Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:49, реферат
Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возникающие на работе – это обычное и частовозникающее явление. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
Введение:
Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает
эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент
факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возникающие на работе – это
обычное и частовозникающее явление.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип
эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти
функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно
расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут наступать его
дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на
исполнении профессиональной деятельности, таким образом, изучение этих
состояний представляется актуальной проблемой.
Синдром выгорания (burnout) довольно широко известен и исследуется в зарубежной
литературе медико-психологического профиля, однако нельзя сказать, что он уже доста-
точно хорошо изучен. В отечественной науке этот феномен личностной деформации начал
изучаться как самостоятельный лишь с конца 1990-х гг., а до этого он либо обозначался,
либо рассматривался в контексте более широкой проблематики [1–4].
На сегодняшний день «профессиональное выгорание» в наиболее общем виде тракту-
ется как долговременная стрессовая ситуация, возникающая вследствие продолжительных
профессиональных стрессов средней интенсивности. Поэтому синдром «психического
выгорания» обозначается рядом авторов понятием «профессиональное (эмоциональное)
выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации про-
фессионала под влиянием длительного профессионального стажа [5–9 и др.].
Ведущую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затрудненные или
напряженные отношения в системе «человек–человек», к которым относятся отношения
между лечащим врачом и трудными больными, отношения между руководителем и под-
чиненными в конфликтах и т. п.
Наиболее ярко
синдром «выгорания»
отягощены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Вероятность
появления проблемы «выгорания» увеличивается по мере возрастания частоты и продол-
жительности контактов разрушительной или раздражающей природы.
Существуют различные подходы к анализу этого феномена, нет единого мнения ни о
том, представители каких профессий могут быть подвержены «выгоранию», ни о структуре
данного синдрома. Многие исследователи полагают, что синдром выгорания характерен
в основном для представителей коммуникативных профессий, т. е. работающих в системе
отношений «человек–человек», причем наиболее изучена данная проблема у работников
социальной сферы (получивших большей частью гуманитарное образование), руководи-
телей и представителей сферы обслуживания.
На сегодняшний день в литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается
на значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности. К ним
относятся: учителя, психологи, педагоги, воспитатели детских домов, социальные работ-
ники, полицейские и др. Проведенные в различных странах исследования свидетельствуют
о том, что особой «группой риска» являются медицинские работники [10–14].
© А. В. Балахонов, В. Г. Белов, Е. Д. Пятибрат, А. О. Пятибрат, 200958
Однако несмотря на отдельные публикации, посвященные проблематике профес-
сионального выгорания различных групп работников, до сих пор остается мало осве-
щенной тематика
профессионального выгорания
как медицинские работники скорой помощи.
Исходя из актуальности данной тематики, мы определили целью нашего исследова-
ния анализ симптомов и синдромов профессионального выгорания и специфики деятель-
ности медицинских работников, способствующих его возникновению.
Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты
длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут приводить
к полной дезинтеграции различных психических сфер, и прежде всего эмоциональной
(W. S. Paine, 1982) [15].
Развитие синдрома носит
наблюдаются значительные энергетические затраты — следствие экстремально высо-
кой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере
развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разо-
чарованием, снижением интереса к своей работе. Однако протекание и проявление
синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-
мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная
деятельность человека. Согласно концепции М. Буриша (Burisch, 1994), в развитии
синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз [2,
3, 10, 16] (таблица).
Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенден-
цию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию, экзистенциальной
пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность явля-
ется главной ценностью и смыслом всей жизни человека. По мнению Буриша, тот,
кто выгорает, когда-то должен был загореться. Этот «запал» не несет никаких отри-
цательных последствий при условии соответствующего удовлетворения. В случае
несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым возна-
граждением появляются первые симптомы выгорания. Изменение отношения к про-
фессиональной деятельности от положительной до безразличной и отрицательной
можно проследить
на примере поведения «
воспринимать пациента исключительно как медицинский случай («почки» — из пятой
палаты, «инфаркт» — из восьмой). Происходит обезличивание отношений между
участниками процесса, которое подавляет проявления гуманных форм поведения
между людьми и создает угрозу для личностного развития представителей социаль-
ной профессии.
«Эмоциональное выгорание» — это выработанный личностью механизм психо-
логической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения
их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1, 17–20].
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоцио-
нального поведения, чаще всего профессионального поведения. «Выгорание» — отчасти
функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно
расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфунк-
циональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении
профессиональной деятельности, состоянии здоровья и отношениях с коллегами.
