Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить особенности гендерных стереотипов в современном обществе и обозначить методы их расшатывания.
Задачи:
1 Раскрыть суть научного понятия «гендер», его содержание, особенности и современные направления гендерной психологии.
2 Определить особенности и структуру гендерных стереотипов в современном обществе.
3 Обозначить социальные условия, влияющие на их формирование.
4 Разработать методические рекомендации по смягчению влияния гендерных стереотипов на личностные проявления.

Содержание

Введение
1. Социально-психологические проблемы гендерной психологии
1.1 Понятие гендера
1.2 Предпосылки и этапы развития гендерной психологии
1.2.1 Специфика отечественных исследований в области психологии пола
1.2 2 Гендер как социальная категория
1.3 Социальные нормы, роли и гендерные конфликты
1.4 Основные теории, концепции и методы исследования гендерных характеристик
2. Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

гендерная психология.doc

— 501.00 Кб (Скачать)

-         феменинных характеристик: я-заботливая, чувствительная, зависимая, нежная, мечтательная.

-         маскулинных характеристик: я-сильