Экспериментальное исследование взаимосвязи типа темперамента и обучаемости

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение взаимосвязи между типом темперамента и обучаемостью.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ литературы по теме изучение взаимосвязь между типом темперамента и обучаемостью;
Осуществить эмпирическое исследование по диагностике типов темперамента у старших школьников;
Осуществить эмпирическое исследование по диагностике обучаемости у старших школьников;
Установить взаимосвязь между типом темперамента и обучаемостью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы взаимосвязи типов темпераментов и обучаемостью детей старшего школьного возраста 5
1.1 Понятие темперамента в современной психологии. Характеристика основных типов 5
1.2 Обучаемость и успеваемость 14
1.3 Общая характеристика детей старшего школьного возраста 21
Глава 2 Экспериментальное исследование взаимосвязи типа темперамента и обучаемости 24
2.1 Описание методик и выборки исследования 24
2.2 Исследование взаимосвязи типов темперамента и успеваемости в учебной деятельности 26
2.3 Анализ полученных результатов 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

      Предложенные  методики и методы соответствуют возрастным особенностям выборки, что обеспечивает большую достоверность полученных данных.

      Диагностическая процедура производилась в групповой форме, были подготовлены бланки вопросов и ответов. По ходу проведения разъяснялись не совсем точные места. После подсчета результатов, данные были сообщены каждому обследуемому индивидуально, и было проведено разъяснение результатов.

      В исследовании принимали участие 30 детей старшего школьного возраста (14-15 лет), из них 15 мальчиков и 15 девочек.

      Исследование  состояло из следующих этапов:

    1. Постановка цели и гипотезы исследования;
    2. Поиск и выбор необходимых методик исследования;
  1. Сбор данных о результативности учебной деятельности старших школьников;
    1. Непосредственное проведения диагностического исследования;
    2. Обработка и анализ полученных результатов.

 

2.2 Исследование  взаимосвязи типов  темперамента и успеваемости в учебной деятельности

 

      Результаты, полученные в ходе диагностического исследования, представлены в таблице 1. В таблице отображается порядковый номер испытуемого, его пол и показатели по каждой шкале предлагаемой методики. Также в таблице представлены средние значения по каждой шкале и средние значения результатов мальчиков и девочек. Для большей информативности полученных результатов к таблице приложена диаграмма.

Таблица 1.

Результаты  исследования типа темперамента старших школьников профильных классов

Пол Эктроверсия-интроверсия Нейротизм Шкала лжи Тип темперамента
1 М 6 8 2 флегматик
2 М 7 9 2 меланхолик
3 М 14 20 3 холерик
4 М 14 16 1 сангвиник
5 М 15 13 2 сангвиник
6 М 5 8 3 меланхолик
7 М 6 16 2 флегматик
8 М 7 14 2 меланхолик
9 М 6 8 2 флегматик
10 М 16 12 2 сангвиник
11 М 7 16 1 сангвиник
12 М 5 8 1 флегматик
13 М 4 9 3 холерик
14 М 13 7 2 флегматик
15 М 5 10 2 меланхолик
16 Ж 5 12 2 холерик
17 Ж 6 9 3 флегматик
18 Ж 10 8 1 сангвиник
19 Ж 12 17 1 сангвиник
20 Ж 9 15 1 холерик
21 Ж 7 8 1 меланхолик
22 Ж 12 8 2 флегматик
23 Ж 6 14 2 меланхолик
24 Ж 6 9 3 холерик
25 Ж 7 16 1 меланхолик
26 Ж 5 8 1 сангвиник
27 Ж 8 10 2 холерик
28 Ж 13 9 2 меланхолик
29 Ж 14 8 3 флегматик
30 Ж 6 9 1 меланхолик
m   10,3 13,2 1,7 Холерик=6

Меланхолик=8

Флегматик=8

Сангвиник=8

  М 9,8 12,4 1,9
   
Ж
10,8 14 1,4
 
 

      Таким образом, были получены следующие соотношения  типов темперамента в данной выборке  детей:

  • 1. Меланхолии=26,6%;
  • 2. Холерик=20%;
  • 3. Флегматик=26,6%;
  • 4. Сангвиник=26,6%.
 

Диаграмма 1. 

 

Таблица 2.

Результаты  эффективности учебной деятельности учащихся старшего школьного возраста

Пол Средний балл Тип темперамента
1 М 5 флегматик
2 М 7 холерик
3 М 5 меланхолик
4 М 6 сангвиник
5 М 4 меланхолик
6 М 7 флегматик
7 М 5 сангвиник
8 М 5 холерик
9 М 4 флегматик
10 М 7 флегматик
11 М 6 меланхолик
12 М 4 сангвиник
13 М 7 флегматик
14 М 5 сангвиник
15 М 7 меланхолик
16 Ж 5 холерик
17 Ж 6 флегматик
18 Ж 6 сангвиник
19 Ж 7 сангвиник
20 Ж 7 холерик
21 Ж 6 меланхолик
22 Ж 5 флегматик
23 Ж 8 меланхолик
24 Ж 5 холерик
25 Ж 6 меланхолик
26 Ж 9 сангвиник
27 Ж 5 холерик
28 Ж 7 меланхолик
29 Ж 6 флегматик
30 Ж 7 Меланхолик
m   6.5  
тип меланхолик ∑=59 m=7,3
тип флегматик ∑=45 m=5,6
тип сангвиник ∑=50 m=6,2
тип холерик ∑=32 m=5,3
 

      Таким образом, анализируя таблицу 2. видно, что средний учебный балл всей выборки составил 6,5 балла из 9 возможных баллов, в данной группе. Соотнося результаты диагностики типов темперамента с результатами сбора данных об общей успеваемости школьников, были получены следующие средние показатели: меланхолик (7,3), флегматик (5,6), сангвиник (6,2), холерик (5,3). 

