Эмоциональное выгорание медработников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:49, реферат

Описание работы

Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возникающие на работе – это обычное и частовозникающее явление. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Работа содержит 1 файл

Эмоц.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Введение:

Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает

эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент

факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возникающие  на работе – это

обычное и частовозникающее явление.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный  стереотип

эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти

функциональный  стереотип, поскольку позволяет  человеку дозировать и экономно

расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут наступать его

дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на

исполнении  профессиональной деятельности, таким  образом, изучение этих

состояний представляется актуальной проблемой.

 

 

Синдром выгорания (burnout) довольно широко известен и исследуется в зарубежной

литературе  медико-психологического профиля, однако нельзя сказать, что он уже доста-

точно хорошо изучен. В отечественной науке этот феномен  личностной деформации начал 

изучаться как  самостоятельный лишь с конца 1990-х гг., а до этого он либо обозначался,

либо рассматривался в контексте более широкой  проблематики [1–4].

На сегодняшний  день «профессиональное выгорание» в наиболее общем виде тракту-

ется как  долговременная стрессовая ситуация, возникающая вследствие продолжительных

профессиональных  стрессов средней интенсивности. Поэтому  синдром «психического 

выгорания»  обозначается рядом авторов понятием «профессиональное (эмоциональное)

выгорание», что  позволяет рассматривать это  явление в аспекте личной деформации про-

фессионала  под влиянием длительного профессионального  стажа [5–9 и др.].

Ведущую роль в  синдроме «выгорания» играют эмоционально затрудненные или 

напряженные отношения  в системе «человек–человек», к  которым относятся отношения

между лечащим  врачом и трудными больными, отношения  между руководителем и под-

чиненными в  конфликтах и т. п.

Наиболее ярко синдром «выгорания» проявляется  в тех случаях, когда коммуникации

отягощены эмоциональной  насыщенностью или когнитивной  сложностью. Вероятность

появления проблемы «выгорания» увеличивается по мере возрастания частоты и продол-

жительности контактов  разрушительной или раздражающей природы.

Существуют  различные подходы к анализу  этого феномена, нет единого мнения ни о 

том, представители каких профессий могут быть подвержены «выгоранию», ни о структуре

данного синдрома. Многие исследователи полагают, что  синдром выгорания характерен

в основном для  представителей коммуникативных профессий, т. е. работающих в системе 

отношений «человек–человек», причем наиболее изучена данная проблема у работников

социальной  сферы (получивших большей частью гуманитарное образование), руководи-

телей и представителей сферы обслуживания.

На сегодняшний  день в литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается

на значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности. К ним 

относятся: учителя, психологи, педагоги, воспитатели детских  домов, социальные работ-

ники, полицейские  и др. Проведенные в различных  странах исследования свидетельствуют

о том, что особой «группой риска» являются медицинские  работники [10–14].

© А. В. Балахонов, В. Г. Белов, Е. Д. Пятибрат, А. О. Пятибрат, 200958

Однако несмотря на отдельные публикации, посвященные  проблематике профес-

сионального выгорания различных групп работников, до сих пор остается мало осве-

щенной тематика профессионального выгорания такого специфического контингента,

как медицинские  работники скорой помощи.

Исходя из актуальности данной тематики, мы определили целью  нашего исследова-

ния анализ симптомов  и синдромов профессионального  выгорания и специфики деятель-

ности медицинских  работников, способствующих его возникновению.

Симптомы профессионального  выгорания указывают на характерные  черты 

длительного стресса  и психической перегрузки, которые приводят или могут приводить

к полной дезинтеграции  различных психических сфер, и  прежде всего эмоциональной 

(W. S. Paine, 1982) [15]. Развитие синдрома носит стадиальный  характер. Сначала 

наблюдаются значительные энергетические затраты — следствие экстремально высо-

кой положительной  установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере

развития синдрома появляется чувство усталости, которое  постепенно сменяется разо-

чарованием, снижением  интереса к своей работе. Однако протекание и проявление

синдрома носит  индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-

мотивационной сфере, а также условиями, в которых  протекает профессиональная

деятельность  человека. Согласно концепции М. Буриша (Burisch, 1994), в развитии

синдрома профессионального  выгорания можно выделить несколько  главных фаз [2,

3, 10, 16] (таблица).

Анализируя  фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенден-

цию: сильная  зависимость от работы приводит к  полному отчаянию, экзистенциальной

пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность явля-

ется главной  ценностью и смыслом всей жизни  человека. По мнению Буриша, тот,

кто выгорает, когда-то должен был загореться. Этот «запал»  не несет никаких отри-

цательных последствий при условии соответствующего удовлетворения. В случае

несоответствия  между собственным вкладом и  полученным или ожидаемым возна-

граждением  появляются первые симптомы выгорания. Изменение отношения к про-

фессиональной деятельности от положительной до безразличной и отрицательной

можно проследить на примере поведения «выгоревшего»  врача, который начинает

воспринимать  пациента исключительно как медицинский  случай («почки» — из пятой 

палаты, «инфаркт»  — из восьмой). Происходит обезличивание  отношений между

участниками процесса, которое подавляет проявления гуманных форм поведения 

между людьми и  создает угрозу для личностного  развития представителей социаль-

ной профессии.

«Эмоциональное  выгорание» — это выработанный личностью  механизм психо-

логической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения

их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие  воздействия [1, 17–20].

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный  стереотип эмоцио-

нального поведения, чаще всего профессионального поведения. «Выгорание» — отчасти

функциональный  стереотип, поскольку позволяет  человеку дозировать и экономно

расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать  его дисфунк-

циональные  следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении

профессиональной  деятельности, состоянии здоровья и  отношениях с коллегами.

