Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 19:17, курсовая работа
Цель курсового исследования - выявить характерные особенности влияния межличностного общения на эмоциональное благополучие ребёнка.
Введение 3
1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста 6
1.1. Структура межличностных отношений в группах детей 6
1.2. Становление и развитие межличностных отношений 9
2. Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников 15
2.1. Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие его психического здоровья 15
2.2. Отношение к сверстникам у популярных и непопулярных дошкольников 19
2.3. Проблемные формы межличностных отношений 22
2.4. Общение мальчиков и девочек 31
Заключение 32
Библиографический список литературы 34
Демонстративное поведение отражает определенную общую направленность личности и отношение к другим людям.
Представления о
собственных качествах и
Даже собственная "доброта" или "справедливость" подчеркиваются как личные преимущества и противопоставляются другим, "плохим" детям.
В отличие от других
проблемных форм межличностных отношений
(таких, как агрессивность или
застенчивость), демонстративность
не считается отрицательным и, собственно,
проблемным качеством. Более того, в
настоящее время некоторые
Ненасыщаемая потребность
в похвале, в превосходстве над
другими становится главным мотивом
всех действий и поступков. Такой
человек постоянно боится оказаться
хуже других, что порождает тревожность,
неуверенность в себе, которая
компенсируется хвастовством и подчеркиванием
своих преимуществ. Гораздо более
прочной оказывается позиция, основанная
на принятии себя и отсутствии конкурентного
отношения к окружающим. Именно поэтому
важно вовремя выявить
2.4. Общение мальчиков и девочек
Особое место в
общении детей начинают занимать
отношения мальчиков и девочек.
Еще в конце раннего возраста
ребенок усваивает некое
В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.
В дошкольном возрасте
ребенок обнаруживает внешние различия
мужчин и женщин в одежде и манере
себя вести. Дети подражают всему: формам
поведения, которые являются полезными
и приемлемыми для окружающих,
стереотипными формами
Осознание своего «Я»
непременно включает и осознание
собственной половой
Заключение
Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Влияние межличностных отношений в группе сверстников на эмоциональное благополучие ребёнка" можно сделать ряд выводов:
Этап дошкольного развития ребенка является специфическим и во многом определяет как динамику становления личности, так и общее психическое развитие. В этом возрасте к ребенку уже предъявляется система внешне нормированных требований, как к социальному индивиду, т.е. от него ожидают способностей, навыков, знаний, которые делают возможным его участие в дальнейшей учебной деятельности, общении со сверстниками и взрослыми.
Межличностные отношения
зарождаются и наиболее интенсивно
развиваются в детском
Взаимодействие ребенка
со сверстниками - это не только прекрасная
возможность совместно
На развитие личности ребёнка влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со сверстниками ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка.
Общение в группе
сверстников существенно
В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.
Общение со сверстниками
- жесткая школа социальных отношений.
Именно общение со сверстниками требует
высокого эмоционального напряжения.
«За радость общения» ребенок
тратит много энергии на чувства,
связанные с успехом
В дошкольном возрасте
у ребенка возникают сложные
и разнообразные виды отношений
с другими, которые в значительной
степени определяют становление
его личности. Важно изучить эти
отношения, чтобы целенаправленно
формировать их, чтобы создать
для каждого ребенка в группе
благоприятный эмоциональный
Проблема становления и развития межличностных отношений детей привлекает внимание как психологов, так и педагогов. Этой теме посвящено значительное число экспериментальных и теоретических исследований. В то же время сам предмет исследования межличностных отношений детей остается неясным и по-разному трактуется представителями различных направлений.
При попытке изучения
межличностных отношений
В чем именно эти отношения проявляют себя? Какие экспериментальные показатели могут позволить проанализировать и измерить их? Как правило, при изучении межличностных отношений в качестве предмета исследования выступает какой-либо один аспект: либо познавательный, либо эмоциональный и поведенческий, либо коммуникативный. Одной из задач курсовой работы было выяснение того, насколько связаны между собой эти аспекты и в каком из них наиболее ярко проявляет себя отношение к сверстнику через "внутреннего другого", входящего в состав самосознания ребенка?
Библиографический список литературы
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1995.
Бодалева А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - М., 2002.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 1984.
Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., Педагогика, 1986.
Перегуда В.И. Особенности самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста. - М., 1994.
Развитие личности ребенка. Под общей ред. А.М.Фонарева. - М.; Прогресс, 1987
Смирнова Е.О. Мещерякова С.Ю. Галигузова Л.Н. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. - Воронеж: Изд. НПО "Модек", 2001.
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Смирнова Е.О. Становление
межличностных отношений в
Смирнова Е.О., Холмогорова
В.М. Межличностные отношения
Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Просвещение, 1985.
Информация о работе Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников