Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования - выявить характерные особенности влияния межличностного общения на эмоциональное благополучие ребёнка.

Содержание

Введение 3

1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста 6

1.1. Структура межличностных отношений в группах детей 6

1.2. Становление и развитие межличностных отношений 9

2. Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников 15

2.1. Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие его психического здоровья 15

2.2. Отношение к сверстникам у популярных и непопулярных дошкольников 19

2.3. Проблемные формы межличностных отношений 22

2.4. Общение мальчиков и девочек 31

Заключение 32

Библиографический список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 50.21 Кб (Скачать)

Демонстративное поведение  отражает определенную общую направленность личности и отношение к другим людям.

Представления о  собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются  в постоянном подкреплении через  сравнение с чьими-то другими, носителем  которых выступает сверстник. У  этих детей ярко выражена потребность  в другом, при сравнении с которым  можно оценить и утвердить  себя. Соотнесение себя с другим проявляется в яркой конкурентности и сильной ориентации на оценку окружающих.

Даже собственная "доброта" или "справедливость" подчеркиваются как личные преимущества и противопоставляются другим, "плохим" детям.

В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких, как агрессивность или  застенчивость), демонстративность  не считается отрицательным и, собственно, проблемным качеством. Более того, в  настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и мотивации тех или иных поступков.

Ненасыщаемая потребность  в похвале, в превосходстве над  другими становится главным мотивом  всех действий и поступков. Такой  человек постоянно боится оказаться  хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе, которая  компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Гораздо более  прочной оказывается позиция, основанная на принятии себя и отсутствии конкурентного  отношения к окружающим. Именно поэтому  важно вовремя выявить проявления демонстративности как личностного  качества и помочь ребенку в преодолении  такой конкурентной позиции

2.4. Общение мальчиков  и девочек

Особое место в  общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное  знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием  должны быть наполнены слова «мальчик»  и «девочка».

В период дошкольного  возраста взрослые начинают сознательно  или бессознательно обучать ребенка  половой роли в соответствии с  общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком  или девочкой. Мальчикам обычно разрешают  больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными  и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения  взрослых, является вредной социальной привычкой (брань, курение и др.) так, мальчики, хотя и не используют эти  «символы мужественности» в своей  практике, но уже вносят их в сюжетные игры.

Осознание своего «Я»  непременно включает и осознание  собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой  принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте. В соответствии с восприятием  самого себя как мальчика или девочки  ребенок начинает выбирать игровые  роли. В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола. Это  определяет развитие самосознания в  контексте половой идентификации. Общение детей в период дошкольного  возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям  мужчин и женщин. В играх и в  практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения  мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

Заключение

Цель курсового  исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Влияние межличностных  отношений в группе сверстников  на эмоциональное благополучие ребёнка" можно сделать ряд выводов:

Этап дошкольного  развития ребенка является специфическим  и во многом определяет как динамику становления личности, так и общее  психическое развитие. В этом возрасте к ребенку уже предъявляется  система внешне нормированных требований, как к социальному индивиду, т.е. от него ожидают способностей, навыков, знаний, которые делают возможным его участие в дальнейшей учебной деятельности, общении со сверстниками и взрослыми.

Межличностные отношения  зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребёнок  живёт среди людей и неизбежно  вступает с ними в определённые отношения. Опыт первых отношений как с взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом  для дальнейшего развития личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение  и самочувствие среди людей.

Взаимодействие ребенка  со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать  окружающий мир, но и возможность  общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них проявляется выраженная потребность в общении со сверстниками.

На развитие личности ребёнка влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со сверстниками ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.

Межличностные отношения  реализуются, проявляются и формируются  в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка.

Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля  общения, от положения среди сверстников  зависит, насколько ребенок чувствует  себя спокойным, удовлетворенным, в  какой мере он усваивает нормы  отношений со сверстниками.

В общении детей  весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.

Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует  высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок  тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации  и страданиями отчуждения.

В дошкольном возрасте у ребенка возникают сложные  и разнообразные виды отношений  с другими, которые в значительной степени определяют становление  его личности. Важно изучить эти  отношения, чтобы целенаправленно  формировать их, чтобы создать  для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

Проблема становления  и развития межличностных отношений  детей привлекает внимание как психологов, так и педагогов. Этой теме посвящено  значительное число экспериментальных  и теоретических исследований. В  то же время сам предмет исследования межличностных отношений детей  остается неясным и по-разному  трактуется представителями различных  направлений.

При попытке изучения межличностных отношений возникают  не только методологические, но и методические трудности.

В чем именно эти  отношения проявляют себя? Какие  экспериментальные показатели могут  позволить проанализировать и измерить их? Как правило, при изучении межличностных  отношений в качестве предмета исследования выступает какой-либо один аспект: либо познавательный, либо эмоциональный  и поведенческий, либо коммуникативный. Одной из задач курсовой работы было выяснение того, насколько связаны между собой эти аспекты и в каком из них наиболее ярко проявляет себя отношение к сверстнику через "внутреннего другого", входящего в состав самосознания ребенка?

Библиографический список литературы

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1995.

Бодалева А.А. Формирование понятия о другом человеке как  личности. - М., 2002.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 1984.

Лебединский В.В. и  др. Эмоциональные нарушения в  детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., Педагогика, 1986.

Перегуда В.И. Особенности  самоконтроля у гиперактивных детей  старшего дошкольного возраста. - М., 1994.

Развитие личности ребенка. Под общей ред. А.М.Фонарева. - М.; Прогресс, 1987

Смирнова Е.О. Мещерякова С.Ю. Галигузова Л.Н. Межличностные отношения  ребенка от рождения до семи лет. - Воронеж: Изд. НПО "Модек", 2001.

Смирнова Е.О. Особенности  общения с дошкольниками: Учебное  пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Смирнова Е.О. Становление  межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии.- 1994.-№ 6. С. 5-15.

Смирнова Е.О., Холмогорова  В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика. Проблемы. Коррекция. - М.: Владос, 2005.

Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его  отношений с окружающими. - М.: Центр  общечеловеческих ценностей, 1993.

Кошелева А.Д. Эмоциональное  развитие дошкольника. - М.: Просвещение, 1985.

Информация о работе Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников