Экстремальные ситуации как факторы психической травматизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:10, реферат

Описание работы

Говоря об экстремальных ситуациях, как факторах психической травматизации необходимо дать объяснение факторам, формирующим здоровье. Так как это является отправной точкой исследований изменения психики человека в экстремальной ситуации.
Определяющим фактором здоровья является образ жизни (modus Vivendi), вследствие этого здоровье рассматривается как социально-психологическая категория.

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИя ЗДОРОВЬЯ реферат 1.docx

— 83.54 Кб (Скачать)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Психология  здоровья»

на тему «Экстремальные ситуации как факторы психической  травматизации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Томск

2013

 

Введение

 

Говоря об экстремальных  ситуациях, как факторах психической травматизации необходимо дать объяснение факторам, формирующим здоровье. Так как это является отправной точкой исследований изменения психики человека в экстремальной ситуации.

Определяющим фактором здоровья является образ жизни (modus Vivendi), вследствие этого здоровье рассматривается как социально-психологическая категория.

По Лисицыну образ жизни – это определенный исторически обусловленный тип жизнедеятельности в материальной и духовной сферах, который включает в себя 4 категории:

  • экономическую (уровень жизни человека);
  • социологическую (качество жизни);
  • социально-экономическую (уклад жизни);
  • социально-психологическую (стиль жизни).

Петленко (один из основоположников медицинской психологии) говорил, что здоровый организм должен быть довольно устойчивым в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации.

Многие специалисты задавались вопросом: как взаимосвязаны факторы жизни  человека со здоровьем и болезнью. Психологи предложили выделить 3 группы психологических факторов, ведущих к здоровью и болезни: независимые, передающие и мотиваторы.

Независимые факторы имеют самые сильные корреляции со здоровьем и болезнью:

    1. Предрасполагающие факторы:
      • Поведенческий профиль. Существует 3 типа поведения: тип А, тип Б и тип С. Также выделяют 12 типов поведения – опросник AVEM. Каждый тип включает следующие характеристики: поведенческие позиции (амбициозность, агрессивность, компетентность), специфическое поведение (мышечное поведение, определенный эмоциональный стиль речи) и преобладающие эмоциональные ответы (раздражение, враждебность, гнев). Некоторые ученые с поведением, предшествующим ишемической болезнью сердца, связывают тип А и его наиболее прогностическую черту личности – «потенциал враждебности».
      • Поддерживающие диспозиции – это личностные конструкты, связанные с определенными возможностями реагирования на различные трудности в оптимистической или пессимистической манере (диспозиция-оптимизм и диспозиция-пессимизм). Сюда же ученые относят «силу-Я» как механизм, связывающий здоровье с психосоциальным влиянием, например, такое качество человека как выносливость, самообладание, настойчивость, решительность, целеустремленность.
      • Эмоциональный профиль или эмоциональные паттерны. Это трудности в эмоциональном выражении, связанные с алекситимией. Трудности могут быть связаны с множеством психосоматических расстройств, с особенностями дыхательной системы: астмой бронхитами. Могут встречаться трудности в выражении эмоций, что характерно для поведенческого типа С, т.к. для него свойственен репрессивный личностный стиль – избегание потенциальных повреждающих ситуаций, сознательных конфликтов, затрудненному опыту. Тип С не способен выражать негативные эмоции, особенно в открытой манере.
    2. Когнитивные факторы – это представления о здоровье, разнообразные модели веры в лечение:
      • Представления о болезни. Люди оценивают физиологические расстройства и симптомы в зависимости от общепринятого подхода и представлений медицины о болезни (чаще всего в историческом контексте), от формального образца (атрибуции, которые касаются приписывания причин болезни или излечения каким-либо факторам личностного плана).
      • Восприятие риска и уязвимости. Чаще всего риск идет к заболеваниям или другим негативным жизненным событиям.
      • Контроль над своей жизнью: чувство ответственности и волевая регуляция.
    3. Факторы социальной среды:
      • Социальная поддержка может быть положительной и негативной (если референтная группа является неблагоприятной).
      • Брак и семья.
      • Профессиональное окружение.
    4. Демографические переменные:
      • Фактор пола. Концепция биологического детерминизма объясняет различия в психике и здоровье мужчин и женщин.
      • Фактор восприятия возраста. При восприятии пожилого возраста усиливается корреляция между здоровьем и влиянием социальной среды, т.к. изменяется социальная поддержка. Существует корреляция между уровнем здоровья и материальным доходом.
      • Этнические группы и социальные классы. Снижается способность к психологической адаптации, т.к. некоторые группы имеют низкий социально-культурный и материальный статус. Происходит снижение стабильности жизни и здоровья.

