Экстремальные ситуации как факторы психической травматизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:10, реферат

Описание работы

Говоря об экстремальных ситуациях, как факторах психической травматизации необходимо дать объяснение факторам, формирующим здоровье. Так как это является отправной точкой исследований изменения психики человека в экстремальной ситуации.
Определяющим фактором здоровья является образ жизни (modus Vivendi), вследствие этого здоровье рассматривается как социально-психологическая категория.

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИя ЗДОРОВЬЯ реферат 1.docx

— 83.54 Кб (Скачать)

Состояние тревоги средней  степени может перейти или  в слабо выраженное состояние  адекватности или перейти в следующую  стадию – состояние тревоги крайней  степени.

Выделяются две формы  состояния тревоги крайней степени  – пассивная и активная. Однако как для одной, так и для  другой существенным является выраженная утрата сознательного контроля над  поведенческой деятельностью. При  пассивной форме реакции наступает  своеобразная оцепенелость, прекращение  активной формы деятельности. Рабочие  движения могут и продолжаться, но они теряют осмысленный, целенаправленный характер, становятся вялыми, часто  стереотипно выполняется одно и  то же действие. Наступает почти  полное блокирование сенсорной сферы. Поступающие сигналы не воспринимаются, человек зачастую не понимает обращаемой к нему речи, а, восприняв ее, или  не отвечает, или отвечает неадекватным образом. Полностью отсутствует  всякая форма активного противодействия  экстремальному фактору, даже в виде попытки ухода от него. В ряде случаев отмечается отсутствие волевого контроля над деятельностью. При  этом сохраняется восприятие действительности, человек понимает серьезность ситуации, знает алгоритм правильных действий, однако парализованная воля не дает ему  возможности его реализовать. Классическим примером активной формы реакции  тревоги крайней степени является состояние паники.

Активные формы преодоления  негативного воздействия стрессогенных факторов исследуются в рамках «концепции преодоления». Преодоление является активной попыткой овладения стрессогенной ситуацией и включает два процесса – непосредственную двигательную реакцию и временное облегчение. В свою очередь непосредственная двигательная реакция включает подготовительные защитные мероприятия, агрессию и пассивное избегание. Агрессия – не всегда эффективная форма преодоления. Наиболее значимым является идентификация цели и проявление эмоции гнева. Пассивное избегание также является формой преодоления и включает три защитных механизма: перемещение, отрицание и интеллектуализацию. Перемещение агрессивности происходит, когда человек сдерживает свое агрессивное поведение, направленное на более сильного противника (к примеру, по отношению к непосредственному начальнику) и проявляет агрессию по отношению к другому, менее сильному (например, по отношению к близким). При отрицании человек преодолевает угрозу или опасность, просто игнорируя ее существование. Интеллектуализация является способом защиты и тогда индивид относится к своим проблемам как к типичным (или нетипичным) случаям в той или иной ситуации. В зависимости от индивидуальных различий одни люди склонны к активному, другие – к пассивному поведению при стрессе. Те, кто имеет внутренний контроль за своей деятельностью – «интерналы» (уверенные в себе, надеющиеся только на себя, не нуждающиеся во внешней поддержке), менее подвержены дистрессу при социальном давлении в экстремальных условиях, чем «экстерналы» с внешним контролем (не уверенные в себе, нуждающиеся в поощрениях, болезненно реагирующие на порицания, полагающиеся на случай). Лица с тревожностью как чертой личности более подвержены эмоциональному стрессу, чем те, у кого тревога возникает только в опасных ситуациях.

Л. А. Китаев-Смык показал, что  при длительной стрессовой монотонии личность может мобилизовать свою деятельность с опорой на внешние «приказы». Снижение способности к самостоятельному выходу из ситуации при длительной монотонии названо им феноменом «экстернализации» личности. С другой стороны, ухудшение деятельности при стрессе является следствием ослабления эмоционально-волевых характеристик личности, приводит к уходу « в себя» (стрессовой интернализации личности).

Автором выделяется три типа отношений личности к себе при  стрессе. Первый тип – отношение  к себе как к «жертве» экстремальной  ситуации (такое отношение, естественно, усиливает дистресс). Второй тип, наряду с отношением к себе как «жертве», включает отношение к себе как к «ценности». Он свойственен лицам зрелого возраста, спортсменам, специалистам подразделений особого риска. Третий тип отношений, включает в себя два предыдущих и отношение к себе как одному из ряда других. Он свойственен, в частности, лицам, исследующим феномен стресса.

Две основных фазы эмоционально-поведенческого реагирования на стресс-фактор. Первая фаза – «программного реагирования», характеризуется наличием эмоций типа гнева, решимости, испуга и др. В ответ на неопределенность ситуации и экстремальность воздействия происходит избыточная мобилизация энергетических и организационных ресурсов организма. Вторая фаза – «ситуативного реагирования» характеризуется наличием позитивных или негативных эмоций типа радости, удовлетворения, ликования, досады и др. Позитивные эмоции характеризуют собой «торжество победы» над стрессом. Эмоции первой фазы реагирования при успешном их завершении могут редуцироваться. В этом случае реагирование на стрессор протекает на фоне экстатического переживания второй фазы.

