Экспериментальное изучение особенностей самооценки на отношение к сверстникам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей эмоционального воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
1. Изучить психологические особенности детей дошкольного возраста
2. Охарактеризовать особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте
3. Рассмотреть условия воспитания эмоционально-положительного отношения к себе и к сверстнику
4 изучение роли семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка;
5 изучение значения игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретическое обоснование ……………………………………..
1. Эмоциональное воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста……….
1.3. Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….
1.4. Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстникам…………………………………….
Вывод по 1 главе…………………………………………………………...
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей самооценки на отношение к сверстникам ……………………………………………..............
2.1. Методы и организация исследования………………………………..
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..
2.3. Упражнения на эмоциональное воспитание ………………………..
Вывод по 2 главе……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………
……

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

     6. «Я радуюсь, когда…»

     Взрослый. Давайте поиграем в проговаривании предложений. Я начинаю, а вы заканчиваете предложение.

     «Я радуюсь, когда…»

     Высказывания детей взрослый записывает

     Рефлексия. Как ты себя чувствуешь.

     Что доставляет тебе радость?

     7. «Пожелание»

     Взрослый. Я принесла коробочку, в которую мы с вами постараемся собрать много разных пожеланий, они помогут нам и другим людям стать радостными. Для этого Вы будете проговаривать свое пожелание, я помогу его записать. Мы положим его в эту волшебную коробочку. Когда вам станет грустно или у вас будет плохое настроение, вы может открыть коробочку. Когда вам станет грустно или у вас будет плохое настроение, вы можете открыть коробочку, она поможет вам снова стать радостными.

     Рефлексия.

     Какое настроение у тебя сейчас?

     Нужна ли тебе такая коробочка? Как часто?

     Методические рекомендации. На занятии у детей идет формирование положительного эмоционального опыта, который может быть использован впоследствии для эмоциональной разгрузки и саморегуляции.

     8. «История про мальчика»

     Взрослый. Сегодня я хочу вам рассказать истории. Про одного мальчика. Однажды он шел по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Мальчик только начала его есть, как вдруг навстречу проехал на велосипеде озорник, толкнул его. Мальчик упал в лужу и выронил мороженое. От огорчения и обиды у него даже слезы выступили на глазах. Но мороженое из лужи не вытащишь.

     Рефлексия.

     Какие чувства испытал этот мальчик?

     Случалось ли с тобой что-нибудь подобное?

     Какое чувство ты испытал?

     Что ты делал, когда оказывался в похожих ситуациях?

     Как можно поступить еще?

     9. «Ты-лев»

     Взрослый. Ребята, сейчас мы вами попробуем поиграть в новую игру. Для этого закройте глаза, представьте льва – царя зверей - сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен, он все умеет. Его зовут также как и вас, у него ваши имя, ваши глаза, руки, ноги, тело. Лев – это вы. А теперь откройте глаза. Пусть каждый попробует показать, какой вы лев.

     Рефлексия.

     Удалось ли тебе представить себя львом?

     Что ты при этом чувствовала?

     Понравилось ли тебе быть львом?

     Всегда ли ты на него похож?

     Как часто в жизни ты становишься похож на льва?

     Когда это бывает?

     10. «Мои достижения»

     Взрослый. Бывают такие ситуации, когда каждый из нас испытывает гордость за свои дела и поступки. Попытайтесь вспомнить такие свои поступки и назвать их, продолжив слова: «Я горжусь собой, когда я …»

     Рефлексия

     Тебе есть за что гордиться?

     Нравится ли тебе это чувство?

     Что ты стремишься сделать для этого?

     Методические рекомендации. Взрослому необходимо обратить внимание на ответы детей с точки зрения самооценки и уровня притязаний.

 

      Выводы к главе 2 

     1. Результаты изучения самооценки 

     10% детей характерен неадекватно низкий или заниженный уровень самооценки. Такие дети способны поставить себя только на низкую ступеньку. Они обладают наиболее высоким уровнем тревожности. 40% детей характеризуется средний уровнем самооценки (ставят себя на нижнюю ступеньку только 1 раз). Адекватно высокий уровень самооценки характерен для 40% детей: такие дети ставят себя на верхние ступеньки, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считают, что оценка других людей такая же, либо несколько ниже. Неадекватно высокий или завышенный уровень самооценки характерен для 27% детей: дети ставят себя только на высокую ступеньку, не обосновывая свой выбор реальными поступками и оценкой со стороны других.

     2. Результаты изучения отношения  к сверстнику

     Низкий  уровень коммуникативности отмечен нами у 17% детей. Слабовыраженная инициативность (0-1 балл) говорит о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2-балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении. Половина дошкольников (50%) характеризуется средним уровнем развития коммуникативности. Такие дети положительно относятся к сверстникам, редко выступают инициаторами конфликтов

     Высокий уровень коммуникативности характерен для 33% детей: такие дети чувствительны к воздействиям сверстников, доброжелательны, у них развиты сочувствие и сопереживание. Как правило, такие дети являются популярными в группе дошкольников.

     Корреляционный  анализ установил наличие тесной положительной связи между самооценкой дошкольника и его отношением к сверстнику (при r=0,51).

 

      

Заключение. 

    На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

    - Эмоциональное развитие дошкольника  является одним из существенных  условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

    Необходимо использовать специально  организуемые разные виды детской  деятельности. Создание в этой  деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные  ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, - все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Важнейшим результатом такой целенаправленной, определенным образом организованной деятельности является улучшение эмоционального климата в отношениях детей с взрослыми, со сверстниками, а также обогащение, расширение и коррекция (в случаях необходимости) эмоционального опыта дошкольника.

    - Развитие социальных мотивов  и эмоций является центральным  звеном в сложном и длительном  процессе формирования детской личности. Родители и педагоги должны понимать основные мотивы поведения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы и способы соотносятся с социальными, нравственными нормами его жизни и деятельности, представлять широкий спектр детских эмоциональных переживаний, возникающих в каждой конкретной ситуации.  

    - Значительная роль в развитии  и воспитании эмоциональной отзывчивости  дошкольника принадлежит семье.  В семье естественным образом  создаются условия для доверительного  общения, в связи, с чем открываются большие возможности для воздействия на внутренние, скрытые стороны психической жизни ребенка. Хорошо зная их, родители могут целенаправленно и наиболее безболезненно направлять действия и поступки малыша в русло воспитания у него отзывчивости, гуманности, щедрости, чуткости – качеств социально важных и актуальных. 

     По  результатам исследования была разработана  системы занятий в игровой  форме, которая направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.

 

           Список использованных источников 

    1. Белобрыкина О. А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2000.
    2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
    3. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. - № 4. - С. 168–179.
    4. Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. - 256 с.
    5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. -288с
    6. Выготский Л.С .Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. -М.: Педагогика, 1986.
    7. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990. -176с.
    8. Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн.: Университетское, 1988. - 399с.
    9. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой. - М.:Изд-во МГУ, 1980.
    10. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. Ярославль: «Академия развития», 1996.- 240 с.

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ 

     Сводная таблица первичных данных

    Уровень самооценки Отношение к  сверстнику
    1 0 1
    2 2 2
    3 1 2
    4 1 2
    5 2 3
    6 1 1
    7 2 1
    8 1 2
    9 1 2
    10 3 3
    11 3 2
    12 1 0
    13 2 3
    14 1 2
    15 2 2
    16 3 2
    17 1 3
    18 3 3
    19 3 3
    20 1 2
    21 2 2
    22 2 2
    23 2 2
    24 3 3
    25 1 2
    26 3 3
    27 0 0
    28 0 2
    29 1 3
    30 1 3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГОУ ВПО (омский государственный педагогический университет) кафедра педагогики психологии детства  
 
 
 

     Харламова Ирина Александровна 

     Особенности эмоционального воспитания детей старшего дошкольного возраста  

     Курсовая работа  

     Студентки 2 курса заочного отделения факультета педагогики психологии детства ПиМДО  
 
 
 

     Научный руководитель: 

     Доцент  кафедры ППД 

     Заседателева  Ильвира Борисовна    
 

     Омск  2009

Информация о работе Экспериментальное изучение особенностей самооценки на отношение к сверстникам