Эмоционалные состояния детей с дцп

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – продиагностировать эмоциональные состояния детей с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным уровнем интеллекта.
Объект исследования – особенности эмоциональных состояний детей с ДЦП.
Предмет исследования – особенности эмоциональных состояний детей с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным интеллектом.

Содержание

Введение 3
1 Детские церебральные параличи и их клинические проявления 5
1.1 Понятие детского церебрального паралича 5
1.2 Этиология и патогенетические механизмы возникновения детских церебральных параличей и их классификация 7
1.3 Клинические формы ДЦП 18
2 Эмпирическое исследование эмоциональных состояний детей с ДЦП 25
2.1 Методы исследования 25
2.2 Результаты исследования 26
2.3 Анализ результатов исследования 29
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 36
Приложение А - Рисунки детей с ДЦП со сниженным уровнем интеллекта по методике «Несуществующее животное»
Приложение Б - Рисунки детей с ДЦП со сниженным уровнем интеллекта по методике «Дом. Дерево. Человек»

Работа содержит 1 файл

курсовая клиническая психология.docx

— 70.14 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3
1 Детские церебральные параличи и их клинические  проявления 5
  1.1 Понятие детского церебрального паралича 5
  1.2 Этиология и  патогенетические механизмы возникновения  детских церебральных параличей  и их классификация 7
  1.3 Клинические формы  ДЦП 18
2 Эмпирическое  исследование эмоциональных состояний  детей с ДЦП 25
  2.1 Методы исследования 25
  2.2 Результаты  исследования 26
  2.3 Анализ результатов  исследования 29
Заключение 32
Список  литературы 34
Приложение 36
  Приложение  А - Рисунки детей с ДЦП со сниженным  уровнем интеллекта по методике «Несуществующее  животное»  
  Приложение  Б - Рисунки детей с ДЦП со сниженным  уровнем интеллекта по методике «Дом. Дерево. Человек»          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Термин  «детский церебральный паралич» (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся  в недостатке или отсутствии контроля центральной нервной системы  за произвольными движениями. Таким  образом, термином «детский церебральный паралич» объединяются синдромы двигательных расстройств, возникающие в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза. Церебральный паралич всегда появляется в детстве. А все изменения и нарушения головного мозга, происходящие по разным причинам у взрослых, имеют совсем иной характер, течение и последствия. Причин детского церебрального паралича может быть множество. На сегодняшний день существует более 400 предрасполагающих к этому заболеванию факторов.

       Среди детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата психологическим изучением  прежде всего и в наибольшей мере были охвачены дети с церебральным параличом (Московкина А.Г., Мастюкова Е.М., Раменская О.Л., Устинова Е.В., Мамайчук И.И., Архипова Е.В., Данилова Л.А. и др.).

       Проблемы  детей с нарушениями в развитии в последнее время приобретают  особую актуальность в связи с  постоянным ростом числа детей, относящихся  к данной категории.

       Цель  исследования – продиагностировать эмоциональные состояния детей  с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным уровнем интеллекта.

       Объект  исследования – особенности эмоциональных  состояний детей с ДЦП.

       Предмет исследования – особенности эмоциональных  состояний детей с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным  интеллектом.

       В основу исследования была положена следующая  гипотеза – дети с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным  интеллектом проявляют повышенную тревожность, отчуждение и склонность к уединению.

       На  основании принятой гипотезы и поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

       - проанализировать литературу по теме детского церебрального паралича и его клинических проявлений;

       - провести исследование на детях с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным интеллектом при помощи проективных методик «несуществующее животное» и «Дом. Дерево. Человек»;

       - проинтерпретировать полученные результаты и на их основании сделать выводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Детские церебральные параличи и их клинические  проявления
 
 
    1.   Понятие детского церебрального паралича
 

       Детский цереблральный паралич (ДЦП) — полиэтиологическое заболевание, чаще всего начинающееся внутриутробно и продолжающее развиваться в первые годы жизни. Термин «ДЦП» был предложен З . Фрейдом (1893) для объединения всех форм спастических параличей пренатального происхождения со сходными клиническими признаками. При ДЦП наблюдается сложная картина неврологических и психических нарушений, не только замедленный темп психического развития, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций.

