Экспериментальное исследование взаимосвязи типа темперамента и обучаемости

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение взаимосвязи между типом темперамента и обучаемостью.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ литературы по теме изучение взаимосвязь между типом темперамента и обучаемостью;
Осуществить эмпирическое исследование по диагностике типов темперамента у старших школьников;
Осуществить эмпирическое исследование по диагностике обучаемости у старших школьников;
Установить взаимосвязь между типом темперамента и обучаемостью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы взаимосвязи типов темпераментов и обучаемостью детей старшего школьного возраста 5
1.1 Понятие темперамента в современной психологии. Характеристика основных типов 5
1.2 Обучаемость и успеваемость 14
1.3 Общая характеристика детей старшего школьного возраста 21
Глава 2 Экспериментальное исследование взаимосвязи типа темперамента и обучаемости 24
2.1 Описание методик и выборки исследования 24
2.2 Исследование взаимосвязи типов темперамента и успеваемости в учебной деятельности 26
2.3 Анализ полученных результатов 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

      Флегматик – субъект, обладающий одним из четырех типов темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики, отличающийся сложностью переключения внимания, спокойствием, постоянством и глубиной чувств[23].

      Это человек с сильной, уравновешенной и инертной нервной системой, благодаря чему он реагирует медленно, неразговорчив, обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, но не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки и распорядок дня, работу и друзей, точно и незамедлительно приспосабливаться к новым условиям. Настроение спокойное, ровное, стабильное. Даже при серьезных неприятностях остается внешне спокойным.

      Павлов  охарактеризовал флегматика как  «спокойного, всегда ровного, настойчивого, упорного труженика в жизни уравновешенный, продуктивный работник». Он трудно переключается с одной деятельности на другую, не способен быстро собраться и сконцентрировать усилия, но способен долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Правильно рассчитывая силы, флегматик настойчив в достижении цели и всегда доводит дело до конца.

      Однако  новые формы поведения вырабатываются медленно и являются стойкими, поведение  отличается ригидностью и малой  подвижностью стереотипов. Поэтому  большего успеха он добивается в деятельности, которая требует равномерного распределения  сил и усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения, а также четкой регламентации труда. Его любовь начинается с дружбы и он остается однолюбом.

      Интроверт, отличается устойчивостью, пассивностью, старательностью, вдумчивостью, миролюбием и спокойствием, размеренностью и надежностью. Психические реакции очень сильны, но замедленны. Чувства почти не проявляются, движения замедленны и плавны, его не легко задеть и невозможно вывести из себя. В сложной жизненной ситуации остается выдержанным, не допуская импульсивности и порывистости, т.к. торможение всегда уравновешивает возбуждение.

      Позитивные  условия воспитания способствуют развитию выдержки и глубины мыслей, но при  неблагоприятных условиях развивается  вялость и бледность эмоций. Склонность к выполнению однообразных привычных действий, безучастность к окружающим, лень и безволие, слабость проявления эмоций.

      Медленно  устанавливает контакты в социуме, но они устойчивы и постоянны  в своем отношении к людям, любит находиться в кругу старых знакомых, в привычной обстановке, с трудом сходится с людьми, привязанность развивается медленно. Постепенно, постепенно переходя в любовь.

      Высокая активность, значительно преобладает  над реактивностью, малой чувствительностью  и эмоциональностью. Его трудно опечалить  и рассмешить, когда вокруг громко смеются, он остается невозмутимым. Имеет бедную мимику, движения – невыразительны и замедленны, так же как и речь. Ненаходчив, но энергичен и работоспособен, отличается терпением, выдержкой и самообладанием[30].

      Типичным  представителем является Пьер Безухов из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

      Меланхолик

      Меланхолик – субъект, обладающий одним из четырех типов темперамента, характеризующийся пониженным уровнем психической активности, замедленными движениями, сдержанностью моторики и речи, эмоциональной реактивностью, глубиной и стойкостью чувств при их слабой выраженности[23].

      Это человек со слабой, неуравновешенной нервной системой, обладающий повышенной сензитивностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может  привести к срыву, стопору, растерянности, стрессу кролика. Поэтому стрессовая ситуация может ухудшить результаты деятельности по сравнению с привычной ситуацией.

      Павлов  считал меланхолический темперамент  «тормозным типом нервной системы. Для меланхолика каждое явление жизни является тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное».

      Меланхолик  медленно входит в работу, но имеет  хорошую выдержку, работоспособность, увеличивающуюся к концу рабочего дня, но вследствии сензитивности, сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Чувства медленно, но отличаются глубиной и длительностью, а внешне – маловыразимы.

      Легкая  ранимость приводит к глубоким переживаниям даже незначительных событий, не говоря о неудачах. Поэтому реакции не соответствуют силе раздражителя, незначительный повод может вызвать обиду и слезы.

      Настроение  всегда очень изменчиво, но обычно меланхолик пытается скрыть и не проявлять внешне свои чувства, не рассказывать о своих переживаниях, хотя часто склонен отдаваться своим переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен. У него могут возникнуть невротические расстройства.

      Повышенная  чувствительность нервной системы  обуславливает выраженность художественных и интеллектуальных способностей. Преобладание отрицательных эмоций, глубина, сила и длительность переживаний приводит к тому, что он откликается не на все, но переживает сильно и мало выражает свои чувства, хотя это ему плохо удается.

      Максимальных  результатов и успешности в деятельности он достигает если она требует повышенной чувствительности, реактивности и наблюдательности, четкой регламентации труда, что обойдется ему монотонностью труда. Ему трудно долго сосредотачиваться, он подвержен быстрому утомлению и снижению работоспособности, а также требует более длительного отдыха.

      Меланхолику присуща интровертированная установка, он занят больше своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов  и избегает новой обстановки. Отрицательно относится к новым ситуациям, она пугает его, он теряется. Неустойчив, необщителен, сдержан, пессимистичен, тревожен, склонен к одиночеству, глубоко переживает любые самые незначительные события. Психические реакции имеют среднюю скорость, но отличаются силой, хотя эти эмоции – неустойчивы, поведение – ригидно.

      При неблагоприятных условиях развивается  повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, тревожность, боязливость, застенчивость, робость, нерешительность,  трусость, болезненность. При нормальном воспитании этот человек – глубокий и содержательный. Высокая чувствительность и малая реактивность, повышенная чувствительность при большой инертности. Мимика и движения – невыразительны, голос тихий, неуверен в свих силах, робок, а малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он не отличается энергичностью, настойчивостью, легко утомляется и малоработоспособен. Легко отвлекается, неустойчив в поведении и внимании, имеет замедленный темп всех психических реакций[29].

      Таким образом, каждый тип темперамента обладает своими свойствами и особенностями. Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

 

1.2 Обучаемость и успеваемость

 

      Понятие успеваемость тесно связано с понятием эффективность. “Эффективность” используется очень широко и применяется обычно в точном смысле слова: эффективно то, что приводит к результату; эффективный значит действенный.

      Успеваемость учения в каждом конкретном случае в очень большой степени зависит от содержания и силы мотивации учения.

      Мотивы  учения образуют сложную, и испытывающую постоянные изменения, систему, в которой  наряду с общими, фундаментальными, имеющими непреходящее значение (как  правило, они бывают тесно связаны с ведущими жизненными ценностями), появляется и исчезает масса других, обусловленных особенностями жизненной ситуации. Во всем этом разнообразии не всегда удается разобраться даже самой личности, в сознании которой многие мотивы присутствуют как смутные влечения, а иногда они и вовсе не осознаются.

      Эффективность учебной деятельности снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры обучения отстают от возрастных возможностей учащихся или, наоборот, опережают их.

      Эффективность учебного процесса прямым образом зависит от того, какие мотивы учащихся являются смыслообразующими. Наилучший случай, когда такими мотивами являются познавательные, что не всегда имеет место. Поэтому мотивы деятельности учения делятся на внешние и внутренние. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. В подобном случае учение служит учащемуся средством достижения других целей. Например, ученик не любит математику и мечтает стать психологом. Но он знает, что без хорошего владения математикой поступить в университет на факультет психологии невозможно. И вот желание стать психологом заставляет ученика старательно заниматься математикой. При внутренней мотивации мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом. Получение знаний выступает не как средство достижения каких-то других целей, а как сама цель деятельности учащегося. Только в этом случае имеет место собственно деятельность учения как непосредственно удовлетворяющая познавательную потребность; в других же случаях ученик учится ради удовлетворения других потребностей, непознавательных. Тогда говорят, что у учащихся мотив не совпадает с целью. В самом деле, цель учебной деятельности - получение знании, никакой другой цели сама эта деятельность не позволяет достичь. Но если ученик не имеет потребности в этих знаниях, то достижение этой цели кажется бессмысленным, если это не удовлетворяет какой-то другой потребности, но уже не прямо, а опосредованно. Так, например, ученик учится потому, что хочет получить престижную профессию, и это является его конечной целью[20].

      Характер учебных мотивов существенно влияет на эффективность учебного процесса: она значительно повышается выше при наличии внутренних мотивов, в качестве которых выступают получаемые знания, усваиваемые виды познавательной деятельности. Разрабатывая проблемные ситуации для данного этапа, учитель должен заинтересовать учащихся намеченными знаниями и умениями.

      В тесной связи с понятием «эффективности учебной деятельности» находится понятие «обучаемость».

      Начать  рассмотрение понятия «обучаемость»  необходимо с рассмотрения понятия  интеллект.

      Интеллект — это относительно устойчивая структура именно умственных способностей. Его часто отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и т.д. (Психология: Словарь, 1990). Общие же способности определяются не только интеллектом, но и такими свойствами, как обучаемость и креативность (Дружинин В.Н., 1999).

      Под обучаемостью понимают общую способность  к усвоению новых знаний и способов деятельности. Обучаемость — это скорость и объем возрастания эффективности деятельности (в том числе и интеллектуальной) под  влиянием  обучающих  воздействий. В качестве критериев обучаемости выступают 1) количество дозированной помощи, в которой нуждается ребенок (со стороны учителя); 2) возможность переноса усвоенных знаний или способов действия на выполнение аналогичного задания (М.А. Холодная[25].

      Понятие обучаемости, введенное в педагогической психологии Н.А.Менчинской, является достаточно емким - оно включает представление о наличии у ученика приемов умственной деятельности (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.), о развитии таких познавательных процессов, как восприятие, память, воображение, внимание, а также представление об уровнях развития этих познавательных процессов[20].

      Обучаемость — это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения — общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность — это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности; т.е. система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату)[8].

      Обучаемость есть совокупность интеллектуальных свойств  человека, от которых - при наличии  и относительном равенстве других исходных условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.) зависит продуктивность учебной деятельности. Такими свойствами являются[8]:

Информация о работе Экспериментальное исследование взаимосвязи типа темперамента и обучаемости