Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить особенности гендерных стереотипов в современном обществе и обозначить методы их расшатывания.
Задачи:
1 Раскрыть суть научного понятия «гендер», его содержание, особенности и современные направления гендерной психологии.
2 Определить особенности и структуру гендерных стереотипов в современном обществе.
3 Обозначить социальные условия, влияющие на их формирование.
4 Разработать методические рекомендации по смягчению влияния гендерных стереотипов на личностные проявления.

Содержание

Введение
1. Социально-психологические проблемы гендерной психологии
1.1 Понятие гендера
1.2 Предпосылки и этапы развития гендерной психологии
1.2.1 Специфика отечественных исследований в области психологии пола
1.2 2 Гендер как социальная категория
1.3 Социальные нормы, роли и гендерные конфликты
1.4 Основные теории, концепции и методы исследования гендерных характеристик
2. Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

гендерная психология.doc

— 501.00 Кб (Скачать)

14.              Давление гендерных стереотипов искажает социальное сознание личности, наносит большой ущерб психологическому здоровью людей, поэтому устойчивые традиционные социальные стереотипы необходимо расшатывать.

Гендерные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Их прочная укоренённость в сознании большой части населения способствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процессе социализации. Таким образом, необходимо проведение работы по гендерному просвещению с целью расширения сознания каждого члена общества, предоставления личности больших возможностей самоактуализации, права выбора своего стиля жизни, творческого подхода к собственной жизни.

Различие в поведении и воспитании мужчин и женщин определяется не столько их биологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами, что предполагает изживание негативных гендерных стереотипов. Так как они сконструированы обществом, значит их можно изменить, меняя сознание общества. Целесообразно проводить не только просветительскую и коррекционную работу с взрослыми индивидуумами общества, вскрывающую механизмы конструирования гендерной идентичности в разных временных и социокультурных контекстах и обосновывающую возможности изменения идентичности у мужчин и женщин в ситуации социальных преобразований, а необходимо внедрение гендерного подхода во все сферы жизнедеятельности социума. Таким образом, на основании выше изложенного можно высказать следующие рекомендации:

1.                  Применение гендерного подхода прежде всего в образовании, так как оно является одним из основных факторов, оказывающих влияние на формирование гендерной идентичности.

2.                  Коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления личных склонностей индивида, что включает в себя работу с детьми по дополнению и расширению возможностей их социализации:

-         дополнение зон самореализации детей;

-         организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

-         снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к самовыражению чувств;

-         создание с девочками опыта самопоощрения и повышения самооценки;

-         создание условий для тренировки межполовой чувствительности (через театрализацию и обмен ролями).

3.                  Осуществление индивидуального подхода к проявлению личностью своей идентичности.

4.                  Использование в своей деятельности практикующими психологами эффективных методик, направленных на расшатывание сложившихся в обществе ложных гендерных стереотипов, и на формирование более гибкого гендерного восприятия. На основе проведённого формирующего эксперимента можно порекомендовать интерактивную работу в малых группах (смешанных по половому признаку), используя такие методы как «мозговой штурм», групповая дискуссия и рефлексия. Именно эти методики в наибольшей мере отражают сложные процессы личностных преобразований частников, более чётко прослеживают динамику изменения собственных гендерных стереотипов.

5.                  Современному студенческому обществу необходима подготовка к нетрадиционному представлению проблемы отношений полов в обществе, снятие барьеров традиционного восприятия социально-психологических характеристик и социальных ролей мужчин и женщин, путём проблематизации индивидуальных гендерных представлений.

 

 


Список использованных источников

 

1.      Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. [Электронный ресурс]: – Режим доступа-http://psyjournal/ru/j3p/pap? id=1031

2.      Алёшина, Ю.Е. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов. [Электронный ресурс]/ – http://www.library/euro-bit/ru/

3.      Андреева, Г.М. Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов [Текст]/ Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., – М.: Аспект пресс, 2001. – С. 17–84. ISBN 5–7567–0138–9

4.      Арутюнян, М.Ю. «Кто Я?» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков (гендерный аспект) [Электронный ресурс]/ Арутюнян М.Ю. – М., 1999. – С. 23–28. http://www.koob.ru

5.      Баранова, Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности. [Электронный ресурс]/ Баранова Т.С. – М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999. – С. 35–46. http://www.my word.ru

6.      Барсукова, С.Ю. Легенда о гендере: Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье. [Электронный ресурс]/ Барсукова С.Ю., Радаев В.В. – М., 2000. – С. 65–103. http://www.hse.ru/journals/ worldross/vo100–4/barsukova.htm

7.      Бендас, Т.С. Гендерная психология. Учебное пособие [Текст]: Бендас Т.С. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с. ISBN 5–94723–369-Х.

