Автор: a**********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 01:34, курсовая работа
Цель исследования изучить взаимосвязь уровня тревожности и социометрическим статусом у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – Личностная тревожность
Предмет исследования – установление взаимосвязи тревожности и социометрическим статусом дошкольника.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Феноменология тревожности
1.1 Проблема тревожности в трудах отечественных и зарубежных ученых 7
1.2. Проявление тревожности в дошкольном возрасте 18
1.3 Взаимосвязь тревожности с социальными факторами 24
Глава II. Теоретические основы изучения проблемы межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте……………………
2.1 Характеристика детей старшего дошкольного возраста……………….33
2.2. Стратегии взаимодействия и их влияние на эффективность совместной деятельности 36
2.3. Особенности взаимодействия в дошкольном возрасте 43
Глава III Экспериментальное исследование влияния тревожности на социометрический статус детей старшего дошкольного возраста
3.2.Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
3.3.Система коррекционно-развивающих занятий, направленная на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
3.4 Анализ коррекционно-развивающей работы
Заключение……………………………………………………………………..…
Библиография…………
Следует
особо подчеркнуть, что большинство
ученых, несмотря на разногласия, достаточно
единодушны в том, что социально-психологическим
стержнем педагогического
Возникает вопрос о стратегии поведения педагога в условиях регулирования им взаимодействия детей, тем более, что период раннего и дошкольного детства выдвигает особые требования. В психологической литературе выделяется три основные стратегии воздействия педагога на воспитуемого: стратегия императивного воздействия, стратегия манипулятивного воздействия и стратегия развивающего воздействия (7). Первая наиболее релевантна объектной, реактивная парадигме: человек рассматривается как пассивный объект воздействий внешних условий и их продукт. В этих условиях основными функциями педагога являются функции контроля поведения и установок человека, их подкрепления и направления в нужное русло, а также функция принуждения по отношению к объекту воздействий. Манипулятивная стратегия имеет место в практике работы с детьми, так же как и первая, в случаях сугубо авторитарного и фронтального подхода к воспитанию детей в дошкольных учреждениях.
Наиболее интересной и перспективной оказалась третья, развивающая стратегия. "Она основана на вере в конструктивное, активное, созидающее и творческое начало человеческой природы, на его изначальной моральности и доброте, его альтруистической и коллективистической направленности, выступающих в качестве предпосылок и условий совместного существования и выживания людей" (7, с.44). Наиболее последовательную разработку данная концепция получила прежде всего в теории гуманистической психологии и педагогики. Главным в данной доктрине являются признание неповторимости и уникальности внутреннего мира каждого отдельного человека. Главным условием реализации такой стратегии развития, как мы уже подчеркивали, является диалог.
Развивающая стратегия по отношению к взаимодействию детей вполне вписывается в концепции дошкольного образования и воспитания и является ведущей. Но любая стратегия достигает результата при адекватном выборе тактических шагов.
Направляющая тактика педагогического участия взрослого в процессе взаимодействия детей друг с другом. Является наиболее адекватной в тех ситуациях, которые инициируются детьми (в том числе и лидером из числа детей) и требуют стимулов со стороны взрослого: при формулировании или изменении целей; при комплектовании групп участников; при определении или изменении стратегии взаимодействия. Направляющая стратегия является преобладающей в условиях достаточно высокого уровня взаимодействия детей, что характерно для групп старших дошкольников. Дети имеют, как правило, богатый опыт общения и совместных действий со своими ровесниками (в том случае, если ребенок не изолировался в течение предыдущего периода от других детей), избирательно относятся к видам деятельности и к сверстникам, обладают выраженными личностными качествами. Однако, предоставление самостоятельности в общении и совместных действиях со сверстниками важно и на ранних стадиях развития детского сообщества. Весь вопрос в соотношении тактик: направлять то, что еще не развито вовсе, нельзя. Но некоторые ситуации, инициированные детьми, не требуют особого вмешательства даже в раннем возрасте. Стимулируя и поддерживая стремление детей к автономным от взрослого контактам со сверстниками, взрослый как бы делегирует им функции субъектов общения и совместной деятельности, расширяя тем самым диапазон ситуаций, в которых дети не нуждаются в педагогической опеке.
Для направляющeго типа педагогического регулирования взаимодействия детей характерны следующие особенности:
- ориентация
на развитие у каждого
- направленность на расширение и усложнение содержания и форм взаимодействия детей;
- стимулирование
творчества и инициативы
- включение
взрослого в процесс
Таким
образом, во взаимодействиях в дошкольном
возрасте определяющую роль играет правильно
выбранная тактика педагога, авторитет
взрослого.
Заключение
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Эти “возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. В данные “возрастные пики тревожности” тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах.
Таким
образом, результаты теоретического и
экспериментального нашего исследования
позволяет нам убедительно
Полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме, в том числе убеждают, что установление определенных истоков повышенной тревожности, а также применения целенаправленных коррекционно-развивающих занятий реально оказывают влияние на снижение тревожности в поведении детей старшего дошкольного возраста.
Информация о работе Изучение тревожности и социометрического статуса у дошкольников