Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:00, курсовая работа
Цель исследования: изучение взаимосвязи между типом темперамента и обучаемостью.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ литературы по теме изучение взаимосвязь между типом темперамента и обучаемостью;
Осуществить эмпирическое исследование по диагностике типов темперамента у старших школьников;
Осуществить эмпирическое исследование по диагностике обучаемости у старших школьников;
Установить взаимосвязь между типом темперамента и обучаемостью.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы взаимосвязи типов темпераментов и обучаемостью детей старшего школьного возраста 5
1.1 Понятие темперамента в современной психологии. Характеристика основных типов 5
1.2 Обучаемость и успеваемость 14
1.3 Общая характеристика детей старшего школьного возраста 21
Глава 2 Экспериментальное исследование взаимосвязи типа темперамента и обучаемости 24
2.1 Описание методик и выборки исследования 24
2.2 Исследование взаимосвязи типов темперамента и успеваемости в учебной деятельности 26
2.3 Анализ полученных результатов 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ОГЛАВЛЕНИЕ
Каждый человек отличается от других огромным, поистине неисчерпаемым числом индивидуальных особенностей, то есть особенностей, присущих именно ему как индивидууму. В понятие "индивидуальные особенности" входят не только психологические, но и соматические ("сома" - по-латыни "тело") особенности человека: цвет глаз и волос, рост и фигура, развитие скелета и мышц и т. д.
Помимо того, что человек обладает личностными особенностями, они оказывают влияния на все сферы его жизнедеятельности. Темперамент относится к врожденным свойствам нервной системы и обуславливает динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Несмотря на то, что проблема темперамента изучается на протяжении многих веков, вопросы, являющиеся актуальными по сей день, все же остаются открытыми.
Актуальными являются проблемы совместимости различных типов темперамента между собой, проблемы воспитания, обучения детей с различными типами темперамента, а также профессиональные проблемы подбора персонала в фирму, организации рабочего места и другие вопросы, связанные с динамикой деятельности человека.
Особый интерес вызывает взаимосвязь типа темперамента с обучаемостью детей старшего школьного возраста. Ведь именно в старшем школьном (подростковом) возрасте происходят очень серьезные физиологические и психологические изменения в очень короткие сроки, что и вызывают кризис.
Обучаемость — это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения — общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата.
Поэтому целью данной курсовой работы будет изучение взаимосвязи между типом темперамента и обучаемостью.
Актуальность исследования: исследования посвященные исследованию взаимосвязи типа темперамента и обучаемости не имеют широкого распространения, а, следовательно, недостаточно раскрывают сущность исследуемой темы.
Гипотеза исследования: тип темперамента и обучаемость взаимосвязаны.
Цель исследования: изучение взаимосвязи между типом темперамента и обучаемостью.
Задачи исследования:
Предмет исследования: взаимосвязь между типом темперамента и обучаемостью.
Объект исследования: дети подросткового возраста (14-15 лет).
Методики исследования: методика «Личностный опросник Г. Айзенка».
Современная наука имеет более четкие характеристики темперамента, хотя разногласия все же имеются. Так Петровский А.В. определяет темперамент как характеристику индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний[28].
Кандыбович Л.А. указывает, что темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующая динамику его психической деятельности[11].
Немов Р.С. говорит о темпераменте, как о совокупности индивидуальных особенностей личности, характеризующая ее динамическую и эмоциональную стороны деятельности и поведения. эти две точки зрения очень похожи, однако дополняют друг друга[23].
Под темпераментом также понимается комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющихся в особенностях его психической активности – интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе и жизнедеятельности (Еникеев М.И.)[12].
Оригинальное определение темперамента дает Русалов В.М.: темперамент – системное обобщение инвариантных биологических компонент, вовлеченных в функциональные системы поведения данного индивида.
Наиболее распространенным в учебниках общей психологии определением темперамента является врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. (Столяренко Л.Д.)[29].
Итак, подводя итог всем определениям темперамента различных школ психологии можно утверждать, что темперамент является индивидуально-своеобразным свойством психики, определяющим динамику психической деятельности человека, которая одинаково проявляется в разнообразной деятельности, независимо от е содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.
Таким образом, темперамент заметен не только во внешней манере поведения, он пронизывает все стороны психики, проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждениях и действиях человека, характере умственной деятельности, особенностях речи, учебной деятельности и т.д.
И.П. Павлов считал, что самым сильным и живым типом темперамента является сангвинический тип. Его характеристиками были: сильный, уравновешенный и подвижный[6].
Сангвиник
Сангвиник – субъект, обладающий одним из четырех типов темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Это человек с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, обладающей быстрой скоростью реакций, его поступки всегда обдуманны, он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижная нервная система определяет изменчивость чувств, привязанностей, интересов взглядов и высокую приспособляемость к новым условиям[23].
Павлов считал сангвиника «горячим, очень продуктивным деятелем, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. постоянное возбуждение. Но когда такого дела нет, он становится скучливым, вялым». Поэтому он работоспособен и продуктивен лишь в начальный период работы, при наличии интереса. Но к концу вместе с падением интереса, падает и его работоспособность. Сангвинику больше подходит деятельность, требующая быстрых реакций, значительных усилий и распределенности внимания. Он легко и быстро переживает неудачи, а в стрессовой ситуации проявляет реакцию льва, т.е. активно и обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки[9].
Сангвиник – экстраверт, общителен, разговорчив, открыт и доступен. Легко и быстро приспособляется к новым условиям, отзывается на окружающие события и легко сходится с людьми, благодаря чему имеет широкий круг знакомств. Инициатор в общении, непринужденно чувствует себя в компании незнакомых людей.
Однако, кроме инициативности и любви к комфорту, сангвиник чаще всего бывает беззаботным. Причина этого кроется в преобладании позитивных эмоций и быстром возникновении и легкой смене переживаний, результатом чего становится то, что он хотя и откликается на все впечатления, но его чувства неглубоки. Он отличается стремлением к частой смене впечатлений, мобильностью, эмоциональной впечатлительностью и эмоциональной возбудимостью и экспрессивностью.
Ян Стреляу утверждает, что сангвиник имеет повышенную реактивность и уравновешенность реактивности и активности. Он живо откликается на все, что привлекает внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями, по незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт его может сильно разозлить. По его лицу легко определить настроение, отношение к предмету или человеку. Имеет высокий порог чувствительности, в результате чего не замечает слабых звуков и световых раздражителей. Способен быстро сосредоточиться, активно берется за новое дело и долго работает неуставая, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление чувств и непроизвольных реакций. Ему присущи гибкость ума, находчивость, переключаемость. Его любовь начинается с первого взгляда, взрыва[29].
При неблагоприятных условиях и негативных воспитательных воздействиях подвижность сангвиника может закрепиться в отсутствии сосредоточенности, неоправданной поспешности поступков и поверхностности. Эти же качества могут возникнуть и при отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей и творческих проявлений. Сангвиник способен к быстрому переключению внимания, но эмоционально неустойчив, имеет подвижные реакции, а условные реакции быстро закрепляются.
Типичным представителем сангвиника является Стива Облонский в романе «Анна Каренина».
Холерик
Холерик – это субъект, обладающий одним из четырех типов темперамента, характеризующийся высоким уровнем активности, энергичностью действий, резкостью движений, стремительностью, силой движений и их быстрым темпом, порывистостью действий, импульсивностью и яркими эмоциональными переживаниями[23].
Это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, в результате чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость и резкость движений, вспыльчив, необуздан, несдержан и нетерпелив. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность его активности и бодрости, чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада и депрессии, которые обуславливают его неровность поведения и самочувствия. Холерик подвержен невротическим срывам и конфликтам с окружающими.
Павлов утверждал, что холерик – «это явно боевой тип, задорный, легко и быстро раздражается. Увлекшись каким-либо делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу». Появляется упадок сил, все валится из рук.
Холерик способен сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени, но при длительной работе, ему не хватает выдержки. При повышенной мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу со страстью, но при истощении либо бросает, либо продолжает без воодушевления.
Склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, неустойчив, бывает агрессивным, экстраверт. Обидчив, неспокоен и возбудим, активен и отличается оптимизмом в жизни, поступки поддаются настроениям. Максимальных результатов холерик достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил. При наличии общих интересов – инициативен и принципиален, но при низком богатстве духовной жизни – раздражителен и аффективен. Чувства холерика возникают незамедлительно, но неустойчивы. Поэтому он склонен к любви с первого взгляда.
По Яну Стреляу, холерик отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью, но реактивность – преобладает. Поэтому он необуздан, вспыльчив, менее пластичен и инертен[29].
При
отсутствии надлежащего воспитания
эмоциональная
Типичным представителем является старый князь Болконский в романе Л.Н. Толстого « Война и мир».
Флегматик
Информация о работе Экспериментальное исследование взаимосвязи типа темперамента и обучаемости