Эмоцианально-волевая сфера умственно-отсталых

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Эмоцианально-волевая сфера умственно отсталых дошкольников находится на самых начальных этапах развития. Ее становление непосредственно связано с появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия. Однако формирование произвольной регуляции поведения умственно отсталого ребенка затруднено. Дошкольники-олигофрены не могут контролировать свои поступки, желания. Большинство из них не способны подчинить свое поведение требованиям, которые предъявляют им родители, воспитатели, детский коллектив. Действия детей нередко носят импульсивный характер, а их поведение часто не соответствует общепринятым правилам и нормам.

Содержание

1. Эмоционально-волевая сфера умственно отсталых лиц.
2.Личность умственно отсталого ребенка.






1. Эмоционально-волевая сфера умственно отсталых лиц.

Работа содержит 1 файл

Эмоцианально-волевая сфера УО.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Курс   II (V)_

Группа  Б219 (519) СПС_

№ зачётной книжки 

Специальность:

 «специальная психология»

    050716.65_____ 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: 

Психология  лиц с нарушениями 

умственного развития. 
 
 
 
 
 

                  Студентки

                  Ставропольского

                  Государственного

                  Педагогического

                  Института

                  Закарьяевой П.С_

                  Преподаватель

                  Ольшанский  Д.А.   _______________

                  Адрес

                    
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Тема: Характеристика эмоционально- волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью.

     План:

    1. Эмоционально-волевая сфера умственно отсталых лиц. 

    2.Личность  умственно отсталого  ребенка. 
 
 
 
 
 
 

    1. Эмоционально-волевая сфера умственно отсталых лиц. 

      Эмоцианально-волевая сфера умственно отсталых дошкольников находится на самых начальных  этапах  развития.  Ее  становление  непосредственно  связано  с появлением речи,  которая  позволяет ребенку  понять  необходимость  того или  иного  способа  действия.  Однако формирование  произвольной регуляции  поведения  умственно  отсталого  ребенка затруднено. Дошкольники-олигофрены  не  могут  контролировать  свои  поступки, желания.  Большинство  из  них  не  способны  подчинить  свое  поведение требованиям, которые предъявляют  им  родители,  воспитатели,  детский  коллектив.  Действия детей  нередко  носят  импульсивный  характер,  а  их  поведение  часто  не соответствует общепринятым правилам и нормам.

    Для  умственно  отсталых  младших  школьников  также  характерны нарушения поведения. Им свойственны  безынициативность, несамостоятельность, слабость  внутренних  побуждений,  внушаемость, сниженная мотивация,  причем  не  только  в  учебной,  но даже в игровой и трудовой  деятельности.  Их  ставит  в  затруднительное  положение  любое препятствие  или  неудача,  они не  могут  противостоять  возникающим желаниям. Однако дети способны проявить волевое усилие в тех случаях, когда  знают,  как  надо  действовать,  и  испытывают  потребность  в  этом действии.  Тогда  из  вялых,  безынициативных  детей  они  превращаются  в настойчивых,  безудержных.  Такие  резкие  контрасты  в  проявлении  воли

    есть  результат незрелости личности школьников-олигофренов.

    Обучение  в  специальной  школе  приводит  к  существенным  сдвигам  в развитии  у  умственно  отсталых  детей  волевой  регуляции  поведения: появляется  умение  сдерживать  свои  импульсивные  реакции  и подчинять

    их  требованиям ситуации

    Волевая  активность,  формирующаяся  под  воздействием  коррекционнонаправленного  обучения,  в  значительной  мере  способствует умственному,  речевому  и в целом личностному  развитию  этой категории детей.  Повышается  объем  внимания,  его  устойчивость;  увеличивается объем  памяти,  возрастает  ее  продуктивность.  В  свою  очередь  развитие мышления,  речи,  памяти  стимулирует  формирование  волевых  качеств личности школьников-олигофренов. От младшего к старшему школьному возрасту  у  умственно  отсталых  учащихся  отмечается  развитие произвольных психических процессов. 

    2.Личность  умственно отсталого  ребенка 

    Общепринято  представление  о  личности  как  о  социальном  образовании,  формирующемся  под влиянием  воспитания  в конкретных условиях  жизни.  Известно,  что  большую  часть  контингента  умственно отсталых  учащихся  составляют  дети,  не  имеющие родителей,  и  дети из неполных  и  неблагополучных  семей.  Такой  ребенок  фактически оказывается  лишенным  полноценного  общения  со  своей  семьей,  что,безусловно, неблагоприятно сказывается на формировании его личности.

    Поздняя  диагностика,  недостаточная  сеть  специальных  дошкольных учреждений  наряду  с  внутрисемейными  сложностями  обусловливают далеко  не  полное  соответствие  применяемых  средств  обучения  и воспитания  возможностям  умственно  отсталых  учащихся.  Это  также отрицательно  сказывается  на  вхождении  ребенка  в  соответствующие социальные группы и на последующем взаимодействии его со взрослыми и сверстниками.

    Личность  человека —  продукт  общественно-исторического  развития. Она  формируется  в  процессе  многообразных  взаимодействий  с окружающей  средой.  В  силу  интеллектуальной  неполноценности личность  умственно  отсталого  ребенка  проходит  свое  становление  в своеобразных условиях, что обнаруживается в различных аспектах.

    В  общей  совокупности  многообразных  черт  личности  существенное место  принадлежит  эмоциям,  которые  оказывают  влияние  на  любое проявление человеческой активности. Л.С.Выготский, высказавший мысль о  тесном  взаимодействии  и  внутреннем  единстве  интеллектуальной  и эмоциональной  сфер,  считал,  что  у  ребенка  при  умственной  отсталости соотношение  между  интеллектом  и  аффектом  иное,  чем  в  норме,  и  что

    именно  эта характеристика важна для  понимания своеобразия его психики. Формирование  эмоций —  важнейшее  условие  становления  личности  человека.

    Проявление  эмоций  у  умственно  отсталого  ребенка  зависит  от  его возраста,  от  глубины  и  качественного  своеобразия  структуры  дефекта (принадлежности  к определенному клиническому варианту олигофрении) и, конечно, от социальной среды, в которой он находится.

    Дети  младшего  дошкольного  возраста  отзывчивы  на  похвалу, одобрение,  порицание.  Различаю т  ласковую  и  недовольную  интонации. Они  не  могут  выражать  свои  эмоции  вербально.  Свое  отношение  к человеку они выявляют прикосновением к нему, улыбкой, заглядыванием в  лицо.  Некоторые  дети при  этом произносят  отдельные звукосочетания или простые, не всегда правильно звучащие слова типа «мама», «любу».

    Дети  с  видимым  удовольствием  играют  со  взрослым  в  примитивные игры, сопровождая их в какой-то мере звукоподражанием или «детскими» словами. 

    Старшие  дошкольники  более  адекватно  понимают  окружающую  их обстановку.  Они  лучше,  чем  дети  младшего  дошкольного  возраста, владеют  речью  и  могут  не  только  выразить  свои  эмоции  криком  или поведением,  но  и  сказать,  что  им  нравится  или  не  нравится,  пользуясь словом, объяснить, что они хотят получить ту или иную привлекательную для  них  игрушку.  Эти  дети  с  удовольствием  слушают  выразительно читаемые или рассказываемые  доступные для  их  понимания  простейшие тексты, включающие эмоционально  окрашенные компоненты. Мимикой, жестами  и  словесными  реакциями  они  выражают  сочувствие  добрым героям и отрицательное  отношение к их обидчикам.  В понятной для них ситуации  дошкольники  способны  к  сопереживанию,  к  эмоциональному отклику  на  обстоятельства,  в  которых  оказался  другой  человек.  Как правило,  дети  проявляют  отчетливо  выраженное  положительное отношение  к  своим  родным  и  близким.  Они  любят  своих  родителей  и воспитателей и обнаруживают это со всей очевидностью.

    В  зависимости  от клинического  варианта дефекта  дошкольники ведут себя по-разному, проявляя свои эмоции. Возбудимые дети берут игрушку и  тут  же  ее  бросают.  Движения  у  них  быстрые,  речевое  сопровождение громкое,  эмоциональные  реакции  неустойчивы  и  поверхностны. Проявления гнева, обиды, радости выражаются  бурно, импульсивно и не контролируются детьми.

    Заторможенные  умственно  отсталые  дошкольники  действуют  вяло, нерешительно. Они  кажутся  малоэмоциональными, хотя их  переживания нередко бывают устойчивыми и достаточно глубокими. Дети  с  сохранным  поведением  эмоционально  несколько  более устойчивы, хотя их поведение и переживания отражают слабое осознание окружающей обстановки.

    Развитие  эмоций  умственно  отсталых  дошкольников  в  значительной мере  определяется  правильной  организацией  всей  их  жизни,  наличием специального,  систематического  педагогического  воздействия, осуществляемого родителями в семье или педагогом в  специальном  учреждении.  Дети  из  социально  неблагоприятной  среды значительно  отличаются  от  тех,  кто  посещал  специальный  детский  сад.

    Они менее организованны, несдержанны  в проявлении своих эмоций.

    И  в  более  старшем —  школьном —  возрасте  эмоциональная  сфера

    умственно отсталых  детей,  особенно в  младших  классах, характеризуется незрелостью  и  недоразвитием.  Дети  склонны  к  полярным,  лишенным тонких  оттенков  эмоциям.  Их  эмоции  поверхностны,  неустойчивы, подвержены  быстрым  и  нередко  резким  изменениям.  У  некоторых умственно  отсталых  школьников  наблюдается  затянутость,  инертность эмоциональных  реакций,  часто  имеющих  ярко  выраженный эгоцентрический  характер.  Не  всегда  возникающие  у  ребенка  эмоции адекватны  оказываемым  на  него  внешним  воздействиям.  Учащиеся вспомогательной школы весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются этого делать.

    Вместе  с  тем  необходимо  отметить,  что  учащиеся  даже  младших классов  не  остаются  равнодушными  при  прослушивании  доступных  для их  понимания  текстов,  вклю чаю щих  эмоционально  окрашенные компоненты, а в своих пересказах не пропускают их, акцентируют на них внимание,  воспроизводят  с большей выразительностью и правильностью, чем другие части воспринятого.

    Умственно  отсталый  ребенок,  а  тем  более  подросток,  оказавшись  в доступной  его  пониманию  ситуации,  способен  к  сопереживанию,  к эмоциональному  отклику  на  переживания  другого  человека  и стремится оказать ему ту или иную помощь.

    Развитие  эмоциональной  сферы  умственно  отсталых  школьников  в большой  мере  определяется  внешними  условиями,  важнейшими  из которых являются специальное  обучение  и правильная организация  всей жизни детей. Присущие этим ученикам импульсивные проявления обиды, злости,  радости  и  т.  п.  постепенно  сглаживаются  под  воздействием обучения и воспитания. У детей появляется осмысливание своих действий и  поступков,  формируются  положительные  привычки  и  правильное бытовое поведение, необходимые для их успешной социальной адаптации.

    Существенные  трудности  вызывает  у  умственно  отсталых  учащихся, особенно  младших  лет  обучения,  понимание  эмоциональных  состояний изображенных  на  картине  персонажей.  Так,  школьники недостаточно соотносят  движения  и  жесты  персонажей  картины  с  внутренним состоянием,  передаваемым  этими  движениями.  Дети  допускают неточности,  а  иногда  и  искажения  при  толковании  мимики  персонажей, неправильно определяют сложные переживания, сводя их к более простым (Э.А.Евлахова).

    Сложные  эмоции  социально-нравственного  характера, тонкие  оттенки чувств остаются недоступными пониманию многих выпускников  специальных  школ.  Вместе  с  тем  часто  переживаемые  ими  и окружающими  их  людьми  состояния  радости,  обиды  почти  все  ученики

    правильно понимаю т и называют.

    Учебная  деятельность  предъявляет  к  ребенку  определенные требования,  а  ее  осуществление  связано  с  переживанием  им  различных эмоций.  Установлено,  что  на  первом  году  обучения  умственно  отсталые учащиеся  чаще  всего  испытывают  потребности  в  чувстве  покоя, безопасности,  эмоционально  насыщенных  положительных  отношениях  с окружающими.  Дети  стремятся  быть  вовлеченными  в  разные  школьные события.  Наряду  с  этим  у  них  нередко  наблюдается  дефицит эмоциональных  контактов,  эмоционально-положительных  отношений.

    Постоянное  подавление  извне  своеобразных  эмоциональных  проявлений нередко  приводит  учащихся  к  чувству  неполноценности, к потребности персонального  внимания  со  стороны  как  взрослых,  так  и  товарищей  по классу.

    К  третьему  году  обучения  у  детей  наблюдается  активность,  способствующая  эмоциональной  разрядке.  В  большем  числе  случаев,  по сравнению с первым годом обучения, возможны агрессивные проявления. Школьники  часто  отрицательно  реагирую т на  ограничения  и  запреты  со стороны  педагога.  У  них  отмечается  стремление  к  положительным эмоционально окрашенным отношениям со взрослыми.

Информация о работе Эмоцианально-волевая сфера умственно-отсталых