8.      Бендас, Т.В. Личность лидера как отражение гендерных и этнических стереотипов, сформированных в определённой культуре. [Электронный ресурс]/ Бендас Т.В. – М., 2000. – С. 134–139. http://www. LitPORTAL.ru

9.      Березин, Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности. [Электронный ресурс]/ Березин Ф.Б., Мирошникова Т.П., Соколова Е.Д. – М., 1994. – С. 87–113. http://www.

10.  Берн, Ш. Гендерная психология [Текст]/ Ш. Берн. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 320 с. ISBN 978–5–93–878–293–8.

11.  Костикова, И.В. Введение в гендерные исследования: [Электронный ресурс]/ Учебное пособие / Под ред. И.В. Костиковой. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – С. 25–82. http://www.book.ru

12.  Воронина, О.А. Гендер и культура [Электронный ресурс]/ Воронина О.А., Клименкова Т.А. / Под ред. З.А. Хоткиной. – М., 1992. – С. 10–22. http://www.nsu.ru/psych/internet/

13.  Воронина, О.А. Основы гендерной теории и методологии. [Текст]/ Воронина, О.А. – М.: МЦГИ – МВШСЭН, 2001. – С. 416 ISBN 5–85133–072–4.

14.  Геодакян, В.А. Два пола. Зачем и почему? [Электронный ресурс]/ Геодакян, В.А. – СПб., 1992. – С. 51–63. http://www.etpg.com

15.  Джеймс, Ф.Л. Самоисполняющееся пророчество: гендер с социально-психологической точки зрения. [Электронный ресурс]: Джеймс Ф.Л. – СПб.: Питер, 2001. – С. 144–161. http://www.etpg.org

16.  Здравомыслова, О.М. Общество сквозь призму гендерных представлений. [Электронный ресурс]/ Здравомыслова О.М. – М., 1999. – С. 184–192. http://psyjournal/ru/j3p/pap? id=1031

17.  Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. [Текст]/ Ильин Е.П. – СПб.: Питер, 2006. – С. 117. ISBN 5–318–00459–8.

18.  Каган, В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образа «Я» у подростков. [Электронный ресурс]/ Каган В.Е. – М., 1989. – С. 53–62.

19.  Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 1998. – 320 с. ISBN 978–5–388–00541–0.

20.  Клецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии. – М., 2003. С. 61–78. ISBN 5–318–00567–5.

21.  Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии на западе. – М., 2001. – С. 20–23.

22.  Клецина И.С. Самореализация и гендерные стереотипы. [Текст]: Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. – СПб.: Изд-во СпбГУ, 1998. – С. 188–202.

23.  Кон И.С. Мужские исследования: меняющийся мужчина в изменяющемся мире. Ч. 1: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 2001. – СПб.: Алетейя, 2001. – С. 562–606.

24.  Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей [Текст]. – М., 2009. – С. 763–776. ISBN 987–5–9691–039.

25.  Котлова Т.Б., Рябова Т.Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных стереотипов // Женщина в Российском обществе – №1. – 2002. С. 25–33.

26.  Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1998. – С. 256–267.

27.  Минорова С.А., Кустова О.Л. Формирование образа жизни в различных социальных группах // Журнал практического психолога. – 1997. – №5. – С. 27–29.

28.  Николаева Е. Мужчина и женщина глазами психофизиолога / Под ред. Т.В. Барчуновой. – Новосибирск, 1998. – С. 62–81.

29.  Общество в гендерной перспективе: Сборник статей / Сост. Е.Г. Луговицкая. – Новгород, 2002. – С. 62–81.

3

 



Информация о работе Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества