Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:30, курсовая работа
Цель исследования: выявить степень эмоционального выгорания у студентов-психологов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) проанализировать литературу по изучаемым вопросам;
2) раскрыть сущность понятия «синдром эмоционального выгорания», описав причины эмоционального выгорания (симптомы и фазы протекания);
3) обозначить характер учебной деятельности и определить меру включенности уровней насыщенности учебной деятельности;
4) эмпирически выявить степень эмоционального выгорания у студентов-психологов, исследовав причины эмоционального выгорания;
5) разработать систему профилактических мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
Глава 1. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ……………..5
1.1Понятие о синдроме эмоционального выгорания……………….5
1.2Симптомы эмоционального выгорания………………………......8
1.3Стадии эмоционального выгорания………………………………11
1.4Эмоциональное выгорание как стресс……………………………14
Выводы ………………………………………………………………....16
Глава 2. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ………………………………………………………………...17
2.1 Мероприятия по оказанию психологической помощи при синдроме эмоционального выгорания……………………………………...17
2.2 Меры профилактики синдрома эмоционального выгорания…18
Выводы …………..…………………………………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..24
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………...........25
- профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
- уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома эмоционального выгорания) [14, с.84];
- эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
- поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления синдрома эмоционального выгорания) [14,с.85].
В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует:
- стараться
рассчитывать и обдуманно
- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
- проще относиться к конфликтам на работе;
- не пытаться быть лучшим всегда и во всем [11, c.16].
Можно сделать вывод, что для предотвращения "синдрома сгорания", человек должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов.
Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, прежде всего, самому пациенту. Если он будет придерживаться рекомендаций психолога, то он сможет не только предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.
Выводы
Существует множество мероприятий по мерам оказания психологической помощи при синдроме эмоционального выгорания - это дебрифинги, тренинги уверенного поведения, балинтовские группы, тренинги ассертивности, медитации, трансы и т.д. Так же возможна психотерапия. Вместе с тем каждый психолог, консультант или психотерапевт может выполнять самостоятельно определенные ритуалы очищения.
Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, прежде всего, самому пациенту. Если он будет придерживаться рекомендаций психолога, то он сможет не только предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности. В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует:
- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
- проще относиться к конфликтам на работе;
- не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе было изучен вопрос синдроме эмоционального выгорания, который в настоящее время получил широкое распространение в литературе среди работников в сфере «коммуникативных» и «социальных» профессий, специфика работы которых заключается в постоянном взаимодействии и общении с другими людьми, как положительно, так и отрицательно окрашенном. Профессия психолога одна из таких профессий, где на профессионале лежит огромный груз ответственности по установлению доверительных отношений и умению управлять эмоциональной напряженностью делового общения.
Было рассмотрено понятие об эмоциональном выгорании, исходя из которого следует, что эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Были рассмотрены факторы, влияющие на возникновение эмоционального выгорания. Их было выделено: 1) личностный; 2) ролевой; 3) организационный.
Согласно исследованиям В.В. Бойко, были выделены 3 фазы эмоционального выгорания:
Следует отметить, что эмоциональное выгорание очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать, и более опасно в начале своего развития, т.к. "страдающий" от "выгорания" профессионал не осознает его симптомов. Поэтому проблема эмоционального выгорания является востребованной и требует дальнейших исследований и доработок.
На основании теории Дж. Гринберга и динамической модели Б. Перлмана и Е.А. Хартмана были выделены стадии эмоционального выгорания.
Было проведено ряд доводов о том, что эмоциональное выгорание является результатом продолжительного стресса и поэтому предотвращение синдрома в первую очередь связано с устранением и уклонением от стресса. Авторы для предотвращения синдрома, предлагают стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки, учиться переключаться с одного вида деятельности на другой, проще относиться к конфликтам на работе, не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Литература
Информация о работе Эмоциональное выгорание студентов-психологов