Таким образом, подводя итог, выделим основные типичные психические  реакции человека на экстремальные условия жизнедеятельности.

Таблица 2 Типичные психические реакции, возникающие под воздействием стресс-факторов в экстремальных условиях жизнедеятельности

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

Мобилизация психологических  возможностей

Проявление беспокойства, неуверенности, тревоги

Активизация деловых мотивов, долга, ответственности

Обострение чувства самосохранения

Проявление интереса, энтузиазма

Острая борьба мотивов  долга и личной безопасности

Активизация и оптимизация  познавательной деятельности

Непонимание происходящего, дезорганизация познавательной деятельности

Актуализация творческих возможностей

Разрушение отработанных навыков, появление ошибок в работе

Повышение готовности к решительным  и смелым действиям

Недостаточная мобилизованность (гипомобилизованность), проявление несобранности в действиях

Повышение выносливости, неприхотливости

Утрата самоконтроля, проявление истерических реакций, панические действия

Понижение порога ощущений, ускорение реакций

Появление чувства слабости, усталости, крайней изнуренности

Понижение утомляемости, исчезновение чувства усталости, беспечности

Возникновение острых психотических  состояний

Возникновение азарта, эмоционального возбуждения или ненависти

Проявление растерянности (фрустрация, оцепенение, ступор)


 

Проблема  адаптации человека к экстремальным  условиям жизнедеятельности

Способность к адаптации к экстремальным условиям следует дифференцировать от способности к адаптации к социальной среде. Вместе с тем, совпадение этих способностей возможно в двух случаях:

1) обе способности находятся на низком уровне. В результате имеют место такие характеристики личности как неуживчивость, конфликтность в общении с окружающими, неадекватное реагирование на ситуации фрустрации;

2) способности совпадают на высоком уровне. В этом случае наблюдается высокая социализация личности, а также повышенная устойчивость к стрессу. Кроме этого, возможны еще два крайних варианта (высокая способность социальной адаптации и низкая адаптация к экстремальным условиям, и, наоборот), между которыми бесконечное множество переходных вариантов, характеризуемых оттенками общения, эмоционального реагирования, уровнями и особенностями поведения. Если индивид вследствие особенностей своей профессиональной деятельности часто оказывается в ситуации фрустрации, он приобретает устойчивость, толерантность к ней, вырабатывает умения находить выход из трудных положений.

Классические теории адаптации  трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процесс  гомеостаза. Адаптационные реакции  организма на неблагоприятные воздействия  значительной интенсивности имеют  ряд общих черт и получили название адаптационного синдрома, введенного в оборот канадским физиологом Г. Селье в 1936 году. Принято считать, что решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

В современной психологической  науке можно выделить три основных направления исследований, связанных  с проблемой адаптации. К первому  относятся клинико-психологические  исследования стресса, предметом которых  являются, главным образом, интрапсихическая адаптация субъекта, изменение потребностно-мотивационной сферы личности. При этом адаптация изучается вне контекста конкретной предметной деятельности. Второе направление представлено работами психологов, которые изучают реакцию отдельных органов или психических процессов на рабочую нагрузку, либо на неблагоприятные условия деятельности (шум, гипоксия и др.). К третьему направлению относятся исследования по комплексному изучению психических и физиологических состояний индивида в процессе адаптации. Системный подход к адаптации предполагает рассмотрение этого явления и как процесса, и как открытой системы, для которой характерно состояние подвижного равновесия, сохраняющего постоянство структур лишь в процессе непрерывного обмена и движения всех компонентов системы. Уравновешивание за счет приобретения нового системного качества является основным результатом адаптации. Исходя из этого, предполагается, что в нормальных условиях деятельности еще не существует адаптации как системы, поскольку вследствие большого объема ресурсов, которыми располагает субъект, «степень свободы» регуляторных воздействий в пределах каждого из структурных компонентов достаточна для эффективного выполнения деятельности и обеспечения оптимального функционального состояния человека. Только при возникновении стрессогенных условий и относительно продолжительного процесса взаимодействия названных компонентов – согласованной деятельности регуляторных систем разного уровня – адаптация может сформироваться как психологическая система. В силу разных причин может, однако, возникнуть ситуация, когда системные связи между компонентами оказываются недостаточными для функционирования системы как целого. В этих случаях говорят о частичной адаптации или дезадаптации.

