Изучение тревожности и социометрического статуса у дошкольников

Автор: a**********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 01:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования изучить взаимосвязь уровня тревожности и социометрическим статусом у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – Личностная тревожность
Предмет исследования – установление взаимосвязи тревожности и социометрическим статусом дошкольника.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Феноменология тревожности
1.1 Проблема тревожности в трудах отечественных и зарубежных ученых 7
1.2. Проявление тревожности в дошкольном возрасте 18
1.3 Взаимосвязь тревожности с социальными факторами 24
Глава II. Теоретические основы изучения проблемы межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте……………………
2.1 Характеристика детей старшего дошкольного возраста……………….33
2.2. Стратегии взаимодействия и их влияние на эффективность совместной деятельности 36
2.3. Особенности взаимодействия в дошкольном возрасте 43

Глава III Экспериментальное исследование влияния тревожности на социометрический статус детей старшего дошкольного возраста
3.2.Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
3.3.Система коррекционно-развивающих занятий, направленная на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
3.4 Анализ коррекционно-развивающей работы
Заключение……………………………………………………………………..…
Библиография…………

Работа содержит 1 файл

тревожность.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Фрейд выделял три основных вида тревожности: 1) объективную, вызванную реальной внешней опасностью; 2) невротическую, вызванную опасностью не известной и не определенной; 3) моральную, определяемую им как «тревожность совести».

Анализ  невротической тревожности позволил Фрейду выделить два ее основных отличия  от объективной, то есть от реального страха. Невротическая тревожность отличается от объективной «в том, что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается». Основной источник невротической тревожности -- боязнь потенциального вреда, который может причинить освобождение влечений. Невротическая тревожность, по Фрейду, может существовать в трех основных формах. Во-первых, это «свободно плавающая», «свободно витающая» тревожность, или «готовность в виде тревоги», которую, как образно замечает Фрейд, тревожный человек носит повсюду с собой и которая всегда готова прикрепиться к любому более или менее подходящему объекту (как внешнему, так и внутреннему). Например, она может воплотиться в страх ожидания. Во-вторых, это фобические реакции, которые характеризуются несоразмерностью вызвавшей их ситуации, -- боязнь высоты, змей, толпы, грома и т.п. В-третьих, это страх, возникающий при истерии и тяжелых неврозах и характеризующийся полным отсутствием связи с какой-либо внешней опасностью.

Несмотря  на то, что в наши дни идеи классического  психоанализа уже не столь популярны  в психологическом сообществе, как  в прежние времена, необходимо признать, что представления Фрейда на долгие годы, вплоть до наших дней, определили основные направления изучения тревожности.

Проблема  тревожности получила дальнейшее развитие в русле неофрейдизма, в первую очередь в работах Г.С. Салливана, К. Хорни и Э. Фромма .

 Э. Фромм подчеркивал, что основным источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности, чувствующей в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества. Основным путем разрешения этой ситуации Э. Фромм считал самые различные формы любви между людьми. Недаром один из первых разделов своей книги «Искусство любви» он назвал «Любовь -- разрешение проблемы человеческого существования».

Г.С.Салливен говоря о тревожности, использует понятия  из психосоматики. Он отмечает, что  удовлетворение биологических влечений обычно сопровождается снятием физического напряжения, как во внутренних органах, так и в скелетных мышцах; происходит это непроизвольно. Под действием парасимпатической нервной системы расслабляются внутренние органы (удовлетворение снимает необходимость в дальнейших действиях), и внешняя мускулатура, находящаяся под контролем ЦНС, также стремиться к редукции напряжения.

     По  мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека приходить  в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

В.В. Давыдов  трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую  в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных  жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.

В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх», 
«беспокойство». Рассмотрим сущность каждого. Страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Тревога - эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха - не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

Объединяющим  началом для страха и тревоги  является чувства беспокойства. Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает. Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.

Страх может проявляться в виде возбуждённого  или подавленного эмоционального состояния. Чаще всего при усилении страха его  высшая форма - ужас - сопровождается именно подавленным состоянием, депрессией.

Некоторые философы, особенно те, которые подходят к этому явлению с чисто  моральных позиций, считают страх  вредной эмоцией с плохими  последствиями. Другие философы, особенно те, которые рассматривают страх  как преимущественно биологическое  явление, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях. Обе точки зрения не взаимоисключающие, так как эмоция страха, как и ощущение боли, обеспечивает самосохранение индивида, и становится непродуктивной или опасной лишь в наиболее интенсивных и длительных проявлениях.

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Личностная тревожность предполагает широкий  круг объективно безопасных обстоятельств  как содержащих угрозу (тревожность  как черта личности). Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

А.И. Захаров  обращает внимание на то, что в старшем  дошкольном возрасте тревожность ещё  не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности.(11)

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных: с процессом  обучения, учебная тревожность; с представлениями о себе - самооценочная тревожность; с общением - межличностная тревожность. Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.