Диаграмма 2. 

      С целью статистической проверки гипотезы исследования, был использован критерий ранговой корреляции Спирмена (математическая обработка результатов проводилась с помощью компьютерной программы Windows Statistica 6.0).

Таблица 3.

  Spearman t(N-2) p-level
Var1 & Var3      
Var2 & Var3      

      Таким образом, видно, что значимых корреляционных связей обнаружено не было, а следовательно, гипотеза не была подтверждена статистически. Исходя из этого, можно сделать главный вывод о том, что в данной выборке тип темперамента не зависит от обучаемости и от успеваемости.

 

2.3 Анализ  полученных результатов

 

      Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:

    • были получены следующие соотношения типов темперамента в данной выборке детей: Холерик=20%; Меланхолии=26,6%; Флегматик=26,6%; Сангвиник=26,6%;
    • анализируя таблицу 2. видно, что средний учебный балл всей выборки составил 6,5 балла из 9 возможных баллов, в данной группе;
    • соотнося результаты диагностики типов темперамента с результатами сбора данных об общей успеваемости школьников, были получены следующие средние показатели: меланхолик (7,3), флегматик (5,6), сангвиник (6,2), холерик (5,3);
    • из этого следует, что в среднем наименьшая успеваемость у детей с холерическим типом темперамента, а наибольшая успеваемость у детей с меланхолическим типом темперамента;
    • общий вывод, который можно сделать, это то что от типа темперамента в данной выборке не зависит успеваемость учащихся, а следовательно, и их эффективность учебной деятельности, что не подтверждает гипотезу исследования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Темперамент является индивидуально-своеобразным свойством психики, определяющим динамику психической деятельности человека, которая одинаково проявляется в разнообразной деятельности, независимо от е содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

      Каждый тип темперамента обладает своими свойствами и особенностями. Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

      Успеваемость  и эффективность учебной деятельности зависит от обучаемости. Эффективность учебной деятельности отражается через призму результатов достигнутых учащимися. В экспериментальном исследовании использовались средние оценки педагогов как объективного показателя общей эффективности учебной деятельности детей старшего школьного возраста.

      Главным выводом, является то, что от типа темперамента в данной выборки не зависит успешность учебной деятельности.

      Таким образом, в данной курсовой работе был  осуществлен теоретический анализ по теме курсовой работы, а именно оценить взаимосвязь между типом темперамента и успешностью учебной деятельности; было осуществлено эмпирическое исследование; были проанализированы результаты, полученные в ходе диагностического исследования, сделаны соответствующие выводы.

      Исходя  из выше сказанного, можно заключить, что задачи и цель курсовой работы, поставленные в её начале, были успешно  достигнуты. А гипотеза нашла свое подтверждение в эмпирической части  исследования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Абрамова  Г.С. Практикум по возрастной психологии, - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  2. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989.
  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  4. Венгер Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей у ребенка. //Вопросы психологии. – 1983. - №2.
  5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. //Исследование мышления в советской психологии//. М., 1966.
  6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.,1999.
  7. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992., кн.1.
  8. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 572 с.
  9. Гуревич К. М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. М., Высшая школа, 1966.
  10. Дубровина И.В. Психология. – М.,1999.
  11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. – Мн.,1998.
  12. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов. - М.,2000.
  13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. Т. II.
  14. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: Изд. Моск. ун-та, 1976.
  15. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // В кн.: З.И.Калмыкова (Ред.) Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.
  16. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и развитие. СПб. 2004. – 480 с.
  17. Краткий психологический словарь: сост. А.А.Карпенко. Под общей редакцией А.В.Петровского М.Г.Ярошевского. Москва: Политиздат. 1985г.
  18. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 1983.
  19. Максименко С.Д. Общая психология. – М.,1999.
  20. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: 2-е изд. - Московский психолого-социальный институт, 2003.
  21. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. /Под ред. Петровского А.В./ Москва, Просвящение, 1977 г.
  22. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. – М., 1985.
  23. Немов Р.С. Психология, книга 2, М.: 1999.
  24. Общая психология: Курс лекций/ составитель Рогов Е.И. –М., 1995.
  25. Понамарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. Москва 1967г.
  26. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под общей ред. Реана А.А. СПб.: 2003. – 416 с.
  27. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара. 2004. – 672 с.
  28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва, Педагогика, 1989г.
  29. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1996.
  30. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

Информация о работе Экспериментальное исследование взаимосвязи типа темперамента и обучаемости