Передающие факторы представляют собой специфическое поведение, которое возникает в ответ на различные стрессоры:

  1. Копинг-стратегия или совладание с проблемами разного уровня, т.е. переживания, регуляция, саморегуляция, восстановление. Копинг-стратегии влияют как на соматику, иммунную систему, так и на психосоматику.
  2. Употребление и злоупотребление веществами: алкоголь, никотин, лекарственные препараты, пищевые продукты, наркотики. Они в психологии рассматриваются как одна из стратегий преодоления и регуляции внешних стрессоров или внутренних проблем, чаще всего с отрицательными результатами для здоровья.
  3. Особые виды поведения, способствующие здоровью: физическая активность, выбор экологической среды, самосохранительное поведение в целом.
  4. Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им. Сюда относят добровольные усилия, направленные на планирование и осуществление лечения, профилактику различных заболеваний через профосмотры, посещение групп поддержки, выполнение определенных гигиенических процедур, использование ремней безопасности и т.д.

Мотиваторы:

  1. Стрессоры. Именно стресс приводит в действие другие факторы, прежде всего, передающие, через активизацию механизмов копинга.
  2. Существование в болезни: процесс адаптации к острым эпизодам болезни, поведение по оценке болезни (информационный поиск, социальные сравнения или отрицание болезни).

 

Проблема экстремальности  в современной психологической  науке

Психическая травматизация  переплетена с жизненными экстремальными процессами, которые часто обозначаются понятием стресс. В течение многих десятилетий исследователи пользуются, словом стресс. Концепцию предложил  Г. Селье. Стресс – понятие многозначное. Складывается из специфической оценки какого-то события и собственных ресурсов совладания, в результате образуются стрессовые эмоции. За этими фазами следует адаптивные реакции. Стресс динамичное событие, которое протекает в реципрокном постоянном взаимодействии между индивидом и окружающим его миром. С другой стороны считается, что стресс - это реакция индивида на требования, которые он воспринимает как обременительные или превосходящие его личностные возможности.

Стрессогенными – экстремальные (от лат. extremus – крайний) условия деятельности – называют К.К. Платонов, Ю.В. Мойкин, Т.Томашевский, В.Л.Марищук, Л.Г. Дикая и др.

В научных работах для  описания и отображения рискоопасных ситуаций используется еще больший круг понятий. Употребление общепринятых конкретных понятий (катастрофа, локальный вооруженный конфликт, вооруженное нападение, пожар, стихийное бедствие и т.д.) переплетается с более абстрактными обобщающими понятиями (исключительное положение, кризисные ситуации, чрезвычайные ситуации, критические ситуации, особые ситуации, осложненная оперативная обстановка, условия повышенной опасности и т.д.).

Более того, в психологической  литературе до сих пор встречается  разнообразное толкование одних  и тех же терминов и понятий. Так, "экстремальные условия" В.Д. Небылицин определяет как предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источник дискомфорта; его ученик Б.Ф. Ломов - как условия, которые нуждаются в мобилизации обычных "буферных", а иногда и "аварийных" резервов организма; К.Д. Шафранская - как условия, неблагоприятные для деятельности; Л.А. Китаев-Смык - как границу психологических и физиологических адаптационных преобразований и т.п. 

Н.И. Наенко в своей работе рассматривает понятие "экстремальность" как континуум, который включает три степени ее выразительности или три типа таких ситуаций: трудные, параэкстремальные и экстремальные. Трудная ситуация характеризуется довольно сложной для данного субъекта задачей, повышенной значимостью этой задачи. Вторая и третья ситуации характеризуются суровыми условиями, риском, высокой ценой возможной ошибки, а экстремальная, кроме того, также и тем, что от разрешения этой ситуации зависит дальнейшее существование субъекта ("быть или не быть вообще").

В. И. Медведев выделяет два типа экстремальных ситуаций. Первый тип характеризуется, по мнению автора, такой интенсивностью внешних условий, которая при определенном времени воздействия вызывает обязательное ухудшение параметров, по которым оценивается состояние человека. Условия, ведущие при этом к обязательному появлению патологических состояний и к полной невозможности продолжать деятельность, выделены им в особую группу «сверхэкстремальных» условий. Для этих ситуаций характерны следующие признаки: физические характеристики факторов, состояние человека, показатель деятельности. Для ситуаций второго типа ведущими являются не физические, а информационно-семантические характеристики внешних условий. Соответственно, экстремальные условия данного вида характеризуются специфическим сочетанием признаков: информационно-семантическими характеристиками внешней среды, состоянием человека и показателем деятельности последнего. В. И. Медведев приходит к выводу, что понятие экстремальности не может быть абсолютным и имеет вероятностную природу. По мнению автора, к экстремальному может быть отнесено такое значение фактора внешней среды, которое с определенной вероятностью вызывает появление того или иного состояния. Величина заданной вероятности определяется или характеристикой ожидаемого состояния или условиями трудовой деятельности. Вероятностное понятие экстремальности принято определять через состояние человека. В качестве общего критерия оценки такого состояния автором выдвигается критерий «динамического рассогласования».

Все состояния человека, возникающие при воздействии  факторов среды, дифференцируются на две  группы: состояние адекватной мобилизации  и состояние динамического рассогласования. Состояние адекватной мобилизации  характеризуется полным соответствием  степени мобилизации и напряжения физиологических функций человека требованиям, предъявляемым данными  условиями. Состояние адекватной мобилизации  может нарушаться под влиянием внешних  и внутренних условий. В этом случае возникает состояние динамического  рассогласования, т.е. такого состояние, когда ответ организма неадекватен  нагрузке или же требуемый адекватный ответ организма превышает физиологические  возможности человека.

