Изучение памяти в когнитивной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть различные аспекты изучения памяти в когнитивной психологии.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
* Рассмотреть исторический экскурс и теоретико-экспериментальные подходы к исследованию памяти
* Изучить память как психический процесс
* Проанализировать различные виды и типы памяти
* Выявить проблемы развития памяти

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Научное изучение памяти…………….………………………………………..5
1.1. Краткий исторический экскурс и теоретико-экспериментальные подходы к исследованию памяти………………………………………………………………...….5
1.2. Память как психический процесс…………………………………………..13
2. Закономерности и механизмы памяти……………………………………….17
2.1. Виды и типы памяти………………………………………………………...17
2.2. Проблема развития памяти…………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Глоссарий …..……………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………………..27
Приложение А……………………………………………………………………29
Приложение Б……………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

т.п.: технический - использование искусственных методов  для запоминания, мнемоники (Джемс, 1991).В целом У. Джемс утверждает, что систематические упражнения полезны для памяти, благодаря практике тот или иной материал запоминается легче, но «прирожденная восприимчивость нисколько не совершенствуется».

      Люди  давно ищут средства улучшения памяти, отмечает Р. Солсо (1998). Он предлагает анализ мнемонических приемов, обсуждает интеллектуальные способности, необходимые для мнемонической деятельности, обращаясь к случаям выдающейся памяти. «Способность мнемоники улучшать память объясняется тем, что она помогает организовать информацию и создает опосредующие связи между элементами, подлежащими запоминанию».

      В отечественной психологии развитие памяти, согласно деятельностному подходу, понимается как качественная перестройка мнемической деятельности. Это дает возможность проводить практические формирующие эксперименты по обучению различным приемам запоминания.

      Ю.К. Пугач, говоря о необходимости развития памяти, предложил эффективную систему, состоящую из приемов и способов активизации памяти и мышления. Аппарат памяти, по мнению автора, включает: 1) образную память - образы, возникающие в нашем воображении и построенные на базе ощущений; 2) логическую память - умение выполнять умственные операции с элементами информации; 3) технологию работы - знание процессов, происходящих в мозгу в процессе познания и умение использовать знание этих процессов для борьбы с невнимательностью, утомлением, ленью; 4) язык (речь) - умение свободно высказывать свои мысли, используя вес богатство языка; 5) интеллект - имеющаяся система знаний  и сумма умственных операций, которыми человек уже владеет. Чем больше эти суммы, тем мощнее будет работать механизм памяти. Механизмы приведены в приложение А.

      Чтобы память работала с высокой производительностью, считает Ю.К. Пугач необходимо добиваться автоматизма в выполнении приемов запоминания. Для этого нужно тренировать их в едином алгоритме запоминания. Алгоритм включает три шага:

      1. Установка   на  запоминание – это самоприказ на общее знакомство  с

материалом  или глубокое усвоение материала, выбор основных мыслей и т.д.; это настроенность на объем, на сложность материала, выбор скорости работы;

       2. Оптимальный режим работы - овладение  умением работать ритмично, с  чередованием напряжений и расслаблений; умение выгодно сочетать образное  и логическое запоминание;

      3. Заучивание наизусть и «доводка» - по окончании запоминания необходимо убедиться в твердом знании материала;

      Возможности памяти значительно усиливаются  постоянной ее тренировкой, которая  достигается регулярным повторением  уже заученного, тренировкой внимания и наблюдательности, целенаправленными упражнениями. Причем эффективность памяти связана, в первую очередь, с индивидуальными особенностями переработки информации, стратегиями ее структурирования и организации [14, с. 96].

      Заключение 

      В заключении хотелось бы подвести итоги и сделать некоторые выводы.

      В современной психологии память рассматривается с позиции системного подхода, что явилось естественным развитием информационного, структурно-функционального, деятельностного и других подходов. При этом память высыпает как сложная система, объединяющая в себе процессы и структуры разного уровня. Развитие теории памяти было связано с преодолением устоявшихся представлений о памяти как пассивном  элементарном следе и утверждении активного начала в ее процессах. Это в свою очередь означало возможность совершенствования и развития памяти.

     В настоящее время память рассматривается  с нескольких позиций; 1) как психический  процесс, 2) как психическая функция  запоминания, 3) как свойство личности, 4) как развивающаяся, многоуровневая система хранения информации. Особый интерес представляет рассмотрение памяти как процесса. Память как психический процесс характеризуется мнемическими действиями и операциями и традиционно описывается такими мнемическими процессами, как запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.

     Память  включена во все многообразие жизни  и деятельности человека, поэтому  формы ее проявления чрезвычайно  многообразны. В настоящее время  в качестве наиболее общего основания  для выделения различных видов памяти выступает зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Отдельные виды памяти различают в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности; 2) по характеру целей деятельности; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала.

     По  характеру психической активности можно выделить двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. В зависимости от целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную. В соответствии   с  третьим   критерием – продолжительность   закрепления и сохранения материала

- различают  память кратковременную и долговременную.

     Одно  из важнейших направлений в изучении памяти касается возможностей ее развития. Считается, что никакое развитие не может усовершенствовать общую восприимчивость человека, поскольку она представляет собой физиологическое свойство, данное человеку от рождения, вместе с его организацией. Однако улучшение памяти возможно, и заключается оно в усовершенствовании привычных методов запоминания фактов. Выделяют три таких метода: механический - заключается в усилении интенсивности, увеличении и учащении впечатлений, подлежащих запоминанию; рациональный - логический анализ воспринимаемых явлений, группировка их в определенную систему по классам, расчленение их на части и т.п.: технический - использование искусственных методов для запоминания, мнемоники.

      Возможности развития памяти изучались в различных видах деятельности: игровой, учебной, спортивной, трудовой, и в меньшей степени в педагогической деятельности, в межличностном познании учителем ученика, которое на современном этапе педагогической психологии в связи с гуманизацией образования начинает играть все более значимую роль.

      При изучении данной темы, подтверждается гипотеза относительно того, что изучив механизмы и закономерности памяти, возможно решение проблем развития памяти. На основе механизмов и закономерностей созданы методы улучшения запоминания.

      Обзор литературы показал, что изучение психологических механизмов памяти ведется с позиций аналитического или синтетического подходов, В рамках аналитического подхода под механизмами памяти понимаются приемы и способы обработки запоминаемой информации, мнемические действия и операции, ментальные структуры, мнемические способности. В рамках синтетического направления были обнаружены и доказаны объективные закономерности обусловленности памяти субъективными образованиями, т.е. память определяется через зависимость мнемического результата от когнитивных или личностных особенностей индивида.

      Глоссарий 

п/п

Новое понятие Содержание
1. Двигательная  память Запоминание, сохранение и воспроизведение определенных движений
2. Долговременная  память Подсистема  памяти, обеспечивающая продолжительное  удержание знаний, умений и навыков, характеризующаяся огромным объёмом  сохраняемой информации
3. Кратковременная память Подсистема  памяти, обеспечивающая оперативное  удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти
4. Непроизвольное  запоминание Непреднамеренное  запечатление воздействий без специальной  цели их запоминания
5. Память (с точки  зрения когнитивной психологии) Совокупность  процессов приема, трансформации и хранения информации
6. Память Процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта
7. Произвольное  запоминание Форма запоминания, характеризующаяся наличием определенной цели – запомнить и специальных  средств для ее осуществления
8. Семантическая память Память на слова, понятия, правила и абстрактные  идеи
9. Сенсорная память Удержание информации в течении короткого времени (~1 с), непосредственный отпечаток информации, поступающий в органы чувств
10. Эпизодическая память Память на события, датированные во времени, и связанные между этими событиями
 
 
 
 
 
 

      Приложение А 

      Приемы  и способы активизации  памяти и мышления

        
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  Б 

Виды  памяти

          память
 
      По характеру психической  активности
 
          двигательная
 
          эмоциональная
 
          образная
 
          словестно-логическая
 
      По продолжительности удержания малериала

          долговременная
 
          кратковременная
 
      По характеру целей  деятельности
 
          произвольная
 
          непроизвольная
 
 
 
 

      Список  использованных источников 

      
  1. Бартлетт  Ф. Человек запоминает // Психология памяти/ [Текст] Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 1998. – С. 292-303. – ISBN 5-902626-01-3.
  2. Блонский П.П. Память и мышление. [Текст]  – СПб.: Питер,2001. – 288 с. – ISBN 978-5-382-00308-5.
  3. Бочарова С.П. Системный подход к исследованию мнемических процессов // Исследование памяти. [Текст]  – М.: Наука, 1990. – С. 7-19.- ISBN 8-89349-619-1.
  4. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. [Текст]  – М.: Наука, 1982. – 194 с. – ISBN 5-89357-218-1.
  5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти [Текст]  / Под ред . Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. – С. 390-419. – ISBN 5-7155-0531-3.
  6. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. [Текст]   – М.: Изд-во Академии педаг. Наук РСФСР, 1961. – 562 с. – ISBN 5-87224-124-0.
  7. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. [Текст]   – СПб.: Питер, 2002. – 320 с. – ISBN 5-318-00495-4.
  8. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. [Текст]   – М.: Наука, 1995. – 382 с. – ISBN 5060004058.
  9. Ломов Б.В. О системном подходе в психологии [Текст]  / Вопросы психологии.– 1975. - №2. С. 31 – 45. – ISBN 978-5-94807-015-5.
  10. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. [Текст]  - М.: МГУ, 1976. – 253 с. – ISBN 5-04-008446-3.
  11. Ляудис В.Я. Психологические проблемы развития памяти // Исследования памяти. [Текст]   – М.: Наука, 1990. – С. 20 – 44. – ISBN 978-5-91180-249-3.
  12. Маклаков А.Г. Общая психология. [Текст]  – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.

– ISBN 978-5-469-01105-7.

  1. Найсер У. Познание и реальность. [Текст]  М.: Прогресс, 1981. – 230 с. – ISBN 5-467-00063-2.
  2. Пугач Ю.К. Система приемов по развитию памяти [Текст]   – Мн. РИФ Сказ, 1995. – 96 с. – ISBN 8-7525-05-33-1.
  3. Ребеко Т.А. Психология памяти: процессы, формы, виды, типы // Современная психология. [Текст]  – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 171-201. – ISBN 978-5-9270-0105-7.
  4. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. Научно-методическое пособие. [Текст]  – М.: Высшая школа, 1977. – 181 с. – ISBN 978-5-382-00346-7.
  5. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. [Текст]  – М.: Просвещение, 1966. – 422 с. – ISBN 978-5-272-00062-0.
  6. Смирнов А.А. Типы памяти // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред.пед учеб. заведений [Текст]  / Сост И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин – М.: Академия. 1999. – С. 155 – 157. – ISBN 5-94666-055-1.

Информация о работе Изучение памяти в когнитивной психологии