Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:49, реферат
Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возникающие на работе – это обычное и частовозникающее явление. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
а этот пусть подождет и понервничает».
К сожалению, в жизни мы нередко сталкиваемся с проявлениями эмоционально-
нравственной дезориентации. Как правило, это вызывает справедливое возмущение, 65
мы осуждаем попытки поделить нас на достойных и недостойных уважения. Но с такой
же легкостью почти каждый, занимая свое место в системе межличностных отношений,
допускает эмоционально-нравственную дезориентацию. В нашем обществе привычно
исполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения.
Это свидетельствует, если можно так сказать, о раннем периоде развития цивилизации
в сфере субъектно-субъектных отношений [2, 3, 8, 9, 13, 14].
Симптом «расширения сферы экономии эмоций». Такое доказательство эмоциональ-
ного выгорания имеет место в тех случаях, когда данная форма защиты осуществляется вне
профессиональной деятельности — дома, в общении с приятелями и знакомыми. Случай
известный: на работе человек до того устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы,
что ему не хочется общаться даже с близкими. Кстати, часто именно домашние становятся
первой «жертвой» эмоционального выгорания.
Симптом «редукции профессиональных обязанностей».Термин «редукция» означает
упрощение. В профессиональной деятельности, связанной с людьми, редукция проявля-
ется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных
затрат [11, 24, 25].
По пресловутым «законам редукции» нас, субъектов в сфере обслуживания, лечения,
обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. Врач не находит нужным
дольше побеседовать с больным, побудить к подробному изложению жалоб. Анамнез
получается скупым и недостаточно информативным. Больной жалуется на кашель, его надо
послушать с помощью фонендоскопа, задать уточняющие вопросы, но вместо этих операций,
требующих подключения эмоций, доктор ограничивается направлением на флюорографию.
Медсестра, пришедшая к вам на дом сделать укол, не обронила доброго слова, «забыла»
дать пояснения к приему назначения. Официант «не замечает», что надо сменить или хотя
бы стряхнуть скатерть на вашем столике. Проводник не спешит предложить чай пассажирам.
Стюардесса, общаясь с вами, смотрит «стеклянными глазами». Одним словом, редукция про-
фессиональных обязанностей — привычная спутница бескультурья в деловом общении.
Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение,
что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности [5, 18, 22,
26], не в состоянии
войти в их положение,
на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, воле-
вую и нравственную отдачу. О том, что это ничто иное как эмоциональное выгорание,
свидетельствует прошлое: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и лич-
ность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более
осложненную форму: все реже проявляется недостаток положительных эмоций и все
чаще возникают отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы
дополняют симптом «эмоционального дефицита».
Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исклю-
чает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти
ничто не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрица-
тельные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности,
а приобретенная за годы работы с людьми эмоциональная защита. Человек постепенно
научается работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полно-
кровными эмоциями [9, 11, 15, 16].
Реагирование без чувств и эмоций — наиболее яркий симптом «выгорания».
Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту 66
общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть
глубоко травмирован. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстра-
ненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».
Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Проявляется
в широком диапазоне
умонастроений и поступков
всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профес-
сиональной деятельности. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект
для манипуляций — с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами,
потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.
Личность утверждает, что работа с людьми неинтересна, не доставляет удовлет-
ворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгора-
ния» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «ненавижу...»,
«презираю...», «взять бы автомат и всех...» В таких случаях «выгорание» смыкается
с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопати-
ческими состояниями. Таким личностям противопоказана профессиональная деятель-
ность с людьми. Но они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров
и аттестации.
Симптом «психосоматических
и психовегетативных нарушений»
из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия.
Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое
из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения
в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или
контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство
страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хро-
нических заболеваний и т. п. [1, 2, 7, 12–14].
Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том,
что эмоциональная защита — «выгорание» — самостоятельно уже не справляется с нагруз-
ками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким
способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.
Серьезными проявлениями «выгорания» являются психосоматические недомога-
ния, поведенческие изменения и ригидность. Если человек обычно болтлив и несдержан,
он может стать тихим и отчужденным. Или, наоборот, человек, который обычно тих и сдер-
жан, может стать очень разговорчивым, вступать в беседу с любым и каждым. Жертва
«выгорания» может стать жесткой и ригидной в мышлении. В конечном счете, она впадает
в депрессию и начинает воспринимать ситуацию как «безнадежную», а также может даже
пристраститься к алкоголю и наркотикам.
Анализ конкретных исследований синдрома «психического выгорания» показывает,
что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих
«выгорание». Традиционно они группировались в два больших, которые были рассмотрены
ранее, но некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержа-
тельные аспекты деятельности как самостоятельные.
Основная идея подхода, предложенного, например, американскими учеными
К. Маслач и С.
Джексон, заключается в том, что
«выгорание» — результат
между личностью и работой [9]. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность
возникновения «выгорания». Авторы выходят за рамки интерперсонального подхода
и рассматривают «выгорание» как проявление «выгорания» человеческой души в целом, 67
независимо от типа профессиональной деятельности. Ими предлагается шесть сфер такого
несоответствия:
1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресур-
сами. Основным является предъявление повышенных требований к личности и ее воз-
можностям. «Выгорание» может привести к ухудшению качества работы и разрыву
взаимоотношений с коллегами.
2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень само-
стоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за кото-
рые они несут ответственность, и жесткой нерациональной политикой администрации
в организации рабочей активности и контролем за ней.
3. Несоответствие
работы и личности ввиду
живается работником как непризнание его труда.
4. Несоответствие
личности и работы ввиду
модействия с другими людьми в рабочей среде.
5. Несоответствие между личностью и работой, которое может возникнуть при
отсутствии представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает
признание и закрепление самоценности сотрудника.
6. Несоответствие между этическими принципами и принципами личности и требо-
ваниями работы. Например, человека обязывают вводить кого-то в заблуждение, говорить
что-то, не соответствующее действительности, и т. п.
Данный подход представляется перспективным, поскольку позволяет найти сово-
купное влияние различных факторов в каждом конкретном случае «выгорания», обе-
спечить адекватные превентивные меры и перейти от рассмотрения «выгорания» к его
устранению.
Как уже упоминалось выше, медицинских работников первоначально относили
к лицам, потенциально подверженным «выгоранию». Их «сгорание» объяснялось специфи-
ческими особенностями «помогающих профессий». Специфика работы на скорой помощи
и в других медицинских учреждениях отличается большим количеством эмоционально
насыщенных и часто когнитивно сложных межличностных контактов, что требует от чело-
века большого субъективного вклада в ежедневные профессиональные дела.
Профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоцио-
нальную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как
правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенного лечения, чувство
собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрение и уважение коллег;
но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть
к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии и т. п.
Существует классификация профессий А. С. Шафрановой (1925) по «критерию
трудности и вредности» деятельности [28]:
1. Профессии высшего типа — по признаку необходимости постоянной внеурочной
работы над предметом и собой (просвещение, медицина, искусство).
2. Профессии среднего (ремесленного) типа — подразумевают работу только над
предметом.
3. Профессии низшего типа — после обучения не требуют работы ни над собой,
ни над предметом.
Особая специфика работы позволяет причислить медицинский персонал, в том числе
и персонал бригад скорой помощи, к категории «профессий высшего типа», а именно 68
по необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности.
Но кроме этого хочется выделить совершенно особую специфику труда медицинского
персонала бригад скорой помощи.
Врачи и фельдшера на уровне эмоционального переживания постоянно имеют дело
со смертью. Она может выступать для них в трех формах:
1) реальная (бесполезность
реанимационных мероприятий,
помощи…);
2) потенциальная
(когда от результатов
фессионализма зависит здоровье, а возможно, и жизнь человека). Смерть как угроза, как
потенциальная
возможность постоянно
помощи, вызывая сильнейшее эмоциональное напряжение;
3) фантомная (в виде ее могут выступать жалобы на состояние здоровья мнительного
человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с родственниками
тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании).
В каждом из этих случаев для врача и фельдшера существует проблема невключе-
ния своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими
образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) им просто необходимо
строить отношения. И только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии
решать эти задачи и справляться с подобными трудностями [29].
Выделяют различные факторы, играющие существенную роль в эмоциональном
выгорании. У медицинского персонала скорой помощи выделяют три типа факторов
в возникновении «синдрома эмоционального выгорания».
1. Социальный
фактор, особенности которого
2. Личностный фактор. Как уже было сказано, «сгорают», как правило, не изна-
чально равнодушные и безучастные к своей работе, и не те, кто в профессиональной
деятельности реализует модус социальных достижений или обладания, а наоборот,
профессионалы, для которых деятельность изначально значима, сознательно выбрана,
предполагает
известное эмоциональное
т. е. реализующие модус служения. Сочувствующий, увлекающийся врач-идеалист, ори-
ентированный на других, при недостаточной связи с реальностью, неумении оценивать