Состояние динамического  рассогласования может характеризоваться  нарушением адекватности физиологических  реакций или нарушением адекватности психологических, поведенческих реакций. Однако наиболее частым, является смешанный тип ответа, когда первичное изменение физиологических реакций является поводом к последующему изменению поведенческих реакций или, наоборот, обратное, т.е. вторичное появление физиологических сдвигов после первичного изменения психологических характеристик.

Таблица 1. Классификация  экстремальных факторов (по В.И. Медведеву)

Класс

Подкласс

Разряд

Физико-химические

(отличается наличием характеристик, которые (время, темп, интенсивность, экстенсивность и др.) могут приводить к состоянию динамического рассогласования, особенно к его крайней форме – патологии. Особенностью механизма действия факторов, входящих в этот класс, является их абсолютный характер, т. е. экстремальность фактора обусловлена его размерностью и мало зависит от других условий, связанных с этим фактором, например, от его информационной характеристик)

1.Физические 

2. Химические

микроклиматические;

радиационные; барические; механические.

измененный состав воздуха; измененный газовый состав среды; механические примеси.

Необычные

(первым классом их роднит физическая природа, а с третьим – механизм действия. В данный класс включены факторы, для которых общим является одно свойство – новизна. У человека не вырабатывается реакция приспособления, а, следовательно, и отсутствует состояние адекватной мобилизации)

1. Физической природы

2. Информационной природы

Гиповесомость и гипервесомость

Логические, компонентные, и ситуационные.

В разряд логических входят необычные для человека логические условия, появляющиеся в привычном и знакомом для него алгоритме деятельности.

К компонентным относятся  такие условия, где необычными, новыми являются какие-то составные части, отрезки алгоритма.

В разряд ситуационных входят те условия, которые являются необычными для привычной, хорошо знакомой деятельности. Общей чертой всех видов факторов, относящихся ко второму классу (необычных факторов), является условность, относительность экстремального значения факторов.

Экстремальность обусловливается, фактически, только одним признаком  – новизной. По мере утрачивания  этой новизны, приспособления человека к действующему фактору, они могут  вообще выйти из разряда экстремальных.

Информационные

(факторы, экстремальность которых зависит от их информационной структуры. Здесь физическая характеристика условия фактора не играет, как правило, решающего значения)

1.Недостаточность информации

2.Избыточность информации

3.Ложность информации

4.Структурно-информационные (двойная деятельность)

5.Неожиданность информации

факторы, связанные с собственной  структурой информационного потока.

факторы коммуникабельности

Семантические

(например, авария, стихийное  бедствие и др.)

Угрожающие индивиду, коллективу

 

Внутренние

(экстремальные ситуации, внутренние по отношению к человеку и лишь косвенно связанные с его деятельностью (болезни, лишение сна, алиментарные ограничения и др.)

Биологические

 

 

А.М. Столяренко под экстремальными ситуациями рассматривает такие  ситуации, которые ставят перед человеком  большие объективные и психологические  трудности, обязывают его к полному  напряжению сил и наилучшему использованию  личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности. Различают следующие ситуации:

  • нормальные – обыденные, не представляющие особых трудностей для человека, не содержащие необычных опасностей, требующие обычной активности и завершающиеся, как правило, благополучным результатом. В сущности, у таких ситуаций нет признаков экстремальности и они не относятся к экстремальным;
  • параэкстремальные – близкие к экстремальным ситуации, способные привести к неудачам, вызвать у человека сильное внутреннее напряжение;
  • экстремальные – характеризующиеся предельным или близким к предельному внутренним напряжением и перенапряжением, испытываемым человеком. Вероятность снижения успеха, срыва действий, наступления нежелательных последствий здесь весьма велика;
  • гиперэкстремальные – вызывающие внутренние нагрузки, зачастую превышающие возможности человека, непереносимые многими людьми, разрушающие обычное поведение и действия, приводящие зачастую к опасным последствиям.

Ряд современных отечественных  и зарубежных ученых предлагают разделять  экстремальные ситуации на кратковременные и длительные. Согласно данной точке зрения, при кратковременных сильных экстремальных воздействиях будут проявляться различные симптомы стресса, происходить бурное расходование «поверхностных» адаптационных резервов организма с одновременной мобилизацией «глубоких». Если резервов первого вида окажется недостаточно для нейтрализации негативного внешнего воздействия, а темп мобилизации резервов второго вида будет недостаточен, то возможна гибель индивида.

При длительном стрессе будет  происходить постепенное расходование и «поверхностных» и «глубоких» адаптационных резервов. Адаптация  к стрессорам этого вида возможна в том случае, если организм успевает мобилизовать «глубокие» резервы и  подстроиться к специфике их воздействия.

Экстремальные ситуации, которые  возникают в деятельности специалистов рискоопасных профессий, имеют свое конкретное содержание, проявляются в соответствующих формах и могут быть представлены для изучения и анализа психологической классификацией, в которой можно выделить следующие типы таких ситуаций:

Информация о работе Экстремальные ситуации как факторы психической травматизации