Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей эмоционального воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
1. Изучить психологические особенности детей дошкольного возраста
2. Охарактеризовать особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте
3. Рассмотреть условия воспитания эмоционально-положительного отношения к себе и к сверстнику
4 изучение роли семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка;
5 изучение значения игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника.
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретическое обоснование ……………………………………..
1. Эмоциональное воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста……….
1.3. Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….
1.4. Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстникам…………………………………….
Вывод по 1 главе…………………………………………………………...
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей самооценки на отношение к сверстникам ……………………………………………..............
2.1. Методы и организация исследования………………………………..
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..
2.3. Упражнения на эмоциональное воспитание ………………………..
Вывод по 2 главе……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………
……
Оценка результатов:
-
0 баллов - ребёнок ставит себя
в основном на нижние
- 1 балл - ребёнок может поставить себя на нижнюю ступеньку 1 раз;
-
2 балла - ребёнок ставит себя
на верхние ступеньки,
-
3 балла - ребёнок ставит себя
на верхние ступеньки,
Метод наблюдения за общением
Данный метод является незаменимым при первичной ориентировки' в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных факта отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:
- инициативность — отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;
- чувствительность к воздействиям сверстника — отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действиях ребенка на обращения сверстника, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него;
- преобладающий эмоциональный фон — проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.
На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведенной ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности, которая измеряется в условных баллах — от 1 до 3.
Так, отсутствие или слабовыраженная инициативность (0-1 балл) может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2-3 балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении.
Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» (0-1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений.
Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон. В случае, если преобладающим является негативный фон (ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется), ребенок требует особого внимания. Если же преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику.
Этапы исследования:
1. Установление эмоционального контакта с детьми.
2. Проведение методики «Шкала самооценки» (автор В.Г. Щур)
3.
Наблюдение за общением с
4. Первичная обработка данных.
6.
Установление взаимосвязи
7.
Интерпретация полученных
2.2. Анализ результатов
исследования
Результаты изучения уровня самооценки представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Уровень
самооценки среди дошкольников
№ | Уровень самооценки | АВ | % |
1 | Неадекватно низкий (0 баллов) | 3 | 10 |
2 | Средний (1 балл) | 12 | 40 |
3 | Адекватно высокий (3 балла) | 7 | 23 |
4 | Неадекватно высокий (2 балла) | 8 | 27 |
Итого | 30 | 100 |
Как видно из представленных данных, 10% детей характерен неадекватно низкий или заниженный уровень самооценки. Такие дети способны поставить себя только на низкую ступеньку. Они обладают наиболее высоким уровнем тревожности. 40% детей характеризуется средний уровнем самооценки (ставят себя на нижнюю ступеньку только 1 раз). Адекватно высокий уровень самооценки характерен для 40% детей: такие дети ставят себя на верхние ступеньки, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считают, что оценка других людей такая же, либо несколько ниже.
Неадекватно высокий или завышенный уровень самооценки характерен для 27% детей: дети ставят себя только на высокую ступеньку, не обосновывая свой выбор реальными поступками и оценкой со стороны других.
Рис. 2.1. Самооценка дошкольников.
Результаты изучения отношения к сверстнику представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.2.
Отношение к сверстнику
№ | Уровень коммуникативности | АВ | % |
1 | Низкий | 5 | 17 |
2 | Средний | 15 | 50 |
3 | Высокий | 10 | 33 |
Итого | 30 | 100 |
Низкий
уровень коммуникативности
Средний и высокий уровни инициативности (2-балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении. Половина дошкольников (50%) характеризуется средним уровнем развития коммуникативности. Такие дети положительно относятся к сверстникам, редко выступают инициаторами конфликтов
Высокий уровень коммуникативности характерен для 33% детей: такие дети чувствительны к воздействиям сверстников, доброжелательны, у них развиты сочувствие и сопереживание. Как правило, такие дети являются популярными в группе дошкольников.
Рис. 2.2. наглядно отражает отношение дошкольников к сверстникам.
Рис.
2.2. Уровень коммуканикативности
как отражение отношения к
сверстнику.
Результаты изучения взаимосвязи эмоциональной тревожности ребенка с отношением к себе и к сверстникам
Корреляционный анализ позволяет установить наличие связи между переменными. При линейной корреляции между уровнем эмоциональной тревожности с одной стороны, и самооценкой и отношением к сверстникам, с другой стороны, нами был применен коэффициент корреляции Пирсона ( с помощью электронной программы Статистика 6.)
Корреляционный
анализ установил наличие тесной
положительной связи между
Наоборот, дети с низкой и неадекватно завышенной самооценкой невосприимчивы к потребностям другого, для них характерен низкий уровень коммуникативности, который проявляется в неумении сопереживать, такие дети агрессивны, обидчивы, демонстративны, не умеют уступать. Низкий уровень коммуникативности выражается в неразвитости эмоциональной сферы, неумении сдерживать свои эмоции.
По
результатам исследования была разработана
системы занятий в игровой форме,
которая направлена на развитие эмоциональной
сферы дошкольника, воспитание доброжелательного
отношения к сверстнику.
2.3.
Упражнения на
эмоциональное воспитание
Цель упражнений:
- научить ребенка быть внимательным к себе, своим чувствам и переживаниям,
- осознать положительный эмоциональный опыт;
- осознать отрицательные эмоции;
- осознать свои достижения;
- научиться контролировать эмоциональные проявления.
1. «Какой я?»
Дети по очереди стараются дать как можно больше ответов на вопрос «Какой Я». Для описания себя используются характеристики, черты, интересы, чувства, каждое предложение начинается с местоимения «Я».
Рефлексия
Каких ответов в тебя больше: положительных или отрицательных?
Ты доволен или недоволен собой?
2. «Что означает интонация»
Читается сказка. Затем детям предлагается самим рассказать сказку «по-доброму», «грустно», «ласково», «весело», сердито», «безразлично», «жалобно», и т.д. Если работает один ребенок, то пусть он сам несколько раз читает сказку, меняя интонацию.
3. «Волшебники»
Вначале ребенку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача – дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», другого – в «злого» волшебника. Для девочек «волшебников» можно заменить на «волшебниц».
4. «Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Слушающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
5. «Рисуем настроение»
Взрослый.
Сейчас возьмите листочек бумаги и разделите его пополам. На одной половинке нарисуйте свое плохое настроение, а на другой – хорошее.
Рефлексия.
Какое настроение тебе нравится больше?
Какая из двух частей рисунка – твое настроение сейчас?
Какое настроение тебя бывает чаще?
Что для этого ты можешь сделать?
Методические рекомендации. Оцените преобладающий у ребенка эмоциональный фон. Отследите динамичность эмоциональных состояний, найдите у каждого ребенка скрытый потенциал, позволяющий справляться с негативными эмоциями, дайте возможность его реализовать. Фиксируется стремление детей к самопомощи. Можно предложить дорисовать часть «Плохое настроение», изменить его на позитив.
Информация о работе Экспериментальное изучение особенностей самооценки на отношение к сверстникам