Эмоционалные состояния детей с дцп

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – продиагностировать эмоциональные состояния детей с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным уровнем интеллекта.
Объект исследования – особенности эмоциональных состояний детей с ДЦП.
Предмет исследования – особенности эмоциональных состояний детей с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным интеллектом.

Содержание

Введение 3
1 Детские церебральные параличи и их клинические проявления 5
1.1 Понятие детского церебрального паралича 5
1.2 Этиология и патогенетические механизмы возникновения детских церебральных параличей и их классификация 7
1.3 Клинические формы ДЦП 18
2 Эмпирическое исследование эмоциональных состояний детей с ДЦП 25
2.1 Методы исследования 25
2.2 Результаты исследования 26
2.3 Анализ результатов исследования 29
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 36
Приложение А - Рисунки детей с ДЦП со сниженным уровнем интеллекта по методике «Несуществующее животное»
Приложение Б - Рисунки детей с ДЦП со сниженным уровнем интеллекта по методике «Дом. Дерево. Человек»

Работа содержит 1 файл

курсовая клиническая психология.docx

— 70.14 Кб (Скачать)

       При одностороннем атетозе (гемиатетоз) гиперкинезы возникают на одной  стороне. Контрактуры в верхних  конечностях встречаются редко, но в тех случаях, когда тонические спазмы повторяются и увеличивается  их продолжительность, возможно формирование фиксированных порочных поз.

       У больных ДЦП могут наблюдаться  также тремор всего тела или отдельных  его частей и миоклонии в виде беспорядочных, быстрых и неритмичных  клонических сокращений мышц (иногда одиночных) и тиков. Тики носят характер подергиваний мимических мышц, жестикуляций, вздрагиваний и других стереотипных движений (прищуривание глаз, причмокивание, пожимание плечами и т. п.).

       Гиперкинезы уменьшаются или исчезают, если ребенок  спокоен или спит, а усиливаются  при различных движениях, положительных  и отрицательных эмоциях. Они  меньше в положении ребенка на животе, более выражены в положении  на спине и стоя. Если ребенок  пытается что-то сказать, на лице возникают  гримасы, иногда резко выраженные.

       Длительное  время больные дети не могут самостоятельно сидеть, они падают вперед, назад  или на более пораженную сторону. Произвольные движения не координированы, скачкообразны, размашисты. Ходить без  помощи ребенок начинает в возрасте 6-8 лет и старше, иногда только в 10—15 лет. Больным очень трудно сохранять  равновесие при ходьбе, но стоять на месте им еще труднее, чем идти [10, 22-25].

     Психическое развитие нарушается меньше, чем при  других формах ДЦП. Прогноз зависит  от степени поражения нервной  системы. Обычно в 60—70% случаев дети могут самостоятельно передвигаться, хотя тонкие движения, как правило, существенно нарушены. 
 
 
 
 

  1. Эмпирическое  исследование эмоциональных состояний детей с ДЦП
 
 

2.1 Методы исследования 

       Наше  исследование проводилось на детях  с ДЦП со сниженным уровнем интеллекта, обучающихся в школе-интернате №152. Исследование проводилось в мае 2011 года. Участие приняли 5 человек в возрасте 11-12 лет. В нашей работе для диагностики испытуемых использовались тесты «Несуществующее животное» и «Дом. Дерево. Человек».

       Метод «несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для  регистрации состояния психики  используется исследование моторики (в  частности, моторики рисующей доминантной  правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением.

       Если  реальное движение по какой-то причине  не осуществляется, то в соответствующих  группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для  осуществления ответного движения (на представление – мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулирует напряжение в группах ножной мускулатуры  и в мышцах рук, что оказалось  бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с  помощью рук – ударить, заслониться.

       Тенденция движения имеет направление в  пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.

       Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной  окраской переживания и временным  периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики.

       Помимо  общих закономерностей психомоторной  связи и отношения к пространству при толковании материала теста  используются теоретические нормы  оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

       Проективная методика «Дом. Дерево. Человек» была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для  детей, возможно групповое обследование.

       Суть  методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Считается, что  взаимодействие между домом, деревом  и человеком представляет собой  зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни. 

2.2 Результаты исследования 

       Испытуемым было предложено нарисовать несуществующее животное, а затем рисунок, изображающий дом, дерево и человека в одной происходящей сцене.

       Результаты  по тесту «несуществующее животное»  представлены в таблице № 1.

