Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:25, курсовая работа
Цель исследования – определить особенности гендерных стереотипов в современном обществе и обозначить методы их расшатывания.
Задачи:
1 Раскрыть суть научного понятия «гендер», его содержание, особенности и современные направления гендерной психологии.
2 Определить особенности и структуру гендерных стереотипов в современном обществе.
3 Обозначить социальные условия, влияющие на их формирование.
4 Разработать методические рекомендации по смягчению влияния гендерных стереотипов на личностные проявления.
Введение
1. Социально-психологические проблемы гендерной психологии
1.1 Понятие гендера
1.2 Предпосылки и этапы развития гендерной психологии
1.2.1 Специфика отечественных исследований в области психологии пола
1.2 2 Гендер как социальная категория
1.3 Социальные нормы, роли и гендерные конфликты
1.4 Основные теории, концепции и методы исследования гендерных характеристик
2. Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список использованных источников
Как видно из показателей таблицы, данных полученных по опроснику С. Бэм и тесту Лири являются сходными, что служит показателем устойчивости маскулинных и феменинных характеристик в структуре гендерной идентичности.
4. Опросник С. Бэм (модифицированный вариант)
Цель: изучение подверженности личности стереотипам маскулинности-фемининности.
Текст опросника и инструкция (см. Приложение Д).
Инструкция 1: «Оцените наличие (или отсутствие) у большинства женщин названных ниже качеств».
Инструкция 2: «Оцените наличие (или отсутствие) у большинства мужчин названных ниже качеств».
Полученные данные обрабатывались с помощью ключа (см. Приложение Г).
Результаты представлены ниже в таблице №5.
Таблица 5 – Показатели представленности маскулинных и феменинных характеристик в обобщённых образах мужчин и женщин
№ | Пол | Ф.И.О. | Маскулинные характеристики | Феменинные характеристики | Обобщённый образ… |
1 | Ж | А.Н. | 18 | 4 | Мужчины |
3 | 17 | Женщины | |||
2 | Ж | Б.И. | 14 | 3 | Мужчины |
6 | 17 | Женщины | |||
3 | Ж | Б.А. | 19 | 4 | Мужчины |
3 | 17 | Женщины | |||
4 | Ж | П.С. | 16 | 3 | Мужчины |
5 | 20 | Женщины | |||
5 | Ж | С.В. | 15 | 13 | Мужчины |
13 | 11 | Женщины | |||
6 | Ж | У.М. | 20 | 3 | Мужчины |
0 | 18 | Женщины | |||
7 | Ж | Ф.А. | 15 | 2 | Мужчины |
1 | 20 | Женщины | |||
8 | М | Б.И. | 17 | 1 | Мужчины |
1 | 15 | Женщины | |||
9 | М | Г.А. | 14 | 2 | Мужчины |
0 | 15 | Женщины | |||
10 | М | Д.В. | 17 | 2 | Мужчины |
4 | 19 | Женщины | |||
11 | М | М.С. | 12 | 13 | Мужчины |
14 | 14 | Женщины | |||
12 | М | О.Г. | 12 | 7 | Мужчины |
13 | 18 | Женщины | |||
13 | М | У.М. | 11 | 6 | Мужчины |
2 | 15 | Женщины | |||
14 | М | Ц.А. | 20 | 8 | Мужчины |
1 | 20 | Женщины |
Высокий уровень стереотипности – 29%
Средний уровень стереотипности – 57%
Низкий уровень стереотипности – 14%
Представленные показатели свидетельствуют о наличии представлений о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» сконцентрировано в гендерных характеристиках. В полученных обобщённых образах мужчин и женщин отражается степень подверженности личности стереотипам маскулинности-феменинности.
Испытуемые под номерами 5 и 11 показали наименьшую степень подверженности стереотипам маскулинности-феменинности, так как в образах мужчин и женщин были в равной степени представлены и маскулинные и феменинные качества. Все испытуемые продемонстрировали большую степень стереотипного восприятия женского образа. Наиболее высокие результаты стереотипности восприятия обоих групп показали испытуемые под номерами 1,4,10,14. В предыдущих исследованиях они также показывали сходные результаты.
