Экспериментальное изучение особенностей самооценки на отношение к сверстникам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей эмоционального воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
1. Изучить психологические особенности детей дошкольного возраста
2. Охарактеризовать особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте
3. Рассмотреть условия воспитания эмоционально-положительного отношения к себе и к сверстнику
4 изучение роли семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка;
5 изучение значения игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретическое обоснование ……………………………………..
1. Эмоциональное воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста……….
1.3. Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….
1.4. Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстникам…………………………………….
Вывод по 1 главе…………………………………………………………...
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей самооценки на отношение к сверстникам ……………………………………………..............
2.1. Методы и организация исследования………………………………..
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..
2.3. Упражнения на эмоциональное воспитание ………………………..
Вывод по 2 главе……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………
……

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение…………………………………………………………………….               

     Глава 1 Теоретическое  обоснование ……………………………………..

     1. Эмоциональное воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..

    1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста……….

     1.3. Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….

     1.4. Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстникам…………………………………….

     Вывод по 1 главе…………………………………………………………...

    Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей самооценки на отношение к сверстникам ……………………………………………..............

    2.1. Методы  и организация исследования………………………………..

     2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..

     2.3. Упражнения на эмоциональное воспитание ………………………..

     Вывод по 2 главе……………………………………………………………

     Заключение………………………………………………………………….

     Список  литературы…………………………………………………………

     Приложение…………………………………………………………………

 

             Введение 

     Снижение  многих показателей эмоционального и духовного здоровья личности в настоящее время происходит начиная с дошкольного возраста. Одна из основных причин ухудшения эмоционального состояния детей – разрушение естественных институтов социализации: семьи и детского сообщества, а также изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, ослабление коллективных форм совместной деятельности детей.

     Дошкольный  возраст является сензитивным для  эмоционального воспитания, формирования эмоциональных чувств. Процесс эмоционального воспитания в дошкольном возрасте должен опираться на психологические закономерности данного возраста.

 Актуальность  данной темы в том, что именно межличностные отношения, их характер являются центральным образованием, которые              определяют развитие эмоциональной сферы дошкольника.                              Проблема в том, что   развитие эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника. Однако со стороны родителей и педагогов прохождению этапов эмоционального развития, как правило, не уделяется большого внимания.

 

      Теоретическое обоснование 

     Объект  изучения: отношение к себе и к сверстнику в старшем дошкольном возрасте.

     Предмет: эмоциональное воспитание детей в старшем дошкольном возрасте.

     Целью курсовой работы является изучение особенностей эмоционального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

     В соответствие с целью, объектом и  предметом исследования определяются его основные задачи: 

     1. Изучить психологические особенности  детей дошкольного возраста

     2. Охарактеризовать особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте

     3. Рассмотреть условия воспитания  эмоционально-положительного отношения  к себе и к сверстнику

    4 изучение роли семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка;

    5 изучение значения игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника.

    Гипотеза  исследования: изучение особенностей эмоционального воспитания  старших дошкольников может быть успешно, если педагог в своей работе с детьми учитывает тип личности каждого ребенка, тогда у детей повышается уровень эмоционального комфорта и улучшается статус в группе.

 

     Методы  исследования:

     1. Анализ и обобщение теоретических  представлений по проблеме исследования.

     2. Тесты «Шкала самооценки» (автор В.Г. Щур).

     3. Метод наблюдения за общением (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

     4. Методы математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).

База: дети старшего дошкольного возраста, всего (30 человек) ДОУ № 59     г. Омска

 

      1. Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста 

     1.1. Психологические  особенности детей  дошкольного возраста 

     В данный период происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации  ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и личностного развития. У ребенка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предметы, выделяя их основные признаки. Дети-дошкольники способны давать первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится. Развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного возраста ребенок в значительной степени осваивает родную речь. Все перечисленные данные способствуют переходу ребенка на новый уровень развития личности

     Спецификой  дошкольного возраста является изменение  социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребенок. Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется система взаимоотношений со сверстниками, так и со взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своим желаниями, потребностями быть как «большой» и недостатком физических и психических возможностей. Возникает кризисная ситуация, имеющая несколько особенностей (по Л.С. Выготскому):

     Негативизм (ребенок отказывается подчиняться  требованиям взрослых).

     Упрямство (ребенок настаивает на собственных  требования и решениях).

     Строптивость (ребенок протестует против порядков, существующих в доме).

     Своеволие (проявляется в стремлении отделится от взрослых).

     Обесценивание взрослых (мать может услышать от ребенка, что она «дура»).

     Протест-бунт (ребенок часто ссорится с родителями).

     В семьях с единственным ребенком может  встречаться стремление к деспотизму.

     Разрешение  данного кризиса лежит в открытии для ребенка новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить инициативу, в системе социальных связей, способствующих личностному росту.

     В дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы  отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу в этом возрасте: «Я сам». Ребенок пытается самоутвердится . Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если же родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребенком своего «Я», тот у него могут сформироваться чувство вины и зависимости.

     В дошкольном возрасте у ребенка формируется  эмоциональная реакция на похвалу, лежащая в основе формирования самооценки, отношения к самому себе, своим качествам.

     Дошкольники все еще остаются непосредственными  и импульсивными. Эмоции, которые  они испытывают, легко прочитываются  на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога  поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.

     Для формирования положительной самооценки ребенку важно понять, что, даже ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели. Необходимо чаще говорить ребенку, что он «может», «способен», «умеет», тогда ребенок научится доверять себе.

     В дошкольном возрасте ребенок открывает  для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. В дошкольном возрасте рождается ролевая игра, которая становится ведущей деятельностью. Ролевая игра, вырастая из реальных социальных отношений, играет большую роль в процессе социализации ребенка, так как в ней он осваивает социальные роли, учится выполнять различные социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку зрения другого.

     Основные  психологические  новообразования, на которые можно  опираться при  воспитании ребенка  дошкольного возраста:

     1. Формируется первое схематичное  цельно детское мировоззрение.

     2. Возникают первые этические нормы:  «Что есть добро и что есть  зло?»

     3. Ребенок способен управлять своими  эмоциями, ставит перед собой  цели. Это свидетельствует о формировании  произвольного поведения.

     4. Ребенок отделяет себя от мира  других людей, что является  основой формирования самосознания. 

      1.2. Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте 

     Эмоции  играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют  взрослого о том, что ребенку  нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

     В дошкольном возрасте ребенок усваивает  язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.

     С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок  в отличие от двухлетнего уже  может не показывать страх или  слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника тесно связано с развитием его нравственных представлений и чувств.

     Динамика  и содержание представлений  о эмоциональных качествах в дошкольном возрасте:

     - 3-4 года. Складываются элементарные  представления о том, что «такое  хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков, развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.

Информация о работе Экспериментальное изучение особенностей самооценки на отношение к сверстникам