       Таблица № 1

Описание рисунка Интерпретация
1 Лист расположен горизонтально. Рисунок находится в верхней левой половине листа. Голова в положении «анфас», на голове есть детали, соответствующие органам чувств. Они лишь намечены, прорисовки нет. Несущая, опорная часть является достаточно основательной по отношению к размерам всей фигуры. Точное соединение ног с корпусом. Однотипность и однонаправленность Вероятно, существует недовольство своим положение в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденцию к самоутверждению. Эгоцентризм. Не изменяет своего поведения для завоевания положительной оценки. Склонен к обдуманности, рациональности принятия решений, формирование суждения по

       Продолжение таблицы № 1

Описание рисунка Интерпретация
1 формы лап. Сильная  прорисовка контура фигуры. Линии  жирные, дубляж линий. Минимальное количество деталей в рисунке. Животное уподобляется человеку. Прямых символов агрессии нет. Рисунок принимает форму «готового», существующего животного. значимой информации. Присутствует контроль за рассуждениями, выводами. Конформность суждений и  установок в принятии решений. Защита от окружающих, тревожность, подозрительность. Эмоциональная незрелость. Банальность.
2 Лист расположен горизонтально. Рисунок находится  в центральной части. Голова в положении «анфас», есть детали соответствующие органам чувств. Рот закрыт, прорисовка губ. Есть ресницы. Увеличенный размер головы. На голове корона. Лапы четко соединены с корпусом, однотипность и однонаправленность лап. Наличие углов в рисунке. Рисунок принимает форму «готового», существующего животного. Эгоцентризм. Предпринимает  попытки для завоевания положительной  оценки со стороны окружающих. Чувственность. Истероидно-демонстративные манеры поведения, заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придает этому большое значение. Ценит рациональное начало в себе и окружающих. Существует некоторая поверхность, легкомыслие в выводах, иногда импульсивность принятия решений, но существует контроль за рассуждениями, решениями. Конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность. Демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность. Защита от окружающих, некоторая агрессивность.
3 Лист расположен горизонтально. Рисунок находиться в верхней части листа. Голова повернута в право. Органы чувств лишь обозначены, прорисовки нет. Лапы по отношению к размерам всей фигуры малы, не основательны, четкое соединение с корпусом. Однотипность и однонаправленность лап. Наличие «шипов» или «игл» над уровнем фигуры. Затемнение линии верхнего контура, выполнен в острых углах. Большое количество углов в рисунке. Рисунок принимает форму «готового», существующего животного. Вероятно, существует недовольство свои положение в социуме, недостаточность признания со стороны  окружающих, претензия на продвижение  и признание, тенденцию к самоутверждению. Устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или начинает осуществляться. Активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. Поверхность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, импульсивность в принятии решений, но существует контроль за рассуждениями, выводами. Конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Агрессивная защита от окружающих, против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение (старших по возрасту, родителей, учителей). Тревожность.
4 
 
 
 
 
 
 
 
Лист расположен вертикально. Рисунок находиться в  центральной части. Голова находится  в положении «анфас», расположены  детали соответствующие органам  чувств, хорошо прорисованы. Большие уши, открытый зачерченный рот округлой формы. Наличие ресниц. Размер головы практически совпадает с размером туловища. Ноги основательные, четкое соединение ног с корпусом, однотипность и однонаправленность положения ног. Нет углов в рисунке и прямых символов агрессии. Фигура круга, практически ничем не заполненного. Эгоцентризм. Заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Предпринимает попытки  для завоевания положительной оценки со стороны окружающих. Боязливость, тревожность. Истероидно-демонстративные  манеры поведения., заинтересованность в восхищении окружающих внешней  красотой и манерой одеваться, придает  этому большое значение. Склонен  к обдуманности, рациональности принятия решений, формирование суждения по значимой информации. Присутствует контроль за рассуждениями, выводами. Конформность суждений и установок в принятии решений. В целом проявляет дружелюбие, но есть защита от окружающих. Есть тенденция к скрытности, закрытости своего внутреннего мира.
 

       Продолжение таблицы № 1

Описание рисунка Интерпретация
5 Лист расположен горизонтально. Рисунок находится  в центральной части. Голова повернута влево. Открытый рот без прорисовки языка и губ. Основательная опорная часть фигуры по отношению к размерам всей фигуры. Четкое соединение ног с корпусом, однотипность и однонаправленность. Наличие выступов («панциря») на спине. Хвост направлен вправо вниз. Минимальное количество деталей, нет дополнительных линий и частей, примитивный контур. Уподобление животного человеку. Тенденция к  рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется ил ихотя  бы начинает реализовываться. Нередко  боязнь перед активным действием  и нерешительность. Не изменяет своего поведения для завоевания положительной  оценки. Легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Склонен к обдуманности, рациональности принятия решений, формирование суждения по значимой информации. Присутствует контроль за рассуждениями, выводами. Конформность суждений и установок в принятии решений. Защита от окружающих, агрессия. Недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях. Негативная оценка своих действий, поведения. Банальность
 

       Результаты  по тесту «Дом. Дерево. Человек» представлены в таблице № 2.

       Таблица № 2

Описание рисунка Интерпретация
1 Рисунок изображен  вдали. Дом вдали, небольшой, сельский, ставни закрыты. Схематично изображен. Стена: одномерная перспектива. Наличие окон. Дверь сбоку, открыта. Крыша, тонкий контур края. Труба отсутствует. Облачно. Дом бесцветный. Изображено 2 собаки. Наличие пейзажного изображения. Толщина линий неинтенсина.

Корни дерева не изображены. Круглая крона, ветви  вверх. Закрытая густая листва. Заштрихованный ствол.Ствол ограничен снизу.

Чувство отвергнутости (отверженности). Субъект в состоянии  приспособиться в интерперсональных  отношениях. Тенденции к отчуждению и оппозиции. Сильная потребность  к теплу извне или стремление демонстрировать откровенность. Отчуждение, уединение, неприятие реальности. Переживание  ослабления контроля фантазии. Субъект  чувствует нехватку психологической  теплоты дома. В целом воспринимает окружающую среду положительно. Боиться  эмоционального возбуждения. Чувство  изоляции, отверженности. Тенденция  ограничиться от окружения. Эмоциональность, энтузиазм, стремление к власти. Охрана своего внутреннего мира, скрытая агрессивность. Внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым. Поиск поддержки, ощущение несчастья. Сентиментальность
2 Дом вблизи. Стена: контуры линии слишком акцентированы, изображена всего одна сторона, акцентированное  вертикальное измерение. Двери отсутствуют. Окно одно, нарисовано в конце. Крыша, тонкий контур края. Отсутствие трубы. Солнце. Использован только один цвет.

Корни не обозначены. Ветви в разные стороны. Пейзаж

Открытость, доступность  и/или чувство теплоты и гостеприимства. Сознательное стремление сохранить  контроль. Серьезные тенденции к  отчуждению и оппозиции. Субъект  ищет наслаждения прежде всего в  фантазиях и обладает меньшим  количеством контактов с реальностью, нежели желательно. Субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Тенденция к изоляции от действительности. Чувствует нехватку психологической теплоты дома.

       Продолжение таблицы №2

Описание рисунка Интерпретация
2   Наличие авторитетной фигуры. Боится эмоционального возбуждения. Чувствует себя ограниченным, скованным  реальностью. Поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему. Сентиментальность
3 Дом вблизи, .отсутствие основы, изображена всего одна сторона, акцентуированное вертикальное измерение, отсутствие двери. Дым тонкой струйкой. Окна сильно открыты. Крыша, тонкий контур края. Труба нарисована косо по отношению к крыше. Солнце. Практически не используется цвета.

Корни не изображены. Круги в листве. Линии ствола прямые. Ствол ограничен снизу.

Открытость, доступность  и/или чувство теплоты и гостеприимства. Слабый контакт с реальностью. Тенденция  к отчуждению. Субъект ищет наслаждения  прежде всего в фантазиях и  обладает меньшим количеством контактов  с реальностью, нежели желательно. Субъект  испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Чувство  недостатка эмоциональной теплоты  дома. Субъект ведет себя несколько  развязно и прямолинейно. Переживание  ослабления контроля фантазии. Наличие  авторитетной фигуры. Боится эмоционального возбуждения. Поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувство покинутости и разочарования. Ловкость, находчивость, не задерживается на тревожных фактах. Ощущение несчастья, поиск поддержки
4 Дом вблизи, ставни закрыты, стена с акцентированным  горизонтальным измерением, отсутствие ее основы. Маленькие двери. Крыша, толстый  контур края. Трубы нарисована косо по отношению к крыше. Длинная  дорожка от дома. Использование различных  цветов (оранжевый, желтый). Солнце

Корни не обозначены. Ветви в разные стороны. Закрытая листва. Ствол изображен линиями  с нажимом.

Открытость, доступность  и/или чувство теплоты и гостеприимства. Субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях. Слабый контакт с реальностью. Субъект  чувствителен к давлению со стороны. Нежелание впускать в свое Я. Чувство  несоответствия, нерешительности в  социальных ситуациях. Озабоченность  контролем над фантазией (ее обузданием). Потребность к более адекватной социализации. Адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект. Наличие авторитетной фигуры. Комбинация чувствительности и враждебности. Субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью. Энтузиазм, порыв, стремление к власти. Охрана своего внутреннего мира. Решительность, активность.
5 Дом вблизи, ставни закрыты, отсутствие основы. Окна закрытые. Практически не использованы цвета. Очень прямые контуры.

Корни не обозначены. Закрытая листва. Линии ствола прямые.

Слабый контакт  с реальностью. Озабоченность взаимодействием  со средой. Боится эмоционального возбуждения. Ригидность. Охрана своего внутреннего мира. Ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.

Информация о работе Эмоционалные состояния детей с дцп