Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 13:02, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть различные аспекты изучения памяти в когнитивной психологии.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
* Рассмотреть исторический экскурс и теоретико-экспериментальные подходы к исследованию памяти
* Изучить память как психический процесс
* Проанализировать различные виды и типы памяти
* Выявить проблемы развития памяти
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Научное изучение памяти…………….………………………………………..5
1.1. Краткий исторический экскурс и теоретико-экспериментальные подходы к исследованию памяти………………………………………………………………...….5
1.2. Память как психический процесс…………………………………………..13
2. Закономерности и механизмы памяти……………………………………….17
2.1. Виды и типы памяти………………………………………………………...17
2.2. Проблема развития памяти…………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Глоссарий …..……………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………………..27
Приложение А……………………………………………………………………29
Приложение Б……………………………………………………………………30
В концепции Ф. Бартлетта нашла отражение идея зависимости памяти от интересов личности, определяемых обществом. Материал, накопленный человеком в результате жизненного опыта, организуется и перестраивается в определенные группы под влиянием специальных интересов, и человек припоминает его, когда он нужен, «рабочими группами» соответствующими направлению интересов. Воспроизведение по Ф. Бартлетту, всегда есть не репродукция, а личностная реконструкция элементов прошлого опыта.
В отечественной психологии идея социального подхода к пониманию природы памяти шла в связи с изучением генезиса психики ребенка. Так, Л.С. Выготский и А.Р. Лурия, применив принцип сравнительно-генетическою исследования, проследили филогенез памяти на основе сопоставления с данными онтогенеза. Согласно мнению ученых «решительный шаг в переходе от естественного развития памяти к культурному заключается в перевале, который отделяет мнему от мнемотехники, пользование памятью - от господствования над ней, биологическую форму ее развития - от исторической, внутреннюю - от внешней» [5, с. 406].
Исследование А.Н. Леонтьева (1931) было первой экспериментальной работой, посвященной проблеме опосредствования высших психических функций, и в первую очередь памяти. Используя метод двойной стимуляции, А.Н. Леонтьев разработал положение о «вращивании» внешних средств и приемов запоминания, суть которого заключается в том, что запоминание из непосредственного, а затем внешне опосредованного процесса становится внутренне опосредованным произвольным актом, обеспечивающим высокую продуктивность памяти. Данное положение подтверждалось эмпирической закономерностью, известной как «параллелограмм развития».
Таким
образом, в отечественной психологии
был предложен структурно-
В когнитивной психологии была принята компьютерная метафора. Она рассматривает человека как познающую систему и интерпретирует протекающие в этой системе процессы как поэтапную переработку информации по аналогии с переработкой информации в ЭВМ.
Область
психологии памяти стала центральной
для когнитивной психологии. В
течение 1950-70-х гг. исследования проходили
в рамках информационного и структурно-
Можно отметить, что, несмотря на успешное развитие моделей памяти, использующих компьютерные метафоры, стало ясно, что аналогия между переработкой информации у человека и компьютера не является удовлетворительной. Связано это, в первую очередь, с фактом непостоянного влияния на результативность мнемической системы таких переменных, как мотивация, интерес, внимание, осмысленность материала и др.
Тем не менее, когнитивный подход обусловил многочисленные исследования. Основные направления исследований памяти в когнитивной психологии представлены в работе Р. Солсо (1996).
Еще
одним перспективным
Впервые этот новый концептуальный подход к исследованию памяти предложили в 1972 г, Ф. Крейк и Р. Локхарт. Новизна теории заключалась в том, что главным предметом анализа становятся не внешние детерминанты памяти (время предъявления материала, характер материала, число повторений и т.д.), а активные процессы переработки информации, сами ментальные операции. Каждый стимул может обрабатываться на разных уровнях, начиная от перцептивного, как более простого уровня и заканчивая более сложным - абстрактным. Ученые показали, что некоторые виды памяти можно поставить в соответствие уровням обработки. На каждом из уровней может использоваться визуальный, слуховой или иной код, однако характер переработки информации определяется не только кодом поступающей информации, но и сочетанием кода с уровнем.
Модели памяти на базе информационного подхода и модели уровневой обработки различаются своим отношением к роли структуры и процесса и к природе повторения. В информационном подходе подчеркивается роль структуры и
механического повторения, тогда как в теории уровневой обработки акцентируется
внимание
на процессах и осмысленном
Начиная с 70-х гг. и психологии начинает реализовываться системный подход. Б.Ф. Ломов отмечал: «Природа психического может быть понята только на основе системного анализа, т.е. рассмотрения психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно выступает как целостная система. Это требует изучения внутренних механизмов, законов и закономерностей психики как целостной системы» [9, с. 34].
Реализация принципа системности при изучении проблем памяти явилась естественным развитием многих современных подходов: информационного, структурно-функционального, деятельностного.
Рассматривая память с позиций системного подхода, С.П. Бочарова определяет ее как базовую функциональную систему, которая выполняет не только когнитивную функцию, связанную с отражением и преобразованием новой информации, но и продуктивную, имеющую отношение к организации всей деятельности человека (Бочарова, 1981; 1984; 1990). На необходимость учета продуктивных моментов указывают и другие ученые. Так, В.Я. Ляудис отмечает, что память обеспечивает «продуктивную реконструкцию формируемого и актуализируемого опыта в соответствии с ценностями и смыслами личности».
