Изучение тревожности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования:
- описать сущность понятия тревожности,
- выявить причины формирования и следствия детской тревожности в дошкольном возрасте, как для большего понимания сути данного явления, так и для оценки возрастных закономерностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка,
- предложить систему психодиагностических методик по изучению уровня детской тревожности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.
1.1. Основные подходы в изучении тревожности в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………6
1.2. Виды тревожности…………………………………………………………12
1.3. Тревожность в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………18
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Методы и методики изучения тревожности у дошкольников….….22
2.2.Диагностика уровня тревожности………………………………………………..............................32
2.3. Уровень тревожности у мальчиков и девочек………………………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..43

Работа содержит 1 файл

курсовая макаровой.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

Так, нами были описаны некоторые методики определения тревожности у детей дошкольного возраста. Для проведения исследования был выбран тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена, поскольку данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). 

  • Методика Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка"

Методика Лаврентьева  Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности  ребенка" предназначена для выявления  уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.  
Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 бал

 

 

 

 2.2 Диагностика уровня тревожности       

Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы, высокий уровень тревожности  встречается чаще у мальчиков, чем  у девочек.      

Именно  поэтому, целью исследования является вывление гендерных различий в проявлении тревожности дошкольников.      

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи исследования:

  1. Сформировать группу испытуемых;
  2. Подобрать, адекватную цель, методики исследования;
  3. Провести методики и проанализировать полученные данные.

В исследовании участвовали дошкольники из МАДОУ №167 г. Уфа. Выборка составила  всего 26 детей (13 мальчиков и 13 девочек).

Результаты  методики «Паровозик»

Результаты описаны  в таблице №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФАМИЛИЯ ИМЯ РЕБЕНКА

РАСПОЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ

БАЛЛЫ ЗА СОВПАДЕНИЯ

СТЕПЕНЬ НПС

Хусниева Майя

кр,ж,син,ф,з,сер,кор,чер

0

Н

Даянов Нияз

син,кор,кр,сер,з,ф,ж,чер

4

С

Рафикова Арина

ф,кр,ж,з,чер,син,кор,сер,

2

Н

Луговая Анастасия

ж,ф,сер,з,кр,син,кор,чер

2

Н

Валиева Сабина

ф,ж,кр,сер,чер,зел,кор,син

5

С

Панебратец Всеволод

ж,син,кр,з,ф,сер,чер,кор

0

Н

Абдракова Мария

з,сер,ф,ж,кр,син,чер,кор

2

Н

Юсупова Камилла

з,кр,ф,син,чер,ж,кор,сер

1

Н

Ханенко Илья

син,ж,ф,з,кр,сер,чер,кор

0

Н

Беренкова Милослава

ж,з,кор,сер,ф,кр,син,чер

2

Н

Инина Александра

ж,син,кр,з,ф,сер,кор,чер

0

Н

Нешетаева Анна

кр,з,син,ф,ж,кор,сер,чер

0

Н

Черненко Майя

з,кор,чер,син,сер,кр,ф,ж

4

С

Ахметзянов Аскар

чер,кр,сер,ж,ф,син,кор,з

7

В

Кочнев Роман

кр,з,син,ж,ф,кор,сер,чер

0

Н

Аксанов Тамерлан

з,кор,син,чер,кр,сер,ж,ф,з

4

С

Ситдикова Элиза

ж,з,кор,сер,ф,кр,чер,син

4

С

Габидуллина Евгения

сер,син,ж,кр,з,ф,кор,чер

3

Н

Лобач Макар

кр,з,сер,ф,ж,син,кор,чер

1

Н

Абдрахманов Данил

ф,кор,син,ж,чер,кр,сер,з

8

В

Панкратов Прохор

сер,чер,ф,син,кор,з,кр,ж,

11

В

Букреев Данила

син,кр,з,ж,ф,кор,чер,сер

0

Н

Яханова Арина

ж,кр,син,кор,з,сер,ф,чер

0

Н

Коноваленко Глеб

з,ф,ж.сер,кор,чер,син,кр

1

Н

Петров Мирон

чер,кр,сер,ж,ф,син,кор,з

7

В

Воронов Алексей

ф,кор,син,ж,чер,кр,сер,з

8

В




 

Высокой степенью НПС    5 человек , 19% (из них все мальчики)

Средней степени НПС        5 человек, 19% (из них 3 мальчика и 2 девочки)

Низкой степени НПС          16 человек, 62% ( из них 6 мальчиков и 10 девочек)

Результаты  графической методики «Кактус»

По результатам данной методике у 13 детей выявлена тревога, из них 7 мальчиков и 6 девочек.

Результаты  теста тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена     

В исследовании использовалась методика выявления тревожности у детей  В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки. Результаты описаны в  таблице № 2. 

Таблица № 2.

                                 

негативн

индекс

уровень

 

ФИО

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

выборы

тревожности

тревожности

1

Луговая Анастасия

д

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

-

-

+

4

29

С

2

Панебратец Всеволод

м

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-

-

+

+

-

6

43

С

3

Панкратов Прохор

м

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

12

86

В

4

Ханенко Илья

м

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

4

29

С

5

Валиева Сабина

д

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

-

-

+

-

8

57

В

6

Хусниева Майя

д

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

+

+

-

+

6

43

С

7

Абдрахманов Данил

м

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

14

100

В

8

Аксанов Тамерлан

м

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

-

-

-

-

9

64

В

9

Петров Мирон

м

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

+

-

12

86

В

10

Кочнев Роман

м

+

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

-

+

+

6

43

С

11

Лобач Макар

м

+

+

-

+

+

+

+

-

-

-

-

-

+

-

7

50

С

12

Воронов Алексей

м

-

+

-

-

-

-

+

-

-

+

+

-

+

-

9

64

В

13

Рафикова Арина

д

+

+

-

+

+

+

+

-

-

-

+

-

+

+

5

36

С

14

Яханова Арина

м

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

1

7

Н

15

Габидуллина Евгения

д

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

4

29

С

16

Юсупова Камилла

д

+

+

-

-

+

+

-

-

+

-

+

+

+

+

5

36

С

17

Букреев Данила

м

+

+

-

+

+

-

+

-

-

-

+

-

+

+

6

43

С

18

Ахметзянов Аскар

м

-

+

-

+

-

+

-

-

+

-

-

+

-

+

8

57

В

19

Коноваленко Глеб

м

+

+

-

+

+

-

+

-

+

-

-

+

+

+

5

36

С

20

Березенкова Милослава

д

+

+

-

+

+

-

+

-

+

-

-

-

+

-

7

50

С

21

Инина Александра

м

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

3

21

С

22

Нешетаева Анна

д

+

+

-

+

+

+

+

-

-

-

-

-

+

+

6

43

С

23

Абдракова Мария

м

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

1+

+

+

+

2

14

н

24

Даянов Нияз

м

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

13

93

В

25

Черненко Майя

д

+

+

-

+

+

-

-

-

+

-

-

-

-

-

9

64

в

26

Ситдикова Э

д

-

-

-

+

+

-

+

-

+

-

-

-

-

+

9

64

в


 

      Общий результат показан в таблице  № 3.      

Таблица № 3.

Кол-во детей

Низкий ИТ

Средний ИТ

Высокий ИТ

                   26

              2

                  14

                  10


 

      

Как видно из таблиц из 26 детей низкий индекс тревожности только у двоих, больше половины детей (54%) имеют средний  уровень тревожности, из них 8 девочек  и 6 мальчиков. И около 38% имеют высокий  индекс тревожности, при этом из них 7 мальчиков и 3 девочки. Дети с высоким  уровнем тревожности во время  тестирования проявляли беспокойство, нервозность, волнение. У некоторых  наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей  можно было заметить физиологические  признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони. В ходе диагностики высокотревожные  дети нередко выбирали рисунок, на котором  было изображено грустное лицо. Отвечая  на вопрос «Почему?», они чаще всего  говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Потому  что на него не обращают внимания», «Не хотят с ней играть».  

Результаты анкетирования  по методике Лаврентьева Г.П., Титоренко  Т.М. «Уровень тревожности ребенка»

Методика Лаврентьева  Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка" предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.  
Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 бал

Анкетирование проводилось  среди родителей испытуемых детей.

Результаты представлены в таблице №4

ПОЛ

СРЕДНЕЙ

НИЗКИЙ

ВЫСОКИЙ

Д

5 (20%)

4 (15%)

4 (15%)

М

6 (23%)

1 (4%)

6 (23%)


 

   Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод о том, что высокий уровень  тревожности у мальчиков больше чем у девочек, а значит, гипотеза нашла свое подтверждение.  
  

2.3 Уровень тревожности у  мальчиков и девочек      

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты  считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам - соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности  у девочек. При этом, тревога девочек  по своему содержанию отличается от тревоги  мальчиков: девочек больше волнуют  взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и т. д.), мальчиков - насилие во всех его аспектах [22].     

При интерпретации результатов теста тревожности для детей дошкольного возраста стало видно, что оценка у детей составляет от 7 до 100 баллов, – это показатели от низкого до высокого индексов тревожности.     

Замечено, что интенсивность переживания  тревоги, уровень тревожности у  мальчиков и девочек различны. Несмотря на то, что количество мальчиков и девочек одинаково, количество негативных выборов значительно выше у мальчиков.     

Средний индекс тревожности 20-50

0-6 –  количество детей

20-50 –  индекс тревожности  
  
 

Высокий индекс тревожности 50-100 

0-4 – количество  детей

50-100 – индекс  тревожности     

Представленные  диаграммы демонстрируют, что средний  и, особенно, высокий индексы тревожности  наблюдаются чаще у мальчиков. Высокий  индекс тревожности у девочек  не превышает 64, у мальчиков же он доходит до 100.     

Проанализировав полученные данные, мы видим, что высокий  индекс тревожности наблюдается  у 3 девочек и у 9 мальчиков, причем количество негативных выборов 5 мальчиков  составляет от 12 до 14, у девочек данный показатель не превышает 9.     

Так, тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации.      

Высокий уровень тревожности свидетельствует  о недостаточной эмоциональной  приспособленности ребенка к  тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально негативный опыт косвенно позволяют судить об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми, в семье.  
  
  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение     

Теоретический анализ литературы показал, что тревога  зарождается в самом раннем возрасте, чуть ли не с младенчества. Уже к  семи-восьми годам это эмоциональное  состояние переходит в черту  личности. Закрепление и усиление тревожности ведет затем к  накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который в  свою очередь, порождает негативные прогностические оценки. Высокий  уровень тревожности создаёт  угрозу психическому здоровью личности. У детей с повышенной тревожностью слабая нервная система.      

Главной причиной возникновения тревожности  у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения  ребенка с родителями, особенно с  матерью. Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок  не в силах справится или справляется  с трудом, также отмечается как  одна из причин возникновения тревожности.      

Тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности  ребенка, заметно ухудшая его  самочувствие и осложняя отношения  с окружающим миром. При этом причины  формирования высокого уровня тревожности  как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и  – причем в большей степени  – в социальных. Если первые факторы  формирования тревожности трудно поддаются  коррекции, то для коррекции социальных факторов вполне возможно создать соответствующие  условия, чтобы преодолеть развитие высокого уровня тревожности в детском  возрасте.              

Важное  место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем  школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница.

Проведенное исследование показало, что выдвинутая нами, в начале исследования, гипотеза нашла свое подтверждение. Среди  мальчиков 4-5 лет высокий уровень  тревожности наблюдается чаще, чем  у девочек.   
  
  
  
  
  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список  литературы

  1. Аракелов  Н. Е., Лысенко Е. Е. "Психофизиологический метод оценки тревожности". Психологический  журнал - 1997 - №2 - стр.: 34-38.
  2. Аракелов Н. Е., Шмикова Н. "Тревожность: методы её диагностики и коррекции". Вестник МУ, сер. Психология - 1998 - №1 - стр. 18.
  3. Бернс Эрик "Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы". Пер. с англ. М.: Прогресс, 1995.
  4. Бернс Эрик "Развитие Я - концепции и воспитание". Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.
  5. Захаров А. И. "Предупреждение отклонений в поведении ребенка" третье издание. СПб.: Союз, 1997 с.224.
  6. Макшанцева Л. В. "Тревожность и возможности её снижения у детей" Психологическая наука и образование, 1988 №2 с. 15.
  7. Костина Л.П. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2009. 198 с.
  8. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности. // Семья и школа. - 1988, № 9
  9. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.-Воронеж, 2008. 304 c.
  10. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности Под ред. Т. В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996
  11. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-иссл. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР - М.: Педагогика, 1983 - 448 с.
  12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 1999г. -529с.
  13. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и их опыт применения в клинике. - М.: Медицина, 1970
  14. Савина Е. «Тревожные дети». Дошкольное воспитание – 1996 №4 с. 11-14.
  15. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети.  /Ж.  «Дошкольное  воспитание»,  1996 г., №4.
  16. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. - М., 1992.
  17. Фрейд З. «Психология бессознательного». М., 1989, с. 57-104.
  18. Фром Э. «Бегство от свободы». М., 1993, с. 272.
  19. Бердникова А. П. Откуда берутся тревожные дети? Что делать с детской тревожностью? / А. П. Бердникова // [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10642/- Дата доступа: 16.09.2010.
  20. Стрик О. О. Программа “Коррекция страхов и тревожности у детей» / О. О. Стрик // [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: http://www.vseodetkax.ru/publ/7-1-0-76 - Дата доступа: 18.09.2010.
  21. Типичные психологические проблемы детей-дошкольников // [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.psychol-ok.ru/lib/intpsy/intpsy2009/intpsy090509.html- Дата доступа: 16.09.2010.
  22. Тренинг с тревожными детьми  // [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://www.psyint.ru/library.php?part=article&p=12. - Дата доступа: 16.09.2010.
  23. Яшная О. Н. Детская тревожность/ О. Н. Яшная // [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/3306911 - Дата доступа: 15.09.2010.

Информация о работе Изучение тревожности у детей дошкольного возраста