При обсуждении результатов рассматривалась роль гендерных стереотипов в ситуации межгруппового и межличностного восприятия и взаимодействия. Рассматривались как положительные, так и отрицательные стороны.
Гендерные стереотипы, как и любые другие социальные стереотипы, играют существенную роль в оценке человеком окружающего мира и себя, позволяя быстро, просто и достаточно надёжно категоризировать, упрощать своё социальное окружение. Однако, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, стереотип часто оказывается ложным и выполняет консервативную роль, формируя у личности студента ошибочное знание людей и деформируя процесс межличностного взаимодействия.
5. Опросник «Пословицы»
Данный опросник составлен И.С. Клецкиной.
Цель: изучение гендерных установок, касающихся распределения социальных ролей в семье.
Полученные результаты представлены в таблице №6.
Таблица 6 – Показатели типов представлений о семье
№ | Пол | Ф.И.О. | Кол-во набранных баллов | Тип представлений о семье |
1 | Ж | А.Н. | 45 | Традиционные |
2 | Ж | Б.И. | 38 | Традиционные |
3 | Ж | Б.А. | 40 | Традиционные |
4 | Ж | П.С. | 42 | Традиционные |
5 | Ж | С.В. | 15 | Эгалитарные |
6 | Ж | У.М. | 28 | Неопределённые |
7 | Ж | Ф.А. | 37 | Традиционные |
8 | М | Б.И. | 25 | Неопределённые |
9 | М | Г.А. | 30 | Неопределённые |
10 | М | Д.В. | 38 | Традиционные |
11 | М | М.С. | 13 | Эгалитарные |
12 | М | О.Г. | 30 | Традиционные |
13 | М | У.М. | 26 | Неопределённые |
14 | М | Ц.А. | 48 | Традиционные |
Традиционные представления о семье – 57%
Неопределённые – 29%
Эгалитарные – 14%
Данные таблицы показывают, что большинство испытуемых являются приверженцами стереотипного распределения ролей в семье, где большую часть обязанностей должна выполнять жена, а муж должен обеспечивать материальное благосостояние семьи и осуществлять контакты семьи с социальным окружением.
Несмотря на то, что во время совместного обсуждения полученных результатов, испытуемые согласились с тем фактом, что большинство женщин наравне с мужчинами взяли на себя выполнение функций по материальному обеспечению семьи, а мужья не разделили со своими жёнами поровну функции, связанные с домашним хозяйством; однако даже испытуемые с неопределёнными, промежуточными представлениями о распределении ролей в семье, склонны к традиционному, типичному, стереотипному варианту распределения внутрисемейных обязанностей, где все домашние обязанности строго делятся на «мужские» и «женские» и большую часть этих обязанностей выполняет жена.
Лишь двое испытуемых проявили эгалитарный стиль гендерных установок (см. Таблица 6), характеризующийся совместным разделением семейных и взаимозаменяемостью супругов в домашних делах.
Анализируя проделанную работу на данном этапе можно сделать выводы о том, что абсолютное большинство испытуемых подвержены в большой степени влиянию гендерных стереотипов. Устойчивость результатов, полученных при использовании различных методик доказывают прочность традиционных гендерных установок.
Путём наблюдения и используя опросник Лири, было установлено, что у испытуемых, проявлявших наибольшую степень подверженности гендерным стереотипам (1,4,10,14), высокий уровень конформности влиянию общества, характерна безынициативность, зависимость, внушаемость, нежелание выделиться и измениться. Именно эти испытуемые были выбраны для дальнейшей работы по расшатыванию гендерных стереотипов.
2.2 Формирующий эксперимент
Для проведения работы по расшатыванию искажённых гендерных представлений был проведён формирующий эксперимент.
Цель – изменение традиционных ложных стереотипов о распределении социальных гендерных ролей.