Сторонники системного подхода (СП. Бочарова, Я.А. Болылунов, JLM. Веккер, В.Я. Ляудис, Р.М, Грановская и др.) рассматривают память как явление, пронизывающее всю человеческую психику. В частности, С.П. Бочарова предложила схему, в которой отражена взаимосвязь памяти с перцептивными, интеллектуальными и моторными компонентами психики, объединенными в «общий контур сложной иерархически организованной структуры деятельности
человека».
Обобщив существовавшие на конец XX века представления о памяти, Л.В. Черемошкина отмечает, что «память представляет собой многоуровневую, иерархическую, динамическую, открытую к образованию новых связей систему организации информации в целях осуществления предстоящей деятельности».
Принципиально важно отметить, что память выступает как сложная система,
В которой соединены два начала — биологическое (природная память - «мнема») и
социальное (связанное со средой, с возможностями управления своей памятью, с овладением способами ее организации, и развития). Следовательно, предполагается исследование разноуровневости свойств памяти - от биохимических до психологических (Петров, 1977; Середа, 1985; Чуприкова, 1989; Бочарова. 1990 и др.).
Ю.М.
Забродин, В.П. Зинчеико, Б.ф. Ломов (1980)
подчеркивают, что
раскрытие нейрофизиологических и психофизиологических
основ
мнемических процессов является одним
из важнейших условий
дальнейшего развития теории памяти. Природные
основы мнемических
способностей изучались с позиций дифференциально-
Таким
образом, обозревая состояние
1.2. Память как психический процесс
В настоящее время память рассматривается с нескольких позиций; 1) как психический процесс, в котором выделяют мнемические операции, этапы запоминания, переходные процессы памяти, описывая память процессами запоминания, воспроизведения, узнавания, сохранения и забывания; 2) как психическая функция запоминания, сохранения и воспроизведения информации, при этом анализируется результативная сторона (объем запоминания и воспроизведения, скорость запоминания и воспроизведения и т.д.); 3) как свойство личности, которое связано не с самими по себе задачами накопления и сохранения опыта, а с организацией систем деятельности во временных отношениях — соотношением плана актуализируемых действий с предшествующим и предстоящим; 4) как развивающаяся, многоуровневая система хранения информации .
В контексте нашей работы особый интерес представляет рассмотрение памяти как процесса. Память как психический процесс характеризуется мнемическими действиями и операциями, этапами запоминания и воспроизведения, и традиционно описывается такими мнемическими процессами, как запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.
Обратимся к процессу запоминания. При изучении запоминания обычно исследуются следующие характеристики: 1) длительность запоминания, выделяя краткосрочное, оперативное и длительное запоминание; 2) характер целей и проявление волевых усилий - запоминание произвольное (намеренное) и непроизвольное (непреднамеренное); 3) использование средств запоминания -непосредственное и опосредованное; 4) степень осмысления запоминаемого материала - осмысленное запоминание и механическое; 5) материал, подлежащий запоминанию - визуальное, слуховое запоминание и т.д..
В психологической литературе рассматриваются условия, факторы, закономерности запоминания. Объем материала, степень его однородности, последовательность запоминания, число повторений, несомненно, влияют на результативность и стратегии запоминания, что зафиксировано в многочисленных феноменах, таких как «эффект края» (Ф, Барглетт, Ц.Флорес), «эффект длины» (Г. Эббингауз, Р. Вудвортс), «эффект первичности и недавности» (Р. Аткинсон) и др.
Успешность запоминания также зависит от мнемической установки, от степени завершенности действий запоминания, от волевого усилия, от степени понимания материала и т.д.
Многочисленные исследования посвящены индивидуальным различиям в мнемических процессах. По мнению В.Д Шадрикова эти различия выражаются в следующих особенностях: 1) объем памяти; 2) точность запоминания и воспроизведения; 3) прочность запоминания; 4) скорость запоминания; 5) мобилизационная готовность памяти. Первые четыре показателя традиционно выступают критериями продуктивности памяти.
Особое направление исследований составляет проблема структуры процесса запоминания. Так, исследования В.Я. Ляудис (1976) показали, что структура запоминания - это система операций, обеспечивающих построение умственной модели объекта и его последующее воспроизведение. Автор выделила четыре операции мнемического действия:
1)
ориентировка в запоминаемом
материале, категоризация и
2) поиск и выделение способа группировки, соответствующего материалу;
3)
группировка элементов,
4)
установление межгрупповых
Анализ деятельности испытуемых в процессе заучивания текстов позволил П.И. Зинченко описать три этапа процесса произвольного запоминания: 1) познавательная ориентировка в общем содержании материала - выделение основных смысловых частей материала; 2) развернутая, детализированная мнемическая ориентировка - выделение конкретных положений текста в целях их запоминания; 3) свернутая, сокращенная мнемическая ориентировка.
Следует отметить, что большинство авторов считает структуру процесса запоминания чрезвычайно динамичной. Эта динамичность проявляется в функциональной изменчивости мнемических действий и операций, обусловленной особенностями материала, его значимостью, мотивами и целями деятельности субъекта запоминания, его прошлым опытом.
Значительный интерес представляют процессы узнавания и воспроизведения информации. Известно, что процессы узнавания функционально отличаются от процессов воспроизведения. Узнавание намного легче, чем воспроизведение. Узнавание предполагает наличие объекта, начинается с него, а воспроизведение предполагает поиски объекта. В то же время узнавание - это и восприятие, но в отличие от первичного восприятия узнавание является повторным восприятием.
Информация о работе Изучение памяти в когнитивной психологии