Изучение тревожности и социометрического статуса у дошкольников

Автор: a**********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 01:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования изучить взаимосвязь уровня тревожности и социометрическим статусом у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – Личностная тревожность
Предмет исследования – установление взаимосвязи тревожности и социометрическим статусом дошкольника.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Феноменология тревожности
1.1 Проблема тревожности в трудах отечественных и зарубежных ученых 7
1.2. Проявление тревожности в дошкольном возрасте 18
1.3 Взаимосвязь тревожности с социальными факторами 24
Глава II. Теоретические основы изучения проблемы межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте……………………
2.1 Характеристика детей старшего дошкольного возраста……………….33
2.2. Стратегии взаимодействия и их влияние на эффективность совместной деятельности 36
2.3. Особенности взаимодействия в дошкольном возрасте 43

Глава III Экспериментальное исследование влияния тревожности на социометрический статус детей старшего дошкольного возраста
3.2.Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
3.3.Система коррекционно-развивающих занятий, направленная на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
3.4 Анализ коррекционно-развивающей работы
Заключение……………………………………………………………………..…
Библиография…………

Работа содержит 1 файл

тревожность.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3 

Глава I. Феноменология тревожности

1.1 Проблема тревожности в трудах отечественных и зарубежных ученых     7

1.2. Проявление тревожности в дошкольном возрасте                                      18

1.3 Взаимосвязь тревожности с социальными факторами                                24 

Глава II. Теоретические основы изучения проблемы  межличностного взаимодействия  в дошкольном возрасте……………………

2.1 Характеристика детей старшего дошкольного возраста……………….33

2.2. Стратегии взаимодействия и их влияние на эффективность совместной деятельности                                                                                                      36

2.3. Особенности взаимодействия в дошкольном возрасте                             43

 

Глава III Экспериментальное  исследование влияния тревожности на социометрический статус детей старшего дошкольного возраста

3.2.Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

3.3.Система коррекционно-развивающих занятий, направленная на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

3.4 Анализ коррекционно-развивающей  работы

Заключение……………………………………………………………………..…

Библиография……………………………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………….……… 
 
 
 
 

Введение

     Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических  и многих других факторов.

По мнению авторов Л.И. Божович, А.А. Бодалёва В.С. Мухиной, Т.А. Репиной ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

В последние  годы, как свидетельствуют специальные  экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Н. Ю. Синягина рассматривает тревожность как сравнительно мягкую форму проявления эмоционального неблагополучия, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, в ожидании плохого отношения со стороны окружающих и т. д. ; А. И. Захаров считает, что тревожность — это склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний.

Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган, является психологический микроклимат семьи. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.

     Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено, понимая под ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. В отличие от позиции, статус индивида в группе – это реальная социально – психологическая характеристика его положения в  системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

     Из  отечественных психологов вопросами межличностных взаимоотношений в коллективе статуса занимались   Я.Л.Коломинский, В.В.Абраменкова.

     Несмотря  на то, что проблемы взаимосвязи тревожности и социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста были рассмотрены многими учёными данный факт находится лишь на начальной стадии осмысления. Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что   исследуемый материал позволит нам определиться в сущности понятия тревожности и углубиться в  её влияние на личностное развитие ребёнка.

Методологической  основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ авторов, которые изучали проблемы тревожности в дошкольном возрасте  Н. Ю. Синягина,  А. И. Захаров,  К. Е. Изард,  Ю. Л. Ханину и др.

Специальных научных работ, в которых рассматривалась бы данная проблема взаимосвязи тревожности  с социальными факторами, нет, что позволяет говорить о своеобразии  проводимого исследования.

Цель  исследования   изучить взаимосвязь уровня тревожности и социометрическим статусом у детей старшего  дошкольного возраста.

Объект исследования – Личностная тревожность

Предмет исследования – установление взаимосвязи тревожности и социометрическим статусом дошкольника.

Гипотеза: между уровнем тревожности и социометрическим статусом нет прямой  взаимосвязи, однако высокий уровень тревожности  коррелирует  с высоким уровнем неудовлетворенности своим социометрическим статусом  у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения этой цели нам было необходимо решить следующие конкретные задачи:

  1. выявить взаимосвязь тревожности и социометрического статуса;
  2. определить предмет, объект, научные предположения, исследования;
  3. обработать результаты методами математической статистики;
  4. разработать  рекомендации исходя из результатов исследований.

Задачи  исследования определяют выбор в  качестве основных методов следующие: теоретический анализ научных источников; наблюдение; эксперимент; диагностические методики методика диагностики тревожности (Р.Сирса), методика на определение социального статуса ребенка (Р.С.Немов).

Исследование  проводилось на базе   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Феноменология тревожности

1.1. Проблема тревожности в трудах отечественных и зарубежных ученых

     Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. В настоящее время существует несколько трактовок понятия тревожности. Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимировании “либидиозной энергии”, то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности.

В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый  взгляд на происхождение неврозов. По мнению Адлера, в основе невроза  лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а  также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться, то есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги.

Адлер выдвигает три условия, которые  могут привести к возникновению  у ребенка неправильной позиции  и стиля жизни. Эти условия  следующие:

  1. Органическая, физическая неполноценность организма. Дети с этими недостатками бывают целиком заняты собой, если их никто не отвлечет, не заинтересует другими людьми. Сравнение себя с другими приводит этих детей к чувству неполноценности. Но сама по себе неполноценность не является патогенной. Результат зависит от творческой силы индивидуума, который может иметь разную силу и по-разному проявляться, но всегда определяющей целью.

Адлер был первым, кто описал трудности  и тревогу ребенка, связанные  с недостаточностью органов, и искал  пути их преодоления.

  1. К таким же результатам может привести и избалованность. Возникновение привычки все получать, ничего не давая в обмен. Легко доступное превосходство, не связанное с преодолением трудностей, становится стилем жизни. В этом случае все интересы и заботы также направлены на себя, нет опыта общения и помощи людям, заботы о них. Единственный способ реакции на трудность – требования к другим людям. Общество рассматривается такими детьми как враждебное.
  2. Отверженность ребенка. Отверженный ребенок не знает, что такое любовь и дружеское сотрудничество. Он не видит друзей и участия. Встречаясь с трудностями, он переоценивает их, а так как не верит в возможность преодолеть их с помощью других. Он не верит, что может заслужить любовь и высокую оценку путем действий, полезных людям. Поэтому он подозрителен и никому не доверяет. У него нет опыта любви к другим, потому что его не любят, и он платит враждебностью. Отсюда – необщительность, замкнутость, неспособность к сотрудничеству.

Умение  любить других требует развития и  тренировки. В этом Адлер видит  роль членов семьи и, прежде всего, матери и отца. Итак, у Адлера в основе конфликта личности, в основе неврозов и тревожности лежит противоречие между “хотеть” (воли к могуществу) и “мочь” (неполноценность), вытекающие из стремления к превосходству. В зависимости от того, как разрешается это противоречие, идет все дальнейшее развитие личности. Сказав о стремлении к могуществу как изначальной силе, А. Адлер приходит к проблеме общения, т.е. стремление к превосходству не может иметь место без группы людей, в которой может быть осуществлено это превосходство.

Недостатком Адлеровской концепции является не сделанное различие между беспокойством  адекватным, обоснованным и неадекватным, поэтому четкого представления  о тревожности как специфическом  состоянии, отличном от других сходных  состояний.

   Проблема тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни. В теории Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.

В книге  “Невротическая личность нашего времени” Хорни насчитывает 11 невротических  потребностей : - Невротическая потребность (НП) в привязанности и одобрении, желание нравиться другим, быть приятным;

-Невротическая потребность в “партнере”, который исполняет все желания, ожидания, боязнь остаться в одиночестве; -НП ограничить свою жизнь узкими рамками, оставаться незамеченным.-Невротическая потребность власти над другими посредством ума, предвидения.-Невротическая потребность эксплуатировать других, получать лучшее от них. -Потребность в социальном признании или престиже. -Потребность личного обожания. Раздутый образ себя. -Невротические притязания на личные достижения, потребность превзойти других. -Невротическая потребность в самоудовлетворении и независимости, необходимости ни в ком не нуждаться. -Невротическая потребность в любви. -Невротическая потребность в превосходстве, совершенстве, недосягаемости.

К. Хорни  считает, что при помощи удовлетворения этих потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления.

   В большой степени К. Хорни близок С. Салливен. Он известен как создатель  “межличностной теории”. Личность не может быть изолирована от других людей, межличностных ситуаций. Ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все дальнейшее развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями. Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных (интерперсональных) отношений.

Салливен  рассматривает организм как энергетическую систему напряжений, которая может  колебаться между определенными пределами – состоянием покоя, расслабленности (эйфория) и наивысшей степенью напряжения. Источниками напряжения являются потребности организма и тревога. Тревога вызывается действительными или мнимыми угрозами безопасности человека.

Информация о работе Изучение тревожности и социометрического статуса у дошкольников