Изучение механизма адаптации  человека к непривычным для него условиям жизнедеятельности невозможно без учета его индивидуально-типологических и личностных характеристик. В большинстве  исследований подчеркивается различная  подверженность людей воздействию  стрессу. Например, установлено, что  лица с внутренним «локусом» контроля за своей деятельностью, так называемые «интерналы», в целом, менее подвержены воздействию дистресса в экстремальных условиях, чем лица с внешним «локусом» контроля, так называемые «экстерналы».

Для изучения взаимосвязи  психологического типа личности и адаптации  к депривационным условиям особый интерес представляет методика Майерс-Бриггс (ММБ), основанная на положениях теории Карла Юнга.

Согласно концепции психологической  личностной типологии различия между  индивидуумами определяются:

  • предпочтительной областью концентрации своего внимания (на внешний («Экстраверсия») или свой внутренний мир («Интроверсия»);
  • предпочтительным способом получения информации (ориентация на факты, конкретику, познаваемые исключительно посредством своих органов чувств («Ощущение») или ориентация на выявление причинно-следственных связей между явлениями, теорию, знания, интуицию («Интуиция»);
  • предпочтительным способом принятия решения (опираясь, в первую очередь, на логику и необходимость («Мышление») или на стремление достичь гармонии, удовлетворить интересы всех лиц, причастных к принятию этого решения («Чувствование»);
  • отношением к внешнему миру (стремление жить в организованном, планируемом («Суждение») или в беспорядочном мире, наслаждаясь своей способностью адаптироваться к любым текущим переменам («Восприятие»).

Возможны 16 различных комбинаций этих различий и соответственно 16 различных  типов личности. Каждый тип обозначается четырехбуквенным кодом («Экстраверсия» - Э; «Интроверсия» - И; «Ощущение» - О; «Интуиция» - Н; «Мышление» - М; «Чувствование» - Ч; «Восприятие» - В; «Суждение» - С). (см. табл. 5.):

Комбинации психологических  типов образуют психологические  категории, обладающие своими специфическими характеристиками. Так категории  ОМ; ОЧ; НЧ; НМ характеризуют личность с точки зрения профессиональной пригодности.

Таблица 3. Психологические типы личности согласно методике Майерс-Бриггс (ММБ)

 

О

О

Н

Н

 

И

ИОМС

ИОЧС

ИНЧС

ИНМС

С

И

ИОМВ

ИОЧВ

ИНЧВ

ИНМВ

В

Э

ЭОМВ

ЭОЧВ

ЭНЧВ

ЭНМВ

В

Э

ЭОМС

ЭОЧС

ЭНЧС

ЭНМС

С

 

М

Ч

Ч

М

 

Например, по своим индивидуально-типологическим характеристикам лица, относящиеся  к категории ОМ, наиболее пригодны для службы в подразделениях особого  риска. Категории МВ; МС; ЧВ; ЧС характеризуют  личность с точки зрения пригодности  к осуществлению командных функций. При этом, категории МВ и ЧВ представляют собой типы руководителей, отличающиеся повышенной адаптируемостью к изменениям текущей ситуации. Категории ЭС; ИС; ЭВ и ИВ характеризуют личность с точки зрения степени адаптируемости к изменениям внешней среды. При этом категории ИВ и ЭВ отличаются повышенной адаптируемостью, так называемые «адаптируемые интроверты и экстраверты», в то время как категории ЭС И ИС – пониженной, так называемые « неадаптируемые экстраверты и интроверты».

 

Этапы психологической  адаптации в экстремальной ситуации.

Действие психотравмирующих факторов вызывает в организме человека состояние перенапряжения - стресс. Стресс - неотъемлемая часть жизни, опасен лишь дистресс, когда организм не успевает восстанавливаться.

Исследования психологов выявили комплекс из трех основных реакций организма в процессе приспособления к новым условиям, назвав их общим синдромом адаптации. Это:

- фаза тревожного состояния; 

- фаза сопротивления; 

- фаза истощения.

На этапе начального психического напряжения в первые часы и минуты аварии или катастрофы и попадания  в экстремальную ситуацию усиливается  психическая напряженность, выражающаяся в тягостных переживаниях, в субъективном замедлении течения времени, в нарушениях сна. Она вызвана "проигрыванием" в воображении человека предполагаемых ситуаций, которые могут возникнуть в его положении.

Во время фазы сопротивления  организм продолжает расходовать имеющиеся  резервы, чтобы оставаться в норме. При состоянии психического напряжения происходит приближение к индивидуальному барьеру человеческих возможностей в адаптации к возникшей ситуации. Человек использует все резервные возможности своего организма и может осуществлять сложную деятельность, полностью предвидя и контролируя свои поступки, не испытывая при этом тревоги, страха или растерянности.

Процесс психической переадаптации  может длиться от нескольких часов  до нескольких суток в зависимости  от силы воли, стремления к жизни, общего физического состояния, отсутствия или наличия травм, одиночества  или нахождения в группе. Но при  жестком и длительном воздействии  стрессов происходит перенапряжение.

Информация о работе Экстремальные ситуации как факторы психической травматизации