«Эмоциональное выгорание» является формой профессиональной деформации лич-
ности [4, 21, 22].59
Фазы развития синдрома профессионального выгорания (по Burisch, 1994)
1. Предупреж-
дающая фаза
а) Чрезмерное участие
• чрезмерная активность, чувство незаменимости;
• отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочаро-
ваний;
• ограничение социальных контактов.
b) Истощение
• чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев
2. Снижение
уровня соб-
ственного
участия
а) По отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам и т. д.
• потеря положительного восприятия коллег;
• переход от помощи к надзору и контролю;
• приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
• доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, учени-
кам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям.
b) По отношению к остальным окружающим
• отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки.
с) По отношению к профессиональной деятельности
• нежелание выполнять свои обязанности;
• искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше
времени;
• акцент на материальный
аспект при одновременной
d) Возрастание требований
• потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
• чувство переживания того, что другие люди используют тебя, зависть
3. Эмоцио-
нальные ре-
акции
а) Депрессия
• постоянное чувство вины, снижение самооценки;
• безосновательные страхи, лабильность настроений, апатия.
b) Агрессия
• защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;
• отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
• подозрительность, конфликты с окружением
4. Фаза
деструктив-
ного поведе-
ния
a) Сфера интеллекта
• снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению слож-
ных заданий;
• ригидность мышления, отсутствие воображения.
b) Мотивационная сфера
• отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности,
выполнение заданий строго по инструкциям.
с) Эмоционально-социальная сфера
• безразличие, избегание неформальных контактов;
• отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к кон-
кретному;
• избегание тем, связанных с работой;
• самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука
5. Психосома-
тические
реакции
• снижение иммунитета;
• неспособность к релаксации в свободное время;
• бессонница, сексуальные расстройства;
• повышенное давление, тахикардия, головные боли;
• боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;
• зависимость от никотина, кофеина, алкоголя
6. Разочаро-
вание
• отрицательная жизненная установка;
• чувство беспомощности и бессмысленности жизни;
• экзистенциальное отчаяние60
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно
недавно, около 30 лет назад. Синдром «эмоциональное выгорание» широко исследуется
в зарубежной психологии. Что касается отечественной науки, то данный феномен как
самостоятельный практически не изучался, а рассматривался в контексте более широкой
проблематики. В зарубежной литературе этот синдром называется английским словом
burnout. Термин
«burnout» сопоставим с такими
русскими эквивалентами, как «
«затухание горения», «выгорание» и т. д. [2, 3, 23, 24].
Впервые термин «burnout» был введен американским психиатром Х. Френденбергом
в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся
в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной
атмосфере при оказании профессиональной помощи [6]. Первоначально под психическим
выгоранием
подразумевалось состояние
полезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет
не только психического компонента, но и психосоматического.
Другой основоположник идеи «выгорания», К. Маслач, определяет это понятие
как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицатель-
ной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия
по отношению к клиентам». Доктор К. Маслач подчеркивает, что «выгорание» — это
не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истоще-
ние, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением» [13, 14].
Б. Перлман и Е. Хартман провели сравнительный анализ и сделали обобщение
опубликованных с 1974 по 1981 г. работ по проблеме «выгорания» [25]. Авторы пришли
к выводу, что большинство публикаций относится к группам описательных исследований
и только небольшая часть исследований содержит эмпирический материал и статисти-
ческий анализ данных. Систематизация публикаций, проведенная данными авторами,
наглядно демонстрирует, во-первых, категории работников, у которых были обнаружены
симптомы выгорания, во-вторых, многообразие и специфичность симптоматики психи-
ческого выгорания. Они предложили модель, которая определяет личностные и органи-
зационные переменные, связанные с выгоранием. Три измерения выгорания отражают
основные симптоматические категории стресса: а) физиологическую, сфокусированную
на физических симптомах (физическое истощение); б) аффективно-когнитивную, сфо-
кусированную на установках и чувствах (эмоциональное истощение, деперсонализация);
в) поведенческую, сфокусированную на симптоматических типах поведения (дезадаптация,
сниженная рабочая продуктивность) (рисунок).
Эта модель имеет когнитивно-перцептивный фокус с интерпретацией окружающей
среды и личностными переменными в своей основе. Как показывает модель, индивиду-
альные характеристики, рабочее и социальное окружение важны для восприятия и воз-
действия стресса
(выгорания) вместе с эффективным
или неэффективным
влияющим на него.
Личностные и организационные переменные, связанные с выгоранием
Уровни проявления профессионального выгорания
Физиологический
(физическое истощение)
Аффективно-когнитивный