Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:25, курсовая работа
Цель исследования – определить особенности гендерных стереотипов в современном обществе и обозначить методы их расшатывания.
Задачи:
1 Раскрыть суть научного понятия «гендер», его содержание, особенности и современные направления гендерной психологии.
2 Определить особенности и структуру гендерных стереотипов в современном обществе.
3 Обозначить социальные условия, влияющие на их формирование.
4 Разработать методические рекомендации по смягчению влияния гендерных стереотипов на личностные проявления.
Введение
1. Социально-психологические проблемы гендерной психологии
1.1 Понятие гендера
1.2 Предпосылки и этапы развития гендерной психологии
1.2.1 Специфика отечественных исследований в области психологии пола
1.2 2 Гендер как социальная категория
1.3 Социальные нормы, роли и гендерные конфликты
1.4 Основные теории, концепции и методы исследования гендерных характеристик
2. Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список использованных источников
- феменинных характеристик: я-заботливая, чувствительная, зависимая, нежная, мечтательная.
- маскулинных характеристик: я-сильный, смелый, целеустремлённый, самостоятельный, независимый, агрессивный.
- нейтральных характеристик: весёлый, красивый, добрый, верный, аккуратная, ленивая.
Данные теста «Кто Я?» обрабатывались с использованием метода контент-анализа.
Обобщённые параметры исследования представлены в таблице №1.
Таблица 1. Результаты изучения характеристик в структуре «Я-концепции» личности
№ | Пол | Ф.И.О. | Социальная идентичность | Личностная идентичность | ||||
Семейные роли | Проф. роли | Другие соц. роли | Фемин. характ. | Маскулин. характ. | Нейтр. характ. | |||
1 | Ж | А.Н. | 6 | 1 | 2 | 8 | 1 | 2 |
2 | Ж | Б.И. | 5 | - | 4 | 8 | - | 3 |
3 | Ж | Б.А. | 7 | 1 | 2 | 6 | 1 | 3 |
4 | Ж | П.С. | 7 | 2 | 1 | 7 | 1 | 2 |
5 | Ж | С.В. | 2 | 2 | 7 | 2 | 1 | 6 |
6 | Ж | У.М. | 5 | 2 | 2 | 6 | 1 | 4 |
7 | Ж | Ф.А. | 6 | 2 | 4 | 5 | 2 | 2 |
8 | М | Б.И. | 1 | 7 | 2 | 1 | 8 | 1 |
9 | М | Г.А. | 1 | 6 | 2 | 2 | 8 | 1 |
10 | М | Д.В. | 1 | 9 | 1 | 1 | 7 | 1 |
11 | М | М.С. | 2 | 1 | 7 | 1 | 2 | 7 |
12 | М | О.Г. | 1 | 7 | 3 | 1 | 7 | 1 |
13 | М | У.М. | 2 | 5 | 3 | 2 | 5 | 2 |
14 | М | Ц.А. | 1 | 6 | 3 | 1 | 6 | 3 |
Как видно из представленной таблицы, в большинстве ответов присутствовала в самоописаниях характеристика, обозначающая пол, причём порядок её упоминания был в числе первых трёх характеристик, что говорит о значимости этой характеристики в структуре «Я-концепции» личности, актуализированности её в сознании, и наибольшей мере её осознанности.
У испытуемых 1,4,10 и 14 наблюдалось наибольшее количество маркированных самоопределений, указывающих на то, что гендерная идентичность занимает ведущее место в структуре Я-концепции личности.
У испытуемых под номером 2,3,6,7 – в числе первых ответов есть самоописание обозначающее пол, а семейные роли и феменинные характеристики доминируют над профессиональными и маскулинными; у испытуемых под номерами 8,9,12,13 – также в числе первых самоопределений присутствовали характеристики, обозначающие пол, а маскулинные и профессиональные характеристики превалируют над семейными и феменинными, что позволяет всех выше перечисленных отнести к числу представителей полотизированной Я-концепции, то есть к числу людей, чьё поведение и самоопределение совпадает с тем, которое считается в обществе гендерно-соответствующим.
Лишь испытуемые под номерами 5 и 11 продемонстрировали неполотизированную Я-концепцию. В их ответах пол упоминался в конце списка, а наиболее представленными являлись категории других социальных ролей и нейтральных характеристик.
Путём групповой дискуссии и обсуждения полученных результатов, пришли к выводу, что быть мужчиной или женщиной значит постоянно пребывать в условиях гендерной оценки. Студенты оценивали себя и других на основе представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины. Соотношение собственных представлений с общепринятыми играет большую роль в психологическом самочувствии личности студента. В соответствии с гендерными стереотипами маскулинности-фемининности мужчины, по их мнению, должны быть компетентны, доминантны, логичными, способными управлять своими эмоциями, а женщины – более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны. В соответствии с сформировавшимися у студентов стереотипами о ролевых предназначениях мужчин и женщин предполагается, что для женщин главными социальными ролями являются семейные роли, а для мужчин – профессиональные.
Наибольший интерес вызвали ответы испытуемых под номерами 1,4,10,14, так ка их ответы говорили об очень сильной подверженности гендерным стереотипам, что послужило к более глубокому наблюдению за их поведением, с целью изучения других личностных особенностей.
2. Опросник С. Бэм.
Данный опросник разработан Сандрой Бэм (см. Приложение В).
Цель: – выявление степени выраженности феменинных и маскулинных характеристик; – определение типа личности: феменинный, маскулинный, андрогинный.
Обсуждение результатов проводилось в контексте информации о концепции андрогинии.
Результаты представлены в таблице №2.
Таблица 2 – Показатели феменинности и маскулинности у студентов
№ | Пол | Ф.И.О. | F (сумма баллов по фемен./20) | M (сумма баллов по маск./20) | IS=(F-M)*2,322 | Тип личности |
1 | Ж | А.Н. | 1 | 0,1 | 2,1 | феменинный |
2 | Ж | Б.И. | 0,7 | 0,2 | 1,2 | феменинный |
3 | Ж | Б.А. | 0,8 | 0,2 | 1,4 | феменинный |
4 | Ж | П.С. | 0,95 | 0,05 | 2,2 | феменинный |
5 | Ж | С.В. | 0,6 | 0,3 | 0,7 | андрогинный |
6 | Ж | У.М. | 0,9 | 0,1 | 1,9 | феменинный |
7 | Ж | Ф.А. | 0,85 | 0,15 | 1,73 | феменинный |
8 | М | Б.И. | 0,3 | 0,8 | -1,22 | маскулинный |
9 | М | Г.А. | 0,3 | 0,75 | -1,04 | маскулинный |
10 | М | Д.В. | 0,05 | 0,93 | -2,05 | маскулинный |
11 | М | М.С. | 0,5 | 0,4 | -0,3 | андрогинный |
12 | М | О.Г. | 0,2 | 0,95 | -1,8 | маскулинный |
13 | М | У.М. | 0,1 | 0,78 | -1,58 | маскулинный |
14 | М | Ц.А. | 0 | 1 | -2,322 | маскулинный |
Феменинный тип личности (6 человек) – 43%
Маскулинный тип личности (6 человек) – 43%
Андрогинный тип личности (2 человека) – 14%
Как видно из таблицы, ответы испытуемых подтвердили результаты первого тестирования. Они стойко продемонстрировали подверженность стереотипам феменинности и маскулинности. Испытуемых под номерами 5 и 11, можно отнести к андрогинному типу личности, однако с низким уровнем, так как показатели маскулинности-феменинности оказались не высоки.
В процессе совместного обсуждения со студентами результатов и итогов тестирования обращалось внимание на данные о более высоком уровне социально-психологической адаптированности лиц с андрогинным типом личности, то есть с высокой способностью варьировать поведение в зависимости от ситуации, помогающей в стрессовых ситуациях, способствующей достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности.
Таким образом, важность андрогинии заключается в том, что она даёт возможность осознания одинаковой привлекательности качеств, традиционно считающихся мужскими и женскими. Это особенно важно в свете того, что мужские качества представляются как более нормативные и желательные.
Было замечено, что испытуемые с наиболее высокими индексами выраженности феменинных и маскулинных качеств соответственно пола, принимали наименьшее участие в групповых обсуждениях, стеснялись высказать своё мнение, ориентировались на коллег, принимали в основном позицию зависимости-подчинённости.
3. Тест Лири
Данный вариант методики был модифицирован отечественными учёными Ю.А. Решетняк и Г.С. Васильченко. этот тест многоаспектен и направлен на изучение различных личностных особенностей, в том числе на выявление степени выраженности маскулинных и феменинных характеристик в структуре личности (см. Приложение Г).
Тест включает в себя список из 128 характерологических свойств-утверждений, сгруппированных в 8 шкал, определяющих различные личностные черты: 1 шкала-лидерство, 2 шкала-уверенность в себе, 3 шкала-требовательность, 4 шкала-скептицизм, 5 шкала-уступчивость, 6 шкала-доверчивость, 7 шкала-добросердечие, 8 шкала-отзывчивость.
Подсчёт количества баллов, набранных по каждой из шкал проводится в соответствии с ключом и оценочным листом (см. Приложение В).
Количество набранных баллов испытуемыми представлено в сводной таблице №3.
Таблица 3 – Показатели различных гендерных особенностей
№ | Пол | Ф.И.О. | 1 шк | 2 шк | 3 шк | 4 шк | 5 шк | 6 шк | 7 шк | 8 шк |
|
1 | Ж | А.Н. | 1 | 1 | 3 | 3 | 4 | 3 | 6 | 2 | Я-реальное |
2 | 2 | 4 | 1 | 3 | 3 | 3 | 2 | Я-идеальное | |||
2 | Ж | Б.И. | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | Я-реальное |
3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 6 | Я-идеальное | |||
3 | Ж | Б.А. | 2 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 2 | 1 | Я-реальное |
4 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | Я-идеальное | |||
4 | Ж | П.С. | 2 | 2 | 1 | 3 | 4 | 3 | 5 | 2 | Я-реальное |
3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 4 | 2 | Я-идеальное | |||
5 | Ж | С.В. | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 2 | Я-реальное |
2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | Я-идеальное | |||
6 | Ж | У.М. | 5 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | Я-реальное |
7 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 5 | 6 | Я-идеальное | |||
7 | Ж | Ф.А. | 2 | 3 | 3 | 2 | 5 | 4 | 5 | 3 | Я-реальное |
5 | 2 | 4 | 1 | 2 | 2 | 4 | 3 | Я-идеальное | |||
8 | М | Б.И. | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | Я-реальное |
5 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 6 | 5 | Я-идеальное | |||
9 | М | Г.А. | 4 | 4 | 3 | 5 | 2 | 3 | 3 | 2 | Я-реальное |
6 | 5 | 4 | 4 | 2 | 2 | 5 | 4 | Я-идеальное | |||
10 | М | Д.В. | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 1 | Я-реальное |
4 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | Я-идеальное | |||
11 | М | М.С. | 1 | 2 | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | Я-реальное |
2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | Я-идеальное | |||
12 | М | О.Г. | 4 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | Я-реальное |
6 | 5 | 4 | 4 | 2 | 4 | 5 | 2 | Я-идеальное | |||
13 | М | У.М. | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 2 | Я-реальное |
4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | Я-идеальное | |||
14 | М | Ц.А. | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 8 | 2 | Я-реальное |
3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | Я-идеальное |
Характеристики первых четырёх шкал соответствуют набору черт, традиционно ассоциирующихся с понятием «маскулинность», а с пятой по восьмую – с понятием «фемининность».
Для получения значения выраженности маскулинных качеств необходимо сумму значений по первым 4 шкалам разделить на 4.
М=(сумма баллов с 1-ой по 4-ю шкалу): 4.
Соответственно получение значения выраженности феменинных качеств проводится по формуле:
F=(сумма баллов с 5-ой по 8-ю шкалу): 4.
Основной упор при обработке результатов делался на сравнение значений, отражающих представления о наличном уровне развития маскулинных и феменинных характеристик личности (Я-реальное), и желаемом уровне выраженности этих характеристик (Я-идеальное).
Было определено направление, в котором испытуемые стремятся развивать свои гендерные характеристики: относительно всех испытуемых, как видно из представленной выше таблицы, было выбрано направление следования гендерным стереотипам, усиления у себя полоспецифичных черт и уменьшения степени выраженности неполоспецифичных черт.
Полученные данные представлены в таблице №4.
Таблица 4 – Показатели степени выраженности феменинных и маскулинных качеств
№ | Пол | Ф.И.О. | Маскулинные характеристики | Феменинные характеристики |
|
1 | Ж | А.Н. | 2 | 3,75 | Я-реальное |
2,25 | 3,25 | Я-идеальное | |||
2 | Ж | Б.И. | 3 | 3,25 | Я-реальное |
1,75 | 3 | Я-идеальное | |||
3 | Ж | Б.А. | 3,75 | 3 | Я-реальное |
2,25 | 2,5 | Я-идеальное | |||
4 | Ж | П.С. | 2 | 3,5 | Я-реальное |
2,25 | 1,012 | Я-идеальное | |||
5 | Ж | С.В. | 2 | 2,5 | Я-реальное |
2 | 3 | Я-идеальное | |||
6 | Ж | У.М. | 3,75 | 3,25 | Я-реальное |
3 | 3,5 | Я-идеальное | |||
7 | Ж | Ф.А. | 2,5 | 4,25 | Я-реальное |
3 | 2,75 | Я-идеальное | |||
8 | М | Б.И. | 3,75 | 4 | Я-реальное |
3 | 4 | Я-идеальное | |||
9 | М | Г.А. | 4 | 2,5 | Я-реальное |
4,25 | 3,25 | Я-идеальное | |||
10 | М | Д.В. | 2,25 | 2,5 | Я-реальное |
2,25 | 2 | Я-идеальное | |||
11 | М | М.С. | 2,25 | 2,25 | Я-реальное |
2,5 | 1,5 | Я-идеальное | |||
12 | М | О.Г. | 3,75 | 3,75 | Я-реальное |
4,25 | 3,5 | Я-идеальное | |||
13 | М | У.М. | 3 | 3,25 | Я-реальное |
4,25 | 3,25 | Я-идеальное | |||
14 | М | Ц.А. | 2 | 3,75 | Я-реальное |
1,5 | 3,5 | Я-идеальное |