И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для  нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.

Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный. Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы.

По мнению А.М. Прихожан, тревожность - это переживание  эмоционального дискомфорта, связанное  с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности, а под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности.

     Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности. Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность. Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность. Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. (23,24)

       Тревожность, как и страх, является эмоциональной реакцией на опасность. В отличие от страха тревожность характеризуется, прежде всего, расплывчатостью и неопределенностью. Даже если имеется конкретная опасность, как при землетрясении, тревожность связана с ужасом перед неизвестным. То же самое качество присутствует в невротической тревоге, независимо от того, является ли опасность неопределенной или же она воплощена в чем-то конкретном, например, в страхе высоты. (15)

Различные индивиды считают своими жизненно важными  ценностями совершенно разные вещи, можно  обнаружить самые разнообразные  вариации в том, что они переживают как смертельную угрозу. Хотя определенные ценности чуть ли не повсеместно воспринимаются как жизненно важные -- например жизнь, свобода, дети, -- однако лишь от условий жизни данного человека и от структуры его личности зависит, что станет для него высшей ценностью: тело, собственность, репутация, убеждения, работа, любовные отношения.

     Таким образом, понятие - тревожность, трактуется у различных авторов по-разному; но в общем из определений понятий следует, что тревожность можно рассматривать как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства. 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Взаимосвязь тревожности с социальными факторами

В социальной сфере тревожность оказывает  влияние на эффективность в общении, на социально - психологические показатели эффективности деятельности руководителей, на взаимоотношения с товарищами, порождая конфликты.

К социальным факторам относятся: отношения с  товарищами, успешность деятельности человека, положение в обществе, самооценка, стремление к лидерству, стремление реализации своих способностей, адекватное восприятие себя и т.д.

В психологической  сфере тревожность проявляется  в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. Личностная тревожность влияет на мотивацию.

Отмечается  обратная связь тревожности с  такими особенностями личности, как: социальная активность, стремление к  лидерству, эмоциональная устойчивость, степень невротизма и интровертированности. Тревожность проявляется и в  психофизиологической сфере. Причины тревожности на социальном уровне - нарушение общения.

На психологическом  уровне - неадекватное восприятие субъектом  самого себя, на психофизиологическом причины тревожности связываются  с особенностями строения и функционирования ЦНС.

Личностная  тревожность проявляется не обязательно  непосредственно в поведении, она  имеет выражение субъективного  неблагополучия личности, создающего специфический фон её жизнедеятельности, угнетающий психику.

Выделим основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности.

1. Личность  с высоким уровнем тревожности  склонна принимать окружающий  мир как заключающие в себе  угрозу и опасность в значительно  большей степени, чем личность  с низким уровнем тревожности. 

2. Высокий  уровень тревожности создаёт угрозу психическому здоровью личности, способствует развитию предневротических состояний.

3. Отрицательно  влияет на результаты деятельности. Отмечается зависимость тревожности  со свойствами личности, от которых  зависит учебная успеваемость.

4. Тревожность  оказывает влияние на профессиональную  направленность. Сопоставление профессиональной  направленности с индивидуально-психологическими  особенностями выявило существенное  влияние этих особенностей на  характер профессиональной направленности.

Сравнение психологических особенностей учащихся показало, что ученик, ориентированный  на профессии типа "человек - знаковая система" характеризуется тем, эти  школьники имеют высокие показатели успешности интеллектуальных тестов, самые высокие показатели вербального интеллекта, высокую успешность обучения. Их характеризует самый низкий уровень тревожности, средний нервотизм, низкая экстеравертированность.

Помимо  отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Тревожность связана с отрицательным социальным статусом, формулирует конфликтные отношения и ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении.

Итак, мы видим, как зависят социальные факторы  от уровня тревожности. Ребенок с высоким уровнем тревожности будет неадекватно относиться к себе, у него будет занижена самооценка, следовательно, отношения со сверстниками будут складываться непросто, у него не будет стремления к лидерству и желания реализовывать свои способности в учебной деятельности. В настоящее время увеличилось число тревожных подростков, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством, неуверенностью. В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности. В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно - мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству.

Страх и тревога, по мнению одних авторов, имеют лишь количественные различия, а, по мнению других, отличаются принципиально, как по своим механизмам, так и по способу реализации.  

   Большинство авторов полагают, что между тревогой и страхом имеется ряд принципиальных различий, причем последний нельзя свести к «осмысленной тревоге». Согласно мнению А. Захарова (1988), различия между этими эмоциями достаточно принципиальны и касаются как генеза, так и психических проявлений.   

Информация о работе Изучение тревожности и социометрического статуса у дошкольников