, защита от окружающих. При
этом они дружелюбны и, в основном, не проявляют
агрессию к другим, стараются быть открытыми.
Но для них сложно пустить другого в свой
внутренний мир, полностью раскрыться
перед окружающими, довериться. Дети чувствительны
к окружающему, проявляют озабоченность
взаимодействием со средой, ищут поддержку
и признание других. Наблюдается склонность
к фантазированию, мечтательности.
Заключение
Было
проведено исследование актуальное
для современной психологии, связанное
с использованием популярных проективных
методик «несуществующее
В данной курсовой работе мы решили поставленные перед нами задачи. Во-первых, мы проанализировали литературу по теме ДЦП и его клинических проявлений. Во-вторых, провели исследование на детях с ДЦП со сниженным интеллектом, используя проективные методики. В-третьих, проинтерпретировали полученные результаты, на их основании сделали выводы и доказали выведенную нами гипотезу о том, что дети с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным интеллектом проявляют повышенную тревожность, отчуждение и склонность к уединению.
Проанализировав результаты исследования, мы получили следующие выводы. Детям с ДЦП со сниженным интеллектом свойственны такие реакции как тревожность, защита от окружающих. Они склоны к уединению, отчуждению. Им свойственна боязнь быть покинутыми. Дети чувствуют нехватку психологической теплоты. Есть определенные трудности социальной адаптации. Наблюдается склонность к фантазированию, мечтательности. Ищут наслаждение прежде всего в фантазиях.
При этом они проявляют
Общение оказывает решающее влияние на формирование личности, ее содержательных и формальных характеристик, психических процессов свойств и состояний. Коммуникативный компонент является центральным, способствующим вхождению ребенка с ДЦП в мир взрослых людей и сверстников; социально-личностный компонент обеспечивает социальную насыщенность и направленность общения, взаимосвязь потребности личности и ожидания социума; психолого-дидактический компонент, определяет содержание и методическое сопровождение образовательного процесса, психологическую поддержку, способы выполнения действий, которыми должен овладеть ребенок
Необходимо
отметить, что одним из важнейших условий
благоприятного эмоционального фона для
детей с ДЦП является поддержка со стороны
окружающих и, в первую очередь, близких
родственников и педагогов. Следует подчеркивать,
что наряду с недостатками у детей есть
большие достоинства, что они смогут многого
добиться в жизни, если приложат усилия.
Список
литературы
Приложение
Приложение
А – Рисунки детей с ДЦП со сниженным уровнем
интеллекта по методике «Несуществующее
животное»
Приложение Б – Рисунки детей с ДЦП со сниженным уровнем интеллекта по методике «Дом. Дерево. Человек»