В эксперименте принимали участие те испытуемые-студенты, у которых на этапе констатации наиболее ярко были представлены ложные гендерные стереотипы в структуре поведения (1,4,10,14).
Для формирующих воздействий была выбрана методика Л.С. Сафоновой.
Суть методики заключается в следующем: вышеуказанным студентам предлагалось составить типичный образ мужчины и женщины с использованием психосемантических характеристик гендерных проявлений.
Результат работы представлен в таблице №7.
Таблица 7 – Показатели типичных образов мужчины и женщины
Типичный образ мужчины | Типичный образ женщины |
Сильный | Женственная |
Мужественный | Искренняя |
Честолюбивый | Сострадательная |
Любит риск | Заботливая |
Спортивный | Внимательная |
Умный | Умная |
Стремящийся к успеху | Верная |
Стойкий | Нежная |
Надёжный | Тактичная |
Защитник | Организованная |
Активный | Ответственная |
Сильная Личность | Хорошая хозяйка |
Лидер | Любит детей |
Решительный | Понимающая |
Серьёзный | Профессионал |
Компетентный |
|
Как видно из представленной таблицы, мужчинам приписывались традиционно мужские качества, а женщинам – женские.
На следующем этапе формирования была использована методика, адаптированная Л.С. Штылевой – «Мозговой штурм» на тему: «Кто формирует и поддерживает гендерные стереотипы?».
Цель – формирование представлений об институтах гендерной социализации и гендерных технологиях.
В результате группового обсуждения, были определены следующие факторы гендерной социализации: – традиции, культура (искусство и литература, кино, шоу-мероприятия, поп-музыка), религия и церковь, социальные группы (семья, друзья, сверстники, «улица», значимые взрослые); различные образовательные учреждения (дет. сад, школа, пров.-тех. училища, институты); СМИ.
На следующем этапе формирования была проведена дискуссия на тему «Зачем гендерное равенство нужно мужчинам и женщинам?».
Цель – побуждение участников к социальному проектированию, неизбежным этапом которого является гендерная экспертиза, развитие критического мышления.
Ход дискуссии: испытуемым было предложено представить и описать общество свободное от гендерных стереотипов. Затем в группе обсуждались отобранные студентами преимущества социального порядка для мужчин и женщин, для развития индивидуальности каждого члена общества.
Описывая идеальные представления гендерно-сбалансированного общества, испытуемые вышли за рамки традиционных полоролевых представлений, делая тем самым следующий шаг на пути расшатывания собственных стереотипов.
Главным итогом упражнения стало предположение, что в новом обществе будут созданы лучшие условия для самореализации каждого человека, что проблематика гендерного равенства важна как для женщин, так и для мужчин.
Основной упор на формирующем этапе проведения эксперимента был сделан на групповом взаимодействии, и следующим упражнением, разрушающим ложные гендерные представления, была проведена дискуссия о необходимости избавления от гендерных стереотипов, главной целью которой являлось их осознание.
Испытуемым было предложено описать существующие в современном обществе гендерные стереотипы: какими должны быть мужчины и женщины (см. Таблицу №8).
Таблица 8 – Современные гендерные стереотипы
1. Замужество – признак «социальной нормы» |
2. Женщина должна всегда хорошо выглядеть |
3. Замужняя женщина хороша настолько, насколько она хорошая хозяйка |
4. Мужчина может быть пьяным, и это его не портит |
5. Женщина должна родить ребёнка |
6. Женщина не должна стремиться овладеть типично мужской профессией |
7. Мужчина добытчик |
8. Мужчина защитник |
9. Мужчина главнее, он продолжатель рода |
10. Мужчина может / женщина должна |
11. В своём поведении женщина должна приспосабливаться к мужчине |
12. Мужчины и женщины в своих отношениях видятся как сексуальные партнёры |
13. Женщина должна быть сексуально привлекательной |
14. Женщина должна выходить замуж девственницей |
15. Ответственность за ситуацию в семье лежит на женщине |
16. Материнство – основа жизни женщины |
17. Женщина не должна быть легко доступной, мужчина женщину должен завоёвывать. |