«Эмоциональное  выгорание» является формой профессиональной деформации лич-

ности [4, 21, 22].59

Фазы развития синдрома профессионального выгорания (по Burisch, 1994)

1. Предупреж-

дающая фаза

а) Чрезмерное участие

• чрезмерная активность, чувство незаменимости;

• отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочаро-

ваний;

• ограничение  социальных контактов.

b) Истощение

• чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев

2. Снижение 

уровня соб-

ственного

участия

а) По отношению  к сотрудникам, ученикам, пациентам  и т. д.

• потеря положительного восприятия коллег;

• переход от помощи к надзору и контролю;

• приписывание вины за собственные неудачи другим людям;

• доминирование  стереотипов в поведении по отношению  к сотрудникам, учени-

кам, пациентам  — проявление негуманного подхода  к людям.

b) По отношению  к остальным окружающим

• отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки.

с) По отношению  к профессиональной деятельности

• нежелание  выполнять свои обязанности;

• искусственное  продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше

времени;

• акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

d) Возрастание  требований

• потеря жизненного идеала, концентрация на собственных  потребностях;

• чувство переживания  того, что другие люди используют тебя, зависть

3. Эмоцио-

нальные ре-

акции

а) Депрессия

• постоянное чувство  вины, снижение самооценки;

• безосновательные страхи, лабильность настроений, апатия.

b) Агрессия

• защитные установки, обвинение других, игнорирование  своего участия в неудачах;

• отсутствие толерантности  и способности к компромиссу;

• подозрительность, конфликты с окружением

4. Фаза

деструктив-

ного поведе-

ния

a) Сфера интеллекта

• снижение концентрации внимания, отсутствие способности к  выполнению слож-

ных заданий;

• ригидность мышления, отсутствие воображения.

b) Мотивационная  сфера

• отсутствие собственной  инициативы, снижение эффективности деятельности,

выполнение  заданий строго по инструкциям.

с) Эмоционально-социальная сфера

• безразличие, избегание неформальных контактов;

• отсутствие участия  в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к кон-

кретному;

• избегание тем, связанных с работой;

• самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука

5. Психосома-

тические

реакции

• снижение иммунитета;

• неспособность  к релаксации в свободное время;

• бессонница, сексуальные расстройства;

• повышенное давление, тахикардия, головные боли;

• боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;

• зависимость  от никотина, кофеина, алкоголя

6. Разочаро-

вание

• отрицательная  жизненная установка;

• чувство беспомощности  и бессмысленности жизни;

• экзистенциальное отчаяние60

Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно

недавно, около 30 лет назад. Синдром «эмоциональное выгорание» широко исследуется 

в зарубежной психологии. Что касается отечественной науки, то данный феномен как 

самостоятельный практически не изучался, а рассматривался в контексте более широкой

проблематики. В зарубежной литературе этот синдром  называется английским словом

burnout. Термин  «burnout» сопоставим с такими  русскими эквивалентами, как «сгорание»,

«затухание  горения», «выгорание» и т. д. [2, 3, 23, 24].

Впервые термин «burnout» был введен американским психиатром Х. Френденбергом 

в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся 

в интенсивном  и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной

атмосфере при  оказании профессиональной помощи [6]. Первоначально под психическим 

выгоранием  подразумевалось состояние изнеможения  с ощущением собственной бес-

полезности. Позже  симптоматика данного синдрома существенно  расширилась за счет

не только психического компонента, но и психосоматического.

Другой основоположник идеи «выгорания», К. Маслач, определяет это понятие 

как «синдром физического  и эмоционального истощения, включая  развитие отрицатель-

ной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия

по отношению  к клиентам». Доктор К. Маслач подчеркивает, что «выгорание» — это 

не потеря творческого  потенциала, не реакция на скуку, а  скорее «эмоциональное истоще-

ние, возникающее  на фоне стресса, вызванного межличностным общением» [13, 14].

Б. Перлман и  Е. Хартман провели сравнительный  анализ и сделали обобщение 

опубликованных  с 1974 по 1981 г. работ по проблеме «выгорания» [25]. Авторы пришли

к выводу, что  большинство публикаций относится  к группам описательных исследований

и только небольшая  часть исследований содержит эмпирический материал и статисти-

ческий анализ данных. Систематизация публикаций, проведенная  данными авторами,

наглядно демонстрирует, во-первых, категории работников, у  которых были обнаружены

симптомы выгорания, во-вторых, многообразие и специфичность  симптоматики психи-

ческого выгорания. Они предложили модель, которая определяет личностные и органи-

зационные переменные, связанные с выгоранием. Три измерения  выгорания отражают

основные симптоматические категории стресса: а) физиологическую, сфокусированную 

на физических симптомах (физическое истощение); б) аффективно-когнитивную, сфо-

кусированную  на установках и чувствах (эмоциональное  истощение, деперсонализация);

в) поведенческую, сфокусированную на симптоматических типах поведения (дезадаптация,

сниженная рабочая  продуктивность) (рисунок).

Эта модель имеет  когнитивно-перцептивный фокус с  интерпретацией окружающей

среды и личностными  переменными в своей основе. Как показывает модель, индивиду-

альные характеристики, рабочее и социальное окружение  важны для восприятия и воз-

действия стресса (выгорания) вместе с эффективным  или неэффективным преодолением,

влияющим на него.

Личностные  и организационные переменные, связанные с выгоранием

Уровни проявления профессионального выгорания

Физиологический

(физическое  истощение) 

Аффективно-когнитивный

Информация о работе Эмоциональное выгорание медработников