Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:10, реферат
Говоря об экстремальных ситуациях, как факторах психической травматизации необходимо дать объяснение факторам, формирующим здоровье. Так как это является отправной точкой исследований изменения психики человека в экстремальной ситуации.
Определяющим фактором здоровья является образ жизни (modus Vivendi), вследствие этого здоровье рассматривается как социально-психологическая категория.
Быстротечная. В данной ситуации деятельность протекает при жестком дефиците времени с максимальной психической нагрузкой, в готовности к немедленным действиям в исключительно быстром темпе. Этому типу ситуации присущи неожиданность, новизна отдельных ее элементов, скорость возникновения, недостаток и противоречивость информации, интенсивное функционирование мышления, быстротечность психических процессов. Основной фактор данной ситуации - внезапность, поэтому здесь большое значение имеет наличие у персонала соответствующего опыта и привычек.
Продолжительная. Для эффективной деятельности в продолжительной ситуации необходимы стойкие мотивы деятельности, психическая выносливость, высокая мобилизованность, ответственность, самостоятельность и другие качества персонала подразделений особого риска.
Ситуация с элементом неопределенности. В этой ситуации перед личным составом подразделений особого риска возникает проблема выбора единственно правильного решения из нескольких возможных и одинаково значащих. Ситуации с элементом неопределенности присущи отсутствие или противоречивость информации. В решении разнообразных задач в рамках этой ситуации определяющее значение приобретают адекватная мотивация, эмоциональная устойчивость, высокая профессиональная подготовка и интеллектуальная трудоспособность.
Ситуация, которая нуждается в готовности к экстренным действиям. Деятельность специалистов рискоопасных профессий в указанной ситуации нуждается в высоком уровне внимательности, скорости переключения психических процессов, эмоциональной устойчивости.
Ситуация, которая
совмещает неожиданность и
Ситуация с
поступлением ошибочной информации. Возникае
Ситуация "доминантного состояния". Обусловлена возможностью полного поглощения внимания каким-нибудь одним видом деятельности. Выражается в том, человек, находясь в таком "доминантном состоянии", слабо реагирует на другие воздействия, сигналы и команды, что может привести к отрицательным последствиям. Необходимо использование очень сильных раздражителей или предупреждающих сигналов, которые могут вывести данного человека из этого состояния "поглощения".
Критическая ситуация. Предъявляет альтернативный выбор возможных результатов деятельности: победа или полное поражение. В критической ситуации раскрываются индивидуальные особенности личности, проявляются основные социально-психологические качества, адаптационные возможности.
В зависимости от особенностей
конкретных профессиональных задач
и условий, в которых они решаются,
представители подразделений
Группа А - факторы, которые имеют непосредственное эмоциональное влияние:
А1 - опасность: для жизни своей собственной, подчиненных или взаимодействующих людей, специальной техники и вооружения, без которых невозможно выполнение служебной задачи, а также жизнь родных и близких работника подразделения особого риска. Опасность воспринимается как объективно существующее стечение обстоятельств или предметов, которые угрожают жизни и здоровью людей. При этом она может быть реальной или мысленной. Непосредственное восприятие опасности должно быть адекватным. Для этого она не должна застать работника неожиданно или вызвать у него непреодолимое чувство страха. Это возможно при развитой стойкости в оценке реальной опасности и осмотрительности при внешне неуязвимой ситуации.
А2 - неопределенность: это дефицит или противоречивость личностно-значимой информации.
А3 - внезапность (неожиданность): как правило, воздействие на психику работников подразделений особого риска данного фактора достигается на основе трех основных параметров - времени, месту и возможному средству разрешения сложившейся ситуации.
А4 - отрицательные эмоциональные реакции: этот фактор включает нервозность, неуверенность в своих действиях. Он может вызвать обострение уже имеющихся конфликтов и стимулировать развитие новых межличностных конфликтных ситуаций, что снижает эффективность деятельности подразделений особого риска.
Совокупность перечисленных факторов создает психологическую нагрузку, влияющую на человека в условиях экстремальной ситуации. Ее размер будет зависеть от суммарного воздействия факторов, но с обязательным доминированием в общей нагрузке отдельных из них. А вот размер и структура психологической нагрузки в различных экстремальных ситуациях будет определяться особенностями конкретной профессиональной деятельности.
Группа Б - факторы, которые имеют опосредствованное эмоциональное влияние, зависящее от профессиональных возможностей работника подразделения особого риска
Б1 - Дефицит времени на оценку обстановки, подготовка и принятие решений в условиях влияния психогенных факторов сформировавшейся обстановки. В условиях выполнения задачи этот дискомфорт приобретает гнетущее значение. Времени всегда не хватает и особенно - при недостатке профессиональных навыков.
Б2 - Увеличение темпа действий. Все это нуждается в скорости, как моторных действий, так и принятых решений. При этом эффективность будущего решения может быть обеспечена на основе опережающего отражения, предугадывания назревающих событий.
Б3 - Совмещение нескольких видов деятельности:
Таким образом, на психику и поведение работников подразделений особого риска влияют факторы, причины развития которых условно разделены на две группы:
Внешние:
Внутренние:
1. Субъективные
факторы отражения условий
2. Особенности
индивидуально-личностной
Психические реакции человека на экстремальные ситуации
При воздействии стресс-факторов
экстремальной ситуации большинство
современных исследователей выделяют
два вида реакций человека: адекватные
и тревожные. Основным содержанием
адекватных форм реакции являются специфические
реакции организма, направленные на
устранение или преодоление влияния
экстремальных факторов или поддержание
необходимых видов
Тревожная форма реакции характеризуется относительно малой связью со специфичностью экстремального условия. Она направлена, прежде всего, на сохранение функционирования организма и лишь в значительно меньшей степени на сохранение структуры трудовой деятельности. Сознательный контроль за поведенческими реакциями здесь ослабевает, и в крайних случаях наблюдаются бессознательные поведенческие реакции типа паники.
Реакции тревоги дифференцируются
на малую, среднюю и крайнюю степени.
Психологическое содержание реакции
тревоги малой степени
При реакции тревоги средней степени появляются ошибки в трудовой деятельности человека. Ошибки учащаются, нарушается процесс осуществления сознательного контроля за ними, изменяется структура ассоциативных связей, происходит их упрощение. В частности, нарушается чувство восприятия времени. Эти явления характеризуются как эмоционально-ассоциативные нарушения, ведущим компонентом которых является сужение поля сознания. Одним из наиболее существенных признаков реакции тревоги является изменение мотивов деятельности, где на первый план выходят мотивы страха, ухода из экстремальной ситуации. Доминантным становится какой-либо один из множества мотивов, в обычных условиях определяющих деятельность человека.
Информация о работе Экстремальные ситуации как факторы психической травматизации