Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 19:17, курсовая работа
Цель курсового исследования - выявить характерные особенности влияния межличностного общения на эмоциональное благополучие ребёнка.
Введение 3
1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста 6
1.1. Структура межличностных отношений в группах детей 6
1.2. Становление и развитие межличностных отношений 9
2. Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников 15
2.1. Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие его психического здоровья 15
2.2. Отношение к сверстникам у популярных и непопулярных дошкольников 19
2.3. Проблемные формы межличностных отношений 22
2.4. Общение мальчиков и девочек 31
Заключение 32
Библиографический список литературы 34
Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего мира, рамки которого для него значительно расширяются. Большей частью страхи связаны с событиями в школе, семье и группе сверстников. Необъяснимые и вымышленные страхи прежних лет постепенно уступают место более осознанным заботам, каких немало в повседневной жизни. Среди прочих, предметом страхов могут быть и отношения между сверстниками.
Ребенка, у которого
появился страх, важно как можно
быстрее вернуть в детсад. Иногда
излишнее внимание к жалобам на физическое
недомогание может вызвать
Рассмотрение эмоционально - оценочных отношений позволяет ответить на вопросы: соответствует ли поведение детей в группе социальным нормам? какие эмоции оно вызывает? что нравится или не нравится им в сверстниках?
Основная функция
эмоционально - оценочных отношений
в детской и подростковой группе
- осуществление коррекции
Эмоционально - оценочные отношения являются регуляторами в ситуациях возможных конфликтов при распределении ролей в игре. Каждый ребенок, претендуя на значимую роль в игре, сталкивается с подобными стремлениями других детей. В этой ситуации могут стихийно возникнуть первые проявления требования справедливости во взаимоотношениях - ориентация на норму очередности при распределении престижных ролей, наград и отличий, которая, как предполагают дети, должна строго соблюдаться. Однако иногда притязания ребенка так и остаются нереализованными и ему приходиться довольствоваться незначимой ролью, не получать ожидаемое.
Эмоционально - оценочные
отношения выявляются в непосредственном
взаимодействии детей, отражая систему
их предпочтений. Личностно - смысловые
отношения представляют собой складывающиеся
в совместной деятельности необходимые
связи, которые в ней реализуются.
При этом мотивом действия каждого
участника таких отношений
Психическое развитие
детей дошкольного возраста происходит
под влиянием систем отношений «ребенок
- воспитатель», «ребенок - родители», «ребенок
- сверстники». Поэтому любое нарушение
в данных системах может привести
к появлению эмоционального неблагополучия.
Среди причин возникновения отрицательных
эмоциональных состояний
- социальные: неправильное
семейное воспитание, неконструктивный
тип детско-родительских
- педагогические: отсутствие
преемственности в подготовке
детей к школе, педагогические
ошибки, неэффективный стиль
- психофизиологические, индивидуальные и личностные особенности ребенка.
Отношения между
детьми постоянно меняются. Если в
возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят
свои отношения в основном под
надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет
школьники большую часть
Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.
Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила “детского общества” позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл.
Яркое отличие общения
сверстников заключается в его
чрезвычайно яркой
Столь сильная эмоциональная насыщенность общения детей, по-видимому, связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым.
2.2. Отношение к сверстникам у популярных и непопулярных дошкольников
Группа детского
сада -- это первое социальное объединение
детей, в котором они занимают
различное положение. В дошкольном
возрасте проявляются дружеские
и конфликтные взаимоотношения,
выделяются дети, испытывающие трудности
в общении. С возрастом изменяется
отношение дошкольников к сверстникам,
которых они оценивают не только
по деловым качествам, но и по личностным,
прежде всего нравственным. Это связано
с развитием представлений
В ряде исследований
показано, что в дошкольном возрасте
происходит явная дифференциация детей
по их положению в группе: одни дети
уже в 4-5 лет становятся более
предпочитаемыми для
Чем же определяется
популярность ребенка в группе дошкольников?
Если спросить у детей, то даже они
не могут ответить, а если и отвечают,
то называют чисто внешние качества:
“хороший”, “красивый”. Но как показывают
наблюдения внешняя привлекательность,
успехи на занятиях, далеко не всегда определяют
степень привлекательности
Известно, что ведущей
деятельностью дошкольников является
игра; поэтому вопрос о лидерстве
детей особенно часто решался
через игровые способности
Итак, в основе популярности дошкольников лежит их деятельность - либо способность к организации совместной игровой деятельности, и дети, в основном, предпочитают удачливых, активных сверстников, заслуживших положительные оценки взрослых и стремящихся к признанию.
Другое направление анализирует феномен детской популярности, с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности. Результаты показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру, а не сотрудничество и не сопереживание.
Итак, в основе избирательных
привязанностей детей могут стоять
самые разные качества: инициативность,
успешность в игровой деятельности,
потребность в общении и в
признании сверстников, признание
взрослого, способность удовлетворять
коммуникативную потребность
Именно социальной
компетентностью объясняется
Во - первых, это - эмоциональный компонент, включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и внимание к действиям сверстников.
Во - вторых, это - когнитивный компонент, связанный с познанием другого человека. Он включает способности вставать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми.
И, в - третьих, это - поведенческий компонент, отражающий способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и пр.
Именно эти способности обычно оказываются существенными при формировании избирательных предпочтений детей.
Далее было предпринято
спец. экспериментальное
Результаты показали, что по степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих сверстников. Но среди непопулярных детей по этим показателям отчетливо выделились две крайние группы:
1. замкнутых и совершенно пассивных;
2. чрезмерно общительных и стремящихся к руководству.
Можно полагать, что обе эти крайние стратегии в равной мере отталкивают сверстников и делают ребенка отвергаемым. Важно отметить, что стремление ребенка к лидерству и руководству, его повышенная активность в игре далеко не всегда обеспечивают признание и симпатии сверстников.
В отличие от этого все популярные дети занимали средние позиции по этим показателям: у них преобладали уступающий и организующий стили поведения в игре и средние уровни общительности. Однако на этом основании нельзя сделать вывода о том, что эти средние показатели сами по себе обеспечивают популярность ребенка в группе сверстников.
Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам. Эти различия проявились во всех методиках и по всем показателям.
Во - первых, популярные
дети, в отличие от непопулярных,
практически никогда не были безразличны
к действиям сверстника, проявили
интерес к тому, что он делает.
Причем эта эмоциональная
Во - вторых, они сопереживали другим в ответ на оценку взрослого; успехи сверстников отнюдь не обижали, а напротив - радовали их, а промахи - огорчали. Непопулярные дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно.
В - третьих, все популярные дети, независимо от уровня общительности и инициативности, отвечали на просьбы сверстников и очень часто бескорыстно отдавали им то, что было нужно им самим. Непопулярные не делали этого никогда.
И, наконец, популярные
дети, даже в позиции “обиженного”
предпочитали разрешать конфликты
мирным путем, не обвиняя и не наказывая
других. Непопулярные, как правило,
находили разрешение конфликта в
агрессивных действиях и
2.3. Проблемные формы межличностных отношений
Агрессивные дети. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Информация о работе Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников