Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:45, реферат
Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов» - тех или иных испытаний, где ему приходится доказывать свою социальную самостоятельность, материальное благополучие, физическое самочувствие или уровень интеллекта. В принципе симптомы экзаменационного стресса мы можем видеть у школьников перед контрольной работой, у студентов во время сессии, у водителей, впервые сдающих на права, у хирурга, который осваивает новую операцию, у безработного, пришедшего на собеседование к потенциальному работодателю
В настоящее время наиболее известной и в то же время простой схемой потребностей является «пирамида» Абрахама Маслоу, который полагал, что у человека они выстроены в определенную иерархическую структуру. По мере реализации «низших», биологических потребностей человек старается удовлетворить социальные, а затем и духовные потребности, причем согласно А.Маслоу, высшей потребностью человека является его стремление к самореализации своей уникальной сущности. [3, c.64]
А теперь перечислим
основные стрессы в соответствии с «пирамидой
Маслоу», начиная от биологических потребностей,
к высшим, тем, что принято называть «духовными»:
Физические.
Стресс вызванный
голодом, жаждой, нехваткой сна, неадекватной
температурой, умственной и физической
усталостью, чрезмерным быстрым темпом
жизни или его резкой сменой. [3, c.65]
Безопасность.
Стресс, связанный
со страхами и тревогами: страхом
потерять работу, страхом провалиться
на экзамене, страхом смерти, страхом
неблагоприятных изменений в
личной жизни, страхом за здоровье близких
и т.д. [3, c.65]
Принадлежность.
Стресс от морального
или физического одиночества, стресс
при потере близких людей или
их болезни. Стресс неразделенной любви.
[3, c.66]
Уважение и престиж.
Стресс от крушения
карьеры, от невозможности реализовать
свои амбиции, стресс от потери уважения
со стороны общества. [3, c.66]
Самореализация.
Стресс от невозможности
реализовать свое призвание, стресс
от занятия нелюбимым делом. [3, c.66]
Пирамида
потребностей Абрахама
Маслоу:
Самореализация
Уважение и престиж
Принадлежность и любовь
Безопасность и стабильность
Физиологические потребности
(в пище, воде, сне, отдыхе и пр.)
Невозможность
реализации существующей потребности
приводит к фрустрации. Это состояние
в народе обозначается как «хочешь, но
не можешь» и проявляется в разных формах.
Некоторые люди при невозможности достичь
желаемого становятся агрессивными и
демонстрируют антисоциальное поведение.
Другие замыкаются в себе и испытывают
чувство горечи и обиды на окружающий
мир. Третьи обесценивают свое желание
по принципу «не очень-то и хотелось»,
четвертые анализируют причины своих
неудач и предпринимают еще один заход.
Первый и второй пути ведут к стрессу,
третий и четвертый – сводят стресс до
минимума. [3, c.67]
1.1.4
Причины индивидуальных
различий стрессоустойчивости.
Американские эксперты по стрессу Сандра Гремлинг и Стивен Ауэрбах отмечают: «Если в ситуации заключено нечто, являющееся, по вашему мнению, потенциальной угрозой для вашего достоинства или физического благополучия, то вы, столкнувшись с этой ситуацией, наверняка испытаете тревогу и стресс». Ключевыми словами здесь являются «по вашему мнению», ибо, сколько существует людей на земле, столько будет и мнений, а значит, тревога и стресс вызываются не внешними факторами, а вашим мнением об этих факторах. [4, c.112]
Что влияет на характер стресса у разных людей?
1.1.5
Плюсы и минусы
стресса.
Несмотря на
расхожее мнение, стресс может быть
не только вредным, но и полезным –
характер его влияния на человека зависит
от многих факторов, среди которых можно
выделить три самых главных: интенсивность
стресса, его продолжительность и восприимчивость
конкретного человека к данному стрессору.
Разберем эти три фактора подробнее. [13,
c.55]
Интенсивность стресса.
Еще в начале
ХХ века американские психологи Р.Йеркс
и Дж.Додсон установили, что характер работоспособности
человека определенным образом зависит
от уровня его эмоциональной активности.
Оказалось, что максимальную продуктивность
человек развивает при среднем уровне
эмоционального возбуждения, в то время
как и избыток эмоций, и их недостаток
приводят к снижению эффективности работы.
[13, c.56]
Зависимость производительности
труда от уровня стресса:
Производительность
труда Максимальная эффективность работы
Скука
Отсутствие Средний уровень Чрезмерные
эмоций
Точно так же
дело обстоит и со стрессом. Для
каждой работы нужен свой определенный
уровень стресса: для умственной
работы он меньше, а для физической больше.
Например, для бухгалтера, составляющего
квартальный отчет, желательно испытывать
минимальный уровень стресса, в то время
как для политика, выступающего перед
избирателями, наоборот, желательна определенная
доза волнения и азарта, которая поможет
ему «зажечь» публику. Для программиста,
который разрабатывает новую компьютерную
программу, желательно быть спокойным,
а для спортсмена-олимпийца, собирающегося
штурмовать мировой рекорд, необходим
максимальный стресс, в противном случае
он не сможет полностью «выложиться» для
победы. Поэтому, столкнувшись со стрессом,
не спешите бороться с ним – не исключено,
что он помогает вам мобилизовать все
силы для достижения цели. [13, c.57]
Продолжительность стресса.
Наука установила, что наибольшую опасность, что наибольшую опасность вызывают не сильные и короткие стрессы, а именно длительные, хотя и не столь сильные. Кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы «встряхивает» его, после чего все показатели организма возвращаются в норму, а слабый, но длительный стресс вызывает истощение защитных сил, и в первую очередь его иммунной системы. [13, c.57]
В настоящее время ученые почти уже не сомневаются, что ежедневные мелкие конфликты и повседневные неприятности (связанные с разгневанным начальником, непослушными детьми, шумным соседом, длинной очередью к врачу или упреками супруга) гораздо пагубнее отражаются на здоровье, чем сильный, но однократный стресс, вызванный куда более значимой причиной. Этот парадокс, как и многие другие «странности человеческой натуры», уходит корнями в далекое прошлое, когда природа подготовила наших предков к мощному, но кратковременному отражению опасностей, но не могла предугадать стрессов, связанных с неудачной карьерой или ожиданиями в автомобильных пробках. Наша генетическая программа «Борьба – или –Бегство» рассчитана на несколько минут, максимум – часов интенсивной деятельности, но даже при слабом стрессе антистрессовых гормонов не хватает на недели или месяцы переживаний. [13, c.58]
По мнению основателя
учения о стрессе Ганса Селье, каждый
человек имеет определенный запас адаптационной
энергии, и если он ее израсходовал, неизбежно
наступает третья фаза стресса – «фаза
истощения». Поэтому главный вывод из
этой информации: не доводите свои стрессы
до хронической стадии, старайтесь поскорее
решать проблемы, пусть даже с максимальным
напряжением сил. Главное – это сразу
же организовать себе полноценный отдых
и восстановить защитные силы организма.
Индивидуальная чувствительность к стрессу.
Каждый человек
имеет свой «порог чувствительности
к стрессу» - тот уровень напряженности,
при котором эффективность деятельности
повышается (наступает эустресс), а так
же «критический порог истощения», когда
эффективность деятельности снижается
(наступает дистресс). Определение этих
моментов чрезвычайно важно для того,
чтобы жить и работать, с одной стороны,
эффективно, а с другой – не во вред своему
здоровью. Чтобы понять, где проходят эти
грани между полезным и вредным напряжением,
вы должны прислушиваться к своим ощущениям,
максимально доверяя своему организму
и своей интуиции. При этом не бойтесь
эксперементировать с нагрузками. В какой-то
момент вы обнаружите, при каком уровне
стресса у вас появляется боевой задор
и удача сама идет в руки (люди издавна
называли такое состояние «фартом»), а
при каких нагрузках и при какой длительности
стресса появляется усталость, силы не
успевают восстанавливаться, а в душе
возникает сомнение в необходимости дельнейшей
борьбы. Тогда имеет смысл остановиться
и проанализировать ситуацию. Возможно,
что вы просто сбились с пути – и преследуете
ложную цель, которая только уводит вас
от правильного направления. [13, c.58]
Социологические опросы показывают, что студенты воспринимают экзамен как «поединок вопросов и ответов», как «изощренную пытку», как «интеллектуальную и эмоциональную перегрузку». Значимость экзамена вызвана тем, что его итоги влияют на социальный статус молодого человека, его самооценку, материальное положение (стипендия), на дальнейшие перспективы учебы в вузе и, возможно, дальнейшую профессиональную карьеру. Такие факторы, как длительное ожидание экзамена, элемент неопределенности при выборе билета (повезет – не повезет?) и жесткий лимит времени на подготовку, усиливают эмоциональное напряжение до максимальных значений, что сопровождается «гормональной и вегетативной бурей». Например, у отдельных студентов систолическое артериальное давление перед экзаменом доходило до 170-180мм рт. ст., а пульс – до 120-130 ударов в минуту, что соответствует или показателям гипертоников с солидным стажем заболевания, или же показателям спортсменов, испытывающих значительные физические нагрузки. По данным проведенного анкетирования, 33% студентов жаловались на учащение сердцебиения перед экзаменом, 31% отмечали расстройство сна, 20% студентов говорили о нарушении контроля за мускулатурой (неуправляемая мышечная дрожь, слабость в коленках и пр.), 8% говорили о неприятных ощущениях в груди, 4% студентов жаловались на головные боли и пр. [12, c.110]
Интересно, что боящиеся экзамена студенты предпочитают искать причину предэкзаменационной тревоги во внешних факторах, снимая с себя ответственность за свой страх. На вопрос: «Что тревожит вас больше всего перед экзаменами и вызывает сомнение в успешной сдаче?» - 49% опрошенных в качестве фактора, затрудняющего получение хорошей оценки, отметили сложный билет, 21% - недоброжелательное отношение экзаменатора, 11% - неуверенность в себе, 10%плохое физическое состояние и только 8,5% студентов указали на низкий уровень знаний. [12, c.110]
Следует отметить, что при возникновении любой мнимой или реальной опасности у различных индивидуумов включается преимущественно «активный» или «пассивный» вид реагирования. У большинства людей в случае опасности происходит учащение пульса и повышение артериального давления, в то время как у меньшей части – наоборот, пульс замедляется и снижается давление ( у них от страха «замирает сердце», «перехватывает дыхание», снижается общая активность организма). Данная картина выявляется и у студентов, испытывающих страх перед предстоящими экзаменами: в то время как у большинства молодых людей состояние нервного напряжения и тревоги сопровождалось учащением сердцебиения и повышением артериального давления, у части студентов наблюдалась иная реакция: замедление ритма сердца, ослабление мышечного тонуса, падение артериального давления. Этот тип реакции на экзамен наблюдался в основном у лиц со слабым типом нервной системы, у людей с меланхолическим темпераментом, неспособных выдерживать сильных нагрузок. Причем если перед первым экзаменом у них еще встречался «нормальный» тип реагирования с общей активизацией организма, то ко второму – третьему экзамену у них, как правило, наступало запредельное торможение, сопровождающееся пассивностью и резким упадком сил и настроения. Такие студенты сдавали последние экзамены сессии как бы «по инерции» и были готовы принять любую оценку, лишь бы «это мучение» побыстрее закончилось. [12, c.111]