Эмоциональное выгорание в среде студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 01:42, курсовая работа

Описание работы

Сравнительно недавно в зарубежной, а затем и отечественной литературе появилось понятие «эмоционального выгорания», которое, изначально рассматривалось, как аспект профессиональный деформации и определялось как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, познавательной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В то же время это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………….
3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эмоционального выгорания на этапе профессионального становления студентов………
6
1.1.
Психологический синдром эмоционального выгорания как социальная и личностная проблема. …..........................................
6
1.2.
Теории синдрома эмоционального выгорания...............................
12
Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания в среде студентов……………………………………………………………..

18
2.1.
Организация и методы исследования…………………………….
18
2.2.
Результаты исследования и их интерпретация…………………..
19

Заключение………………………………………………………….
25

Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

1051 Эмоциональное выгорание студентов.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

В результате «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая  усталость (изнурение), эмоциональное  истощение («исчерпывание ресурсов»), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности [3].

Психолог Фрейденберг  описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и одновременно – неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Махер пополняет этот список «авторитаризмом» (авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии [3].

В. Бойко указывает  следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию  негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [5].

Таким образом, все эти  особенности могут способствовать формированию синдрома эмоционального выгорания.

Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания  в среде студентов

2.1. Организация  и методы исследования

Как показал анализ отечественной  и зарубежной литературы, проблема эмоционального выгорания у студентов, является актуальной в настоящее  время.

В связи с вышесказанным, нам представляется правомерным  выдвинуть гипотезу о том, что синдром эмоционального выгорания у студентов проявляется как стресс-реакция на эмоционально-напряженную коммуникативную деятельность и заключается в постепенном глубинном нарастании отдельных симптомов и фаз.

Сформированная таким  образом гипотеза предполагает решение нескольких исследовательских задач:

1. Изучить проблему  эмоционального выгорания в отечественной  и зарубежной литературы, посвященной  данной проблематике.

2. Рассмотреть особенности  эмоционального выгорания у студентов 

3. Исследовать особенности эмоционального  выгорания студентов.

Для решения поставленных задач было необходимо обосновать выборки  испытуемых. В качестве экспериментальной (основной выборки) выступила группа студентов,  состоящая из

Так задачей исследования не являлось рассмотрение гендерных установок, основная выборка носила смешанный характер.

В соответствии с поставленными  задачами, были определены методы исследования.

В качестве экспериментальных  методик, адекватных поставленным в  исследовании задачам, нами были определены следующие:

- Тест «Подверженность стрессу». Цель: определение подверженности стрессу. Приложение 1.

- Определение уровня депрессии (Т. И. Балашова). Цель: определение уровня депрессии. Это опросник, содержащий 20 утверждений: 10 прямых и 10 обратных; характеризующих проявление сниженного настроения — субдепрессии. Методика предназначена для экспресс-диагностики  выраженности  сниженного настроения. Приложение 2.

- Методика измерения  психического «выгорания» (авт.  Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова).

Цель данного исследования заключается в определении отношения  к работе и людям  у студентов. Оценка проводится по 3 субшкалам: эмоциональное  истощение, деперсонализация, редукция личных достижений. Текст методики и описание приведены в Приложении № 3.

После проведения тестирования, полученные результаты были обработаны и сведены в таблицы сырых  показателей.

 

2.2. Результаты  исследования и их интерпретация

Для выявления состояния  стресса, тревожности и депрессии, обусловленное неуравновешенностью нервных процессов нами была использована методика «Подверженность стрессу». Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровень подверженности стрессу / в %

Группа 

Низкий 

Средний

Выше среднего

Высокий

Студенты 

3%

70%

27%

0


 

Как видно из таблицы 1, 3 % студентов живут спокойно и разумно, справляются с проблемами, которые им преподносит жизнь, не страдают ни ложной скромностью, ни излишним честолюбием. Люди, имеющие такую сумму баллов, часто видят себя в «розовом свете».

Для  жизни 70 % студентов характерны деятельность и напряжение. Они подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремитесь добиться чего-либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот).

Для 27 % студентов жизнь - непрекращающаяся борьба. Они честолюбивы и мечтают о карьере, довольно зависимы от чужих оценок, что постоянно держит их в состоянии стресса. Подобный образ жизни, может быть, приведет к успеху в профессиональном отношении, но вряд ли это доставит радость.

Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1)

Рис. 1. Распределение  студентов по уровню подверженности стрессу.

Таким образом, 27 % студентов  подвержены стрессу, что может способствовать эмоциональному выгоранию.

 

С помощью методики «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Зунга, адаптированная Т. Балашовой был определен уровень депрессивного состояния студентов. Сниженное настроение или субдепрессивное  настроение  характеризуется снижением активности психической деятельности,  психомоторики, нарушениями сна, вегетативно-соматических функций, склонностью к повышению артериального давления, снижением социальной  активности  и  общения человека.  Депрессия ( от лат. Deprimo - «давить»,«подавить» ) - это всегда результат каких-то драматических переживаний. Она развивается как реакция на некое внешнее событие (ситуацию) и именно в таких состояниях и включаются в работу защитные механизмы и стратегии совладания.

Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Уровень депрессии, (%).

Уровень

Баллы

Студенты

Глубокая депрессия

70 и выше

0%

Субдепрессивное

60 — 69 баллов

2,5%

Легкая депрессия

51 — 59 баллов

10%

Отсутствие депрессии 

50 и ниже 

87,5%


 

Как видно из таблицы 2, у 87,5 % студентов  наблюдается состояние  без сниженного настроения и депрессии.

У 10 % студентов  наблюдается  незначительное, но отчетливо выраженное  снижение настроения, свидетельствующее  о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза.

У 2,5 % студентов наблюдается  значительное снижение настроения, свидетельствующее о субдепрессивном состоянии или замаскированной депрессии. «Депрессия» в психологии – это аффективное состояние, характеризующееся «отрицательным» эмоциональным фоном,  изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения, и  личность осуществляет попытку из него выйти.

Представим полученные данные  в виде диаграммы (рисунок 2)

Рис. 2. Распределение  студентов по уровню депрессии.

Таким образом, большинству  студентов депрессивное состояние и сниженное настроение не свойственно.

 

С помощью методики измерения  психического выгорания мы определяли отношения к учебе и людям  у студентов. Полученные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3.

 

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Эмоциональное истощение

30%

52,5%

17,5%

Деперсонализация

25%

50%

25%

Редукция личных достижений

47,5%

40%

12,5%


 

Как видно из  таблицы 3, у 42,5 % студентов сформировалась определенная фаза эмоционального выгорания, они  эмоционально выгорели. 17,5 % студентов испытывают эмоциональное истощение. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом  “выгорания”.  Он  свидетельствует о профессиональной деформации  личности  и  наносит  ущерб  субъекту общения. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан.

25 % студентов испытывают  деперсонализацию. Проявляется   в   широком   диапазоне   умонастроений   и   поступков профессионала в  процессе  общения.  Прежде  всего,  отмечается  полная  или частичная утрата интереса к человеку – субъекту общения. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для  манипуляций  – с  ним  приходится  что-то  делать.  Объект   тяготит   своими   проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.       Метастазы  “выгорания”  проникают  в  установки,  принципы  и  систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный  защитный  эмоционально-волевой антигуманистический  настрой.  В наиболее тяжелых формах  “выгорания”  личность  рьяно защищает свою антигуманистическую философию: “  ненавижу…”,  “презираю…”.  В таких случаях  “выгорание”  смыкается  с  психопатологическими  проявлениями личности,  с  неврозоподобными  или психопатическими   состояниями.

12,5 % студентов испытывают  редукцию личных достижений.   Термин редукция означает упрощение. В  профессиональной  деятельности, предполагающей широкое общение с людьми,  редукция  проявляется  в  попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

В таблице мы также  можем наблюдать, что у 10 % студентов  по двум фазам эмоционального выгорания  наблюдаются высокие показатели. У 30 % студентов по одной фазе эмоционального выгорания наблюдаются высокие показатели. Что тоже говорит об эмоциональном перенапряжении.

Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 3)

Рис. 3. Распределение студентов  по уровню эмоционального выгорания  по шкалам.

Проанализировав все полученные результаты, мы видим, что синдром эмоционального выгорания  в группе   сформировался  у  42,5 %  студентов и не сформировался у 57,5 %, разница составляет 15 %.

Таким образом, все испытуемые разделяются по количеству набранных баллов в отдельных фазах.

Проведенное исследование показало, что всю выборку можно разделить на две группы, по такому критерию как, сформированность фаз:

1 группа –  синдром полностью сформировался  во всех фазах или находится  в стадии формирования хотя  бы в одной из фаз (42,5  %);

2 группа –  синдром не сформировался (57,5  %).

 

Заключение

В данной главе мы рассмотрели  теоретические  основы  формирования синдрома эмоционального выгорания  у педагогов.

Анализ литературы по данной тематике позволяет  нам  сформулировать теоретическую позицию, согласно  которой  эмоциональное  выгорание  –  это  динамический  процесс   и   возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда  налицо все три фазы стресса:  нервное  напряжение,  резистенция  (сопротивление)  и истощение.

В результате «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая  усталость (изнурение), эмоциональное  истощение («исчерпывание ресурсов»), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.

Также рассмотрены стадии, модели, понятие и история изучения эмоционального выгорания. Выявлены симптомы эмоционального выгорания и его влияние на психическое и физическое здоровье человека, как работника и профессионала. Проведено исследование уровня эмоционального выгорания среди студентов. В итоге, мы пришли к выводу, что студенты подвержены развитию синдрома эмоционального выгорания, стрессу.

Изучаемая в работе проблема, на  наш  взгляд,   представляется  очень     важной, так как  эмоциональное выгорание оказывает  негативное влияние  не     только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие,  но  и  на     тех, кто находится  рядом с ними.

Список литературы

  1. Абдулина, О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О.А. Абдулина // Высшее образование в России. – 1993. – №3. – С. 23–24.
  2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - Выпуск 2.
  3. Барабанова, М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: учебное пособие / М. В. Баробанова. - М.: Педагогика, 2005. - 527 с.
  4. Богданова О.А. Эмоциональный тип сотрудничества между педагогом и учениками как способ профилактики дидактогении// Психология обучения .- 2007.- №4.-С. 53-61.
  5. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других: учебное пособие / В. В. Бойко. - М.: Наука, 2003. - 154 с.
  6. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [текст] / Н. Е.Водопьянова, Е. С. Старченкова // СПб.: Питер, 2008. - с. 109 — 113.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536с.
  8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - ПИТЕР, С.-Петербург, 2002 г., с.221.
  9. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека  / Е. П. Ильин // СПб.: Питер, 2005. – с. 233 — 236.
  10. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса: учебное пособие / А. Б. Леонова. - Харьков, 2004. - 316 с.
  11. Либина А.В., Либин А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. С. 190-204.
  12. Макаревич, Р. А. Влияние психологической напряженности на процесс общения учителя с учащимися: учебное пособие / Р. А. Макаревич. - СПб.: Питер, 2007. - 267 с.
  13. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [текст] / В. Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 90–101.
  14. Реан, А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей: учебное пособие / А. А. Реан. - СПб.: Мирт, 2006. - 249 с.
  15. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979, 124 с.
  16. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель дезадаптации учителей // Вопросы психологии. - № 6 - 1994. – C. 34-52

Информация о работе Эмоциональное выгорание в среде студентов