Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа
Цель исследования – продиагностировать эмоциональные состояния детей с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным уровнем интеллекта.
Объект исследования – особенности эмоциональных состояний детей с ДЦП.
Предмет исследования – особенности эмоциональных состояний детей с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным интеллектом.
Введение 3
1 Детские церебральные параличи и их клинические проявления 5
1.1 Понятие детского церебрального паралича 5
1.2 Этиология и патогенетические механизмы возникновения детских церебральных параличей и их классификация 7
1.3 Клинические формы ДЦП 18
2 Эмпирическое исследование эмоциональных состояний детей с ДЦП 25
2.1 Методы исследования 25
2.2 Результаты исследования 26
2.3 Анализ результатов исследования 29
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 36
Приложение А - Рисунки детей с ДЦП со сниженным уровнем интеллекта по методике «Несуществующее животное»
Приложение Б - Рисунки детей с ДЦП со сниженным уровнем интеллекта по методике «Дом. Дерево. Человек»
Содержание
Введение | 3 | ||
1 | Детские церебральные параличи и их клинические проявления | 5 | |
1.1 | Понятие детского церебрального паралича | 5 | |
1.2 | Этиология и патогенетические механизмы возникновения детских церебральных параличей и их классификация | 7 | |
1.3 | Клинические формы ДЦП | 18 | |
2 | Эмпирическое исследование эмоциональных состояний детей с ДЦП | 25 | |
2.1 | Методы исследования | 25 | |
2.2 | Результаты исследования | 26 | |
2.3 | Анализ результатов исследования | 29 | |
Заключение | 32 | ||
Список литературы | 34 | ||
Приложение | 36 | ||
Приложение А - Рисунки детей с ДЦП со сниженным уровнем интеллекта по методике «Несуществующее животное» | |||
Приложение Б - Рисунки детей с ДЦП со сниженным уровнем интеллекта по методике «Дом. Дерево. Человек» |
Введение
Термин
«детский церебральный паралич» (ДЦП)
обозначает группу двигательных расстройств,
возникающих при поражении
Среди
детей с нарушениями опорно-
Проблемы детей с нарушениями в развитии в последнее время приобретают особую актуальность в связи с постоянным ростом числа детей, относящихся к данной категории.
Цель исследования – продиагностировать эмоциональные состояния детей с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным уровнем интеллекта.
Объект исследования – особенности эмоциональных состояний детей с ДЦП.
Предмет исследования – особенности эмоциональных состояний детей с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным интеллектом.
В основу исследования была положена следующая гипотеза – дети с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным интеллектом проявляют повышенную тревожность, отчуждение и склонность к уединению.
На основании принятой гипотезы и поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать литературу по теме детского церебрального паралича и его клинических проявлений;
- провести исследование на детях с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным интеллектом при помощи проективных методик «несуществующее животное» и «Дом. Дерево. Человек»;
-
проинтерпретировать полученные результаты
и на их основании сделать выводы.
Детский цереблральный паралич (ДЦП) — полиэтиологическое заболевание, чаще всего начинающееся внутриутробно и продолжающее развиваться в первые годы жизни. Термин «ДЦП» был предложен З . Фрейдом (1893) для объединения всех форм спастических параличей пренатального происхождения со сходными клиническими признаками. При ДЦП наблюдается сложная картина неврологических и психических нарушений, не только замедленный темп психического развития, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций.
Выделяют
пренатальные, натальные и постнатальные
вредные факторы, которые могут
служить причиной возникновения
ДЦП. К ним относят инфекционные
заболевания матери в период беременности,
психические и физические травмы,
механические травмы во время родов,
асфиксию и др. Воздействие этих
факторов приводит к ишемическому поражению
перивентрикулярной области головного
мозга и атрофическим процессам
в различных участках коры. Согласно
другой концепции, в результате воздействия
вредных факторов на организм матери
происходит сбой в функционировании
аутоиммунного защитного
Факторы риска детского церебрального паралича включают:
- Инфекционные заболевания, судорожные состояния, патологию щитовидной железы, вредные привычки и прочие медицинские проблемы матери.
- Врожденные дефекты, в особенности головного и спинного мозга, головы, лица, легких и нарушение обмена веществ.
- Несовместимость по резус фактору, по группе крови между матерью и плодом, которая может вызвать повреждения мозга у плода. (К счастью, сейчас это состояние почти всегда своевременно диагностируется и лечится у женщин, которые получают надлежащую дородовую медпомощь).
- Определенные наследственные и генетические факторы.
- Осложнения во время родов.
- Преждевременные роды.
- Низкая масса при рождении (в особенности при весе ребенка меньше килограмма при рождении).
- Выраженная желтушность после рождения.
- Множественные плоды (двойня, тройня).
- Недостаточность снабжения кислородом (гипоксия) мозга в период беременности, во время или после рождения ребенка.
- Повреждения мозга в раннем возрасте (напр., менингит) травма мозга, гипоксия или мозговое кровотечение [13, c. 36].
Дети с ДЦП развиваются в условиях дефицитарности проприоцептивного отдела двигательного анализатора. В связи с этим искаженным путем развивается управление позами и движениями тела, а также «схема» положений и движений тела, мышечно-суставное чувство. Двигательная недостаточность препятствует развитию зрительного восприятия пространства и движения, зрительно-моторной координации. В тесной связи с нарушениями зрительно-пространственного синтеза находится недостаточность функции счета, которая проявляется в замедленном усвоении понятия числа и его разрядного строения, замедленной автоматизации механического счета. Особенностью процесса мышления является его диссоциация — более выраженная недостаточность наглядно-действенного мышления по сравнению с вербальным. Формирование понятийного мышления отстает по сравнению со здоровыми детьми.
У
некоторых детей может
Для
больных ДЦП характерна выраженность
психодинамических проявлений —
инертность психики, замедленность
переключения на другие виды деятельности,
недостаточность концентрации внимания
, вялость, аспонтанность. Обнаруживаются
также проявления психического инфантилизма,
выражающиеся в наличии не свойственных
данному возрасту черт детскости, преобладании
мотивов удовольствия в деятельности,
склонности к фантазированию и мечтательности
[3].
Термин
«детские церебральные параличи» объединяет
группу заболеваний, являющихся следствием
повреждения головного, а иногда
и спинного мозга, возникающих во
время внутриутробного развития
плода, во время родов или в
раннем послеродовом периоде. Примерно
в 57% случаев заболевание является
врожденным, в 40% - обусловлено патологическими
родами и только у 3% заболевших детей
оно связано с черепно-мозговой
травмой, инфекционными заболеваниями,
другими патологическими
Врожденные
заболевания, сопровождающиеся параличами,
были известны еще во времена Гиппократа
и Галена. Однако используемый в
настоящее время термин для обозначения
этого заболевания впервые
До
середины XX века основными причинами
заболевания ДЦП считались
Одной
из причин патологии нервной системы
является иммунологическая несовместимость
матери и плода, наблюдающаяся, в
частности, при резус-конфликте. Если
кровь матери резус-отрицательная,
а кровь ребенка резус-
Отрицательно
сказывается на развитии нервной
системы ребенка прием матерью
некоторых лекарственных