Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:00, курсовая работа
Цель исследования: изучение взаимосвязи между типом темперамента и обучаемостью.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ литературы по теме изучение взаимосвязь между типом темперамента и обучаемостью;
Осуществить эмпирическое исследование по диагностике типов темперамента у старших школьников;
Осуществить эмпирическое исследование по диагностике обучаемости у старших школьников;
Установить взаимосвязь между типом темперамента и обучаемостью.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы взаимосвязи типов темпераментов и обучаемостью детей старшего школьного возраста 5
1.1 Понятие темперамента в современной психологии. Характеристика основных типов 5
1.2 Обучаемость и успеваемость 14
1.3 Общая характеристика детей старшего школьного возраста 21
Глава 2 Экспериментальное исследование взаимосвязи типа темперамента и обучаемости 24
2.1 Описание методик и выборки исследования 24
2.2 Исследование взаимосвязи типов темперамента и успеваемости в учебной деятельности 26
2.3 Анализ полученных результатов 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Предложенные методики и методы соответствуют возрастным особенностям выборки, что обеспечивает большую достоверность полученных данных.
Диагностическая процедура производилась в групповой форме, были подготовлены бланки вопросов и ответов. По ходу проведения разъяснялись не совсем точные места. После подсчета результатов, данные были сообщены каждому обследуемому индивидуально, и было проведено разъяснение результатов.
В исследовании принимали участие 30 детей старшего школьного возраста (14-15 лет), из них 15 мальчиков и 15 девочек.
Исследование состояло из следующих этапов:
Результаты, полученные в ходе диагностического исследования, представлены в таблице 1. В таблице отображается порядковый номер испытуемого, его пол и показатели по каждой шкале предлагаемой методики. Также в таблице представлены средние значения по каждой шкале и средние значения результатов мальчиков и девочек. Для большей информативности полученных результатов к таблице приложена диаграмма.
Результаты исследования типа темперамента старших школьников профильных классов
№ | Пол | Эктроверсия-интроверсия | Нейротизм | Шкала лжи | Тип темперамента |
1 | М | 6 | 8 | 2 | флегматик |
2 | М | 7 | 9 | 2 | меланхолик |
3 | М | 14 | 20 | 3 | холерик |
4 | М | 14 | 16 | 1 | сангвиник |
5 | М | 15 | 13 | 2 | сангвиник |
6 | М | 5 | 8 | 3 | меланхолик |
7 | М | 6 | 16 | 2 | флегматик |
8 | М | 7 | 14 | 2 | меланхолик |
9 | М | 6 | 8 | 2 | флегматик |
10 | М | 16 | 12 | 2 | сангвиник |
11 | М | 7 | 16 | 1 | сангвиник |
12 | М | 5 | 8 | 1 | флегматик |
13 | М | 4 | 9 | 3 | холерик |
14 | М | 13 | 7 | 2 | флегматик |
15 | М | 5 | 10 | 2 | меланхолик |
16 | Ж | 5 | 12 | 2 | холерик |
17 | Ж | 6 | 9 | 3 | флегматик |
18 | Ж | 10 | 8 | 1 | сангвиник |
19 | Ж | 12 | 17 | 1 | сангвиник |
20 | Ж | 9 | 15 | 1 | холерик |
21 | Ж | 7 | 8 | 1 | меланхолик |
22 | Ж | 12 | 8 | 2 | флегматик |
23 | Ж | 6 | 14 | 2 | меланхолик |
24 | Ж | 6 | 9 | 3 | холерик |
25 | Ж | 7 | 16 | 1 | меланхолик |
26 | Ж | 5 | 8 | 1 | сангвиник |
27 | Ж | 8 | 10 | 2 | холерик |
28 | Ж | 13 | 9 | 2 | меланхолик |
29 | Ж | 14 | 8 | 3 | флегматик |
30 | Ж | 6 | 9 | 1 | меланхолик |
m | 10,3 | 13,2 | 1,7 | Холерик=6
Меланхолик=8 Флегматик=8 Сангвиник=8 | |
М | 9,8 | 12,4 | 1,9 | ||
Ж |
10,8 | 14 | 1,4 |
Таким образом, были получены следующие соотношения типов темперамента в данной выборке детей:
Диаграмма
1.
Таблица 2.
Результаты эффективности учебной деятельности учащихся старшего школьного возраста
№ | Пол | Средний балл | Тип темперамента |
1 | М | 5 | флегматик |
2 | М | 7 | холерик |
3 | М | 5 | меланхолик |
4 | М | 6 | сангвиник |
5 | М | 4 | меланхолик |
6 | М | 7 | флегматик |
7 | М | 5 | сангвиник |
8 | М | 5 | холерик |
9 | М | 4 | флегматик |
10 | М | 7 | флегматик |
11 | М | 6 | меланхолик |
12 | М | 4 | сангвиник |
13 | М | 7 | флегматик |
14 | М | 5 | сангвиник |
15 | М | 7 | меланхолик |
16 | Ж | 5 | холерик |
17 | Ж | 6 | флегматик |
18 | Ж | 6 | сангвиник |
19 | Ж | 7 | сангвиник |
20 | Ж | 7 | холерик |
21 | Ж | 6 | меланхолик |
22 | Ж | 5 | флегматик |
23 | Ж | 8 | меланхолик |
24 | Ж | 5 | холерик |
25 | Ж | 6 | меланхолик |
26 | Ж | 9 | сангвиник |
27 | Ж | 5 | холерик |
28 | Ж | 7 | меланхолик |
29 | Ж | 6 | флегматик |
30 | Ж | 7 | Меланхолик |
m | 6.5 | ||
тип | меланхолик | ∑=59 | m=7,3 |
тип | флегматик | ∑=45 | m=5,6 |
тип | сангвиник | ∑=50 | m=6,2 |
тип | холерик | ∑=32 | m=5,3 |
Таким
образом, анализируя таблицу 2. видно, что
средний учебный балл всей выборки составил
6,5 балла из 9 возможных баллов, в данной
группе. Соотнося результаты диагностики
типов темперамента с результатами сбора
данных об общей успеваемости школьников,
были получены следующие средние показатели:
меланхолик (7,3), флегматик (5,6), сангвиник
(6,2), холерик (5,3).
Диаграмма
2.
С целью статистической проверки гипотезы исследования, был использован критерий ранговой корреляции Спирмена (математическая обработка результатов проводилась с помощью компьютерной программы Windows Statistica 6.0).
Таблица 3.
|
Таким образом, видно, что значимых корреляционных связей обнаружено не было, а следовательно, гипотеза не была подтверждена статистически. Исходя из этого, можно сделать главный вывод о том, что в данной выборке тип темперамента не зависит от обучаемости и от успеваемости.
Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:
Темперамент является индивидуально-своеобразным свойством психики, определяющим динамику психической деятельности человека, которая одинаково проявляется в разнообразной деятельности, независимо от е содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.
Каждый тип темперамента обладает своими свойствами и особенностями. Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Успеваемость и эффективность учебной деятельности зависит от обучаемости. Эффективность учебной деятельности отражается через призму результатов достигнутых учащимися. В экспериментальном исследовании использовались средние оценки педагогов как объективного показателя общей эффективности учебной деятельности детей старшего школьного возраста.
Главным выводом, является то, что от типа темперамента в данной выборки не зависит успешность учебной деятельности.
Таким
образом, в данной курсовой работе был
осуществлен теоретический
Исходя из выше сказанного, можно заключить, что задачи и цель курсовой работы, поставленные в её начале, были успешно достигнуты. А гипотеза нашла свое подтверждение в эмпирической части исследования.
Информация о работе Экспериментальное исследование взаимосвязи типа темперамента и обучаемости