       Выделяют  пренатальные, натальные и постнатальные  вредные факторы, которые могут  служить причиной возникновения  ДЦП. К ним относят инфекционные заболевания матери в период беременности, психические и физические травмы, механические травмы во время родов, асфиксию и др. Воздействие этих факторов приводит к ишемическому поражению  перивентрикулярной области головного  мозга и атрофическим процессам  в различных участках коры. Согласно другой концепции, в результате воздействия  вредных факторов на организм матери происходит сбой в функционировании аутоиммунного защитного механизма, и клетки-лимфоциты матери распознают белковые элементы плода как инородные  тела. В результате чего лимфоциты  матери начинают уничтожать белки плода, что приводит к атрофическим процессам  в мышцах тела и в головном мозге. Несмотря на разнообразие причин церебрального  паралича, во многих случаях невозможно определить точную причину нарушения [3].

       Факторы риска детского церебрального паралича включают:

- Инфекционные заболевания, судорожные состояния, патологию щитовидной железы, вредные привычки и прочие медицинские проблемы матери.

- Врожденные дефекты, в особенности головного и спинного мозга, головы, лица, легких и нарушение обмена веществ.

- Несовместимость по резус фактору, по группе крови между матерью и плодом, которая может вызвать повреждения мозга у плода. (К счастью, сейчас это состояние почти всегда своевременно диагностируется и лечится у женщин, которые получают надлежащую дородовую медпомощь).

- Определенные наследственные и генетические факторы.

- Осложнения во время родов.

- Преждевременные роды.

- Низкая масса при рождении (в особенности при весе ребенка меньше килограмма при рождении).

- Выраженная желтушность после рождения.

- Множественные плоды (двойня, тройня).

- Недостаточность снабжения кислородом (гипоксия) мозга в период беременности, во время или после рождения ребенка.

- Повреждения мозга в раннем возрасте (напр., менингит) травма мозга, гипоксия или мозговое кровотечение [13, c. 36].

       Дети  с ДЦП развиваются в условиях дефицитарности проприоцептивного  отдела двигательного анализатора. В связи с этим искаженным путем развивается управление позами и движениями тела, а также «схема» положений и движений тела, мышечно-суставное чувство. Двигательная недостаточность препятствует развитию зрительного восприятия пространства и движения, зрительно-моторной координации. В тесной связи с нарушениями зрительно-пространственного синтеза находится недостаточность функции счета, которая проявляется в замедленном усвоении понятия числа и его разрядного строения, замедленной автоматизации механического счета. Особенностью процесса мышления является его диссоциация — более выраженная недостаточность наглядно-действенного мышления по сравнению с вербальным. Формирование понятийного мышления отстает по сравнению со здоровыми детьми.

       У некоторых детей может отмечаться снижение остроты слуха, недостаточность слуховой памяти и слухового внимания, недоразвитие фонематического слуха . Часто при различных формах ДЦП встречаются речевые расстройства. Основное речевое расстройство при этом заболевании дизартрия , встречаются также дислалии, заикание .

       Для больных ДЦП характерна выраженность психодинамических проявлений —  инертность психики, замедленность переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания , вялость, аспонтанность. Обнаруживаются также проявления психического инфантилизма, выражающиеся в наличии не свойственных данному возрасту черт детскости, преобладании мотивов удовольствия в деятельности, склонности к фантазированию и мечтательности [3].   

    1.   Этиология и патогенетические механизмы возникновения детских церебральных параличей и их классификация
 

       Термин  «детские церебральные параличи» объединяет группу заболеваний, являющихся следствием повреждения головного, а иногда и спинного мозга, возникающих во время внутриутробного развития плода, во время родов или в  раннем послеродовом периоде. Примерно в 57% случаев заболевание является врожденным, в 40% - обусловлено патологическими  родами и только у 3% заболевших детей  оно связано с черепно-мозговой травмой, инфекционными заболеваниями, другими патологическими состояниями, развившимися уже после родов. Детские  церебральные параличи - относительно частое заболевание, встречающееся  в среднем у двух из 1000 родившихся детей. Его основной характерной  чертой является нарушение развития психомоторных функций ребенка. Двигательные расстройства проявляются в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушения координации движений. Эти симптомы нередко сопровождаются задержкой психоречевого развития вплоть до глубокой дебильности и полного отсутствия речи, судорожными припадками, нарушениями зрения, слуха, чувствительности, различной патологией со стороны внутренних органов [11, 25-27].

       Врожденные  заболевания, сопровождающиеся параличами, были известны еще во времена Гиппократа и Галена. Однако используемый в  настоящее время термин для обозначения  этого заболевания впервые появился в обиходе врачей лишь в первой половине XIX века. Основоположником изучения ДЦП считают английского хирурга-ортопеда Литтла. Он подробно описал одну из форм церебральных параличей, при которой  руки поражаются меньше, чем ноги. Позднее  эту форму паралича стали называть болезнью Литтла, название сохранилось  до настоящего времени. Он описал и  другие формы врожденных параличей, например гиперкинетическую форму, разработал и широко использовал  некоторые виды хирургического лечения. Известный австрийский врач 3. Фрейд  в середине XIX века проанализировал  случаи заболеваний, описанные Литтлом, с позиции невропатолога и  предложил такие названия для  форм заболевания, как диплегия, двусторонняя гемиплегия [13, 23].

       До  середины XX века основными причинами  заболевания ДЦП считались асфиксия плода во время родов, вызванная  обвитием пуповины вокруг шеи ребенка  или попаданием околоплодных вод  в его дыхательные пути, механическая родовая травма и кровоизлияние  в мозг. Однако более поздние наблюдения заставили ученых изменить эту точку  зрения. Помимо вышеуказанных причин, не меньшее значение имеет интоксикация плода во время беременности в  результате болезни матери, нарушения  питания, стрессовых состояний, наличия  у матери хронических заболеваний  сердечно-сосудистой и эндокринной  систем или вредных привычек (алкоголизм, наркомания, курение). Сейчас становится все более ясной роль внутриутробной нейроинфекции - поражения нервной ткани во время беременности инфекционным агентом. Это могут быть вирусы гриппа, краснухи, простого герпеса, возбудители листерелеза, токсоплазмоза, кишечная палочка, стрептококки. Инфицирование плода происходит через плаценту или восходящим путем из инфицированных родовых путей. Инфекционный возбудитель, попав в кровь ребенка, при определенных условиях может вызвать поражение нервной системы в виде энцефалита или менингоэнцефалита. Исследования ученых свидетельствуют о том, что процесс, начавшийся на внутриутробном этапе жизни, может продолжаться годами, приобретая характер вялотекущего воспалительного заболевания. Если инфекция попадает в кровь плода в период органогенеза, когда закладываются и формируются его органы (это первые недели беременности), то могут возникнуть пороки развития мозга с тяжелыми последствиями вплоть до внутриутробной гибели плода [8, 41].

       Одной из причин патологии нервной системы  является иммунологическая несовместимость  матери и плода, наблюдающаяся, в  частности, при резус-конфликте. Если кровь матери резус-отрицательная, а кровь ребенка резус-положительная, после рождения у него может возникнуть гемолитическая желтуха, при которой  эритроциты подвергаются гемолизу, а  высвободившийся из разрушенных  эритроцитов билирубин проникает  в ткань нервной системы, оказывая на нее токсическое действие. В  результате повреждается кора головного  мозга, подкорковые ядра, ядра ствола мозга, что в последующем нередко  приводит к развитию церебрального  паралича, характеризующегося гиперкинезами.

       Отрицательно  сказывается на развитии нервной  системы ребенка прием матерью  некоторых лекарственных препаратов (например, кортикостероидов, барбитуратов), токсикоз при беременности, угроза выкидыша, маточные кровотечения, возникающие  при преждевременной отслойке плаценты, недоношенная беременность, работа матери, связанная с вредными химическими веществами.

Информация о работе Эмоционалные состояния детей с дцп