Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования - выявить характерные особенности влияния межличностного общения на эмоциональное благополучие ребёнка.

Содержание

Введение 3

1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста 6

1.1. Структура межличностных отношений в группах детей 6

1.2. Становление и развитие межличностных отношений 9

2. Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников 15

2.1. Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие его психического здоровья 15

2.2. Отношение к сверстникам у популярных и непопулярных дошкольников 19

2.3. Проблемные формы межличностных отношений 22

2.4. Общение мальчиков и девочек 31

Заключение 32

Библиографический список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 50.21 Кб (Скачать)

Исследования и  многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся  в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих  миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим  психологическим характеристикам.

Агрессивное поведение  дошкольников принимает разнообразные  формы. Это может быть оскорбление  сверстника (дурак, идиот, жиртрест), драка  из-за привлекательной игрушки или  ведущего места в игре. В то же время у отдельных детей наблюдаются  агрессивные действия, не имеющие  какой-либо цели и направленные исключительно  на причинение вреда другому. Например, мальчик толкает девочку в  бассейн и смеется над ее слезами, или девочка прячет тапочки своей  подруги и с удовольствием  наблюдает за ее переживаниями. Физическая боль или унижение сверстника вызывает у таких детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Подобное поведение  может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.

Те или иные формы  агрессивного поведения наблюдаются  у большинства дошкольников. В  то же время некоторые дети проявляют  значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется  в следующем: в высокой частоте  агрессивных действий, преобладании прямой физической агрессии, наличии  враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников.

Главной отличительной  чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них  как противник, как конкурент, как  препятствие, которое нужно устранить. Такое отношение нельзя свести к  недостатку коммуникативных навыков (заметим, что многие агрессивные  дети в ряде случаев демонстрируют  вполне адекватные способы общения  и при этом проявляют незаурядную  изобретательность, придумывая разнообразные  формы нанесения ущерба сверстникам). Можно полагать, что это отношение  отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает  специфическое восприятие другого  как врага.

Все это говорит  о том, что главные проблемы агрессивных  детей лежат в сфере отношений  со сверстниками. Однако агрессивные  дети существенно различаются как  по формам проявления агрессии, так  и по мотивации агрессивного поведения. У одних детей агрессия носит  мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и  наиболее часто используется для  привлечения внимания сверстников. У других агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего - получить желанный предмет) и  имеют более жесткие и устойчивые формы. У третьих преобладающей  мотивацией агрессии является "бескорыстное" причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в  наиболее жестоких формах насилия. Отметим  нарастание частоты и жестокости агрессии от первой группы к третьей. Однако, несмотря на эти очевидные  различия, всех агрессивных детей  объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Все они проявляют  низкий интерес к сверстнику, неадекватные реакции на успехи другого (злорадство при его неудачах и протест  против его достижений) и неспособность  бескорыстно поделиться или помочь другому. Подобный тип отношения  к сверстнику оказался не связанным  ни с уровнем развития игры, ни с  самооценкой, ни с реальным положением ребенка в группе сверстников. По-видимому, в основе такого отношения к другим лежит фиксированность ребенка  на себе, его внутренняя изоляция от других.

Обидчивые дети. Среди  всех проблемных форм межличностных  отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как  обида на других. Обидчивость отравляет  жизнь и самому человеку, и его  близким. Справиться с этой болезненной  реакцией непросто.

Явление обиды возникает  в дошкольном возрасте. Маленькие  дети (до трех-четырех лет) могут  расстраиваться из-за отрицательной  оценки взрослого, требовать внимания к себе, жаловаться на сверстников, но все эти формы детской обиды  носят непосредственный, ситуативный  характер - малыши не "застревают" на этих переживаниях и быстро забывают их. Феномен обиды во всей своей  полноте начинает проявляться после  пяти лет, в связи с появлением в этом возрасте потребности в  признании и уважении - сначала  взрослого, а потом и сверстника. Именно в этом возрасте главным предметом  обиды начинает выступать сверстник, а не взрослый.

Обида на другого  проявляется в тех случаях, когда  ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою непризнанность, незамеченность. К этим ситуациям относятся игнорирование  партнера, недостаточное внимание с  его стороны, отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке, неуважительное отношение со стороны  других - дразнилки, успех и превосходство  других, отсутствие похвалы).

Во всех этих случаях  ребенок чувствует себя отвергнутым  и ущемленным. В состоянии обиды  ребенок не проявляет прямой или  косвенной физической агрессии (он не дерется, не нападает на обидчика, не мстит ему). Для проявления обиды  характерна подчеркнутая демонстрация своей "обиженности". Обиженный  всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует  просить прощения или как-то исправиться. Он отворачивается, перестает разговаривать, демонстративно показывает свои "страдания". Поведение детей в состоянии  обиды имеет интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, это  поведение носит явно демонстративный  характер и направлено на привлечение  внимания к себе. С другой стороны, дети отказываются от общения с обидчиком - молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Отказ от общения используется как  средство привлечения внимания к  себе, как способ вызывания чувства  вины и раскаяния у того, кто  обидел. В той или иной мере в  определенных ситуациях чувство  обиды переживает каждый человек. Однако "порог" обидчивости у всех различный. В одних и тех же ситуациях (например, в ситуации успеха другого или проигрыша в игре) одни дети чувствуют себя уязвленными  и обиженными, другие не испытывают подобных переживаний.

Кроме того, обида  возникает не только в ситуациях, приведенных выше. Можно наблюдать  случаи, когда обида возникает  в ситуациях вполне нейтрального характера. Например, девочка обижается, что подруги играют без нее, при  этом она не предпринимает никаких  попыток присоединиться к их занятию, а демонстративно отворачивается и  со злостью поглядывает на них. Или  мальчик обижается, когда воспитатель  занимается с другим ребенком. Очевидно, что в этих случаях ребенок  приписывает другим неуважительное отношение к себе, видит то, чего на самом деле нет.

Обидчивые дети воспринимают успехи других как собственное унижение и игнорирование себя, а потому переживают и демонстрируют обиду. Характерной особенностью обидчивых  детей является яркая установка  на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной  оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя.

Обидчивые дети как  будто не замечают окружающих. Они  выдумывают несуществующих друзей и  истории, не обращая внимания на своих  реальных партнеров. Собственные фантазии, в которых ребенок обладает всеми  мыслимыми достоинствами (силой, красотой, необыкновенной храбростью), закрывают  от него реальность и замещают действительные отношения со сверстниками. Оценка себя и отношение к себе замещает непосредственное восприятие сверстников  и отношения с ними. Окружающие ребенка реальные сверстники воспринимаются как источник отрицательного отношения.

У обидчивых детей  существует явное ощущение своей "недооцененности", непризнанности их достоинств и собственной  отверженности. Однако это ощущение не соответствует реальности. Данные исследований показывают, что обидчивые  дети, несмотря на их конфликтность, не принадлежат к числу непопулярных или отвергаемых. Следовательно, такая  заниженная оценка обидчивых детей  глазами сверстников является результатом  исключительно их собственных представлений.

Данный факт указывает  на еще одну парадоксальную особенность  обидчивых детей. С одной стороны, они явно ориентированы на положительное  отношение к себе со стороны всех окружающих и всем своим поведением требуют от них постоянной демонстрации уважения, одобрения, признания. С другой - по их представлениям окружающие люди их недооценивают, и они ожидают  от них, и главным образом от сверстников, негативной оценки себя. В некоторых  случаях они сами инициируют ситуации, в которых они могли бы почувствовать  себя отверженными, непризнанными, и, обижаясь на сверстников, получают от этого своеобразное удовлетворение.

Застенчивые дети. Застенчивость  является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных  отношений. Наблюдения показали, что  застенчивость появляется у многих детей уже в трех - четырехлетнем  возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Практически  все дети, которые вели себя застенчиво в три года, сохранили это качество до семи лет. Вместе с тем выраженность застенчивости претерпевает изменения  на протяжении дошкольного периода. Слабее всего она проявляется  в младшем дошкольном возрасте, резко  возрастает на пятом году жизни и  сокращается к семи годам. При  этом на пятом году жизни усиление застенчивости приобретает характер возрастного феномена. Возникнув  в этот период, у некоторых детей  это качество остается устойчивой чертой личности, которая во многом усложняет  и омрачает жизнь человека. Поэтому  очень важно вовремя распознать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие.

При встрече с  новыми обстоятельствами или в ходе общения с посторонними ребенок  испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении  тревоги или страха. Эти дети испытывают страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость  отвечать на вопросы знакомого педагога или воспитателя на занятиях.

Наблюдая за поведением ребенка, можно без труда заметить данные особенности. Детей, у которых  они проявляются слишком часто, даже в безопасных ситуациях, можно  отнести к группе застенчивых.

Следует отметить, что  по уровню умственного развития и  по успешности в предметной деятельности эти дети не уступают своим сверстникам. Нередко застенчивые дети гораздо  лучше справляются с заданиями, чем их незастенчивые ровесники. Но в случае неудачи или отрицательной  оценки менее настойчивы в достижении результата. Для всех застенчивых  детей характерно острое переживание  отрицательной оценки взрослого, часто  парализующее как практическую деятельность ребенка, так и общение. В то время  как незастенчивый ребенок в  такой ситуации стремится к активному  поиску ошибки и привлечению взрослого, застенчивый дошкольник и внутренне  и внешне сжимается от чувства  вины за свою неумелость, опускает глаза  и не решается обратиться за помощью.

Застенчивый ребенок  слишком остро переживает свое Я. Все, что он делает, постоянно оценивается  глазами других, которые, с его  точки зрения, подвергают сомнению ценность его личности. Повышенная тревога о своем Я часто  заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. Признание  и уважение всегда выступают для  него в качестве главных, заслоняя и  познавательные и деловые интересы, что препятствует реализации своих  способностей и адекватному общению  с другими.

В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с  посторонними он четко выступает  на первый план, провоцируя защитные формы  поведения, которые проявляются  в "уходе в себя", а иногда в принятии "маски равнодушия". Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить свои, подчас очень хорошие способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях, когда ребенок "забывает о себе", он становится таким же открытым и  общительным, как и его незастенчивые  ровесники.

Демонстративные дети. Сравнение себя со сверстником и  демонстрация своих преимуществ  являются закономерными и необходимыми для развития межличностных отношений: лишь противопоставив себя сверстнику и выделив таким образом свое Я, ребенок может вернуться к  сверстнику и воспринять его как  целостную, самоценную личность.

Однако часто демонстративность  перерастает в личностную особенность, черту характера, которая приносит массу негативных переживаний человеку. Основным мотивом действий ребенка  становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет  собственную потребность в самоутверждении. Даже совершая добрый поступок, ребенок  делает это не ради другого, а ради того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту. Обладание  привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного Я. Как часто, получив  в подарок красивую игрушку, дети несут ее в детский сад не для  того, чтобы поиграть в нее с  другими, а чтобы показать, похвастаться.

Демонстративных детей  выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве  случаев дети, обращаясь к партнеру, не испытывают к нему реального интереса. Преимущественно они говорят  о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или  сверстников. Отношения с другими  для таких детей являются средством  самоутверждения и привлечения  внимания. Как правило, такие дети стремятся, во что бы то ни стало  получить положительную оценку себя и своих поступков.

Однако в случаях, когда отношения с воспитателем или группой не складываются, демонстративные  дети применяют негативную тактику  поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Нередко  самоутверждение достигается путем  снижения ценности или обесценивания  другого. Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может  сказать: "Я рисую лучше, это  совсем некрасивый рисунок". Вообще в речи демонстративных детей  превалируют сравнительные формы: лучше/хуже, красивее/некрасивее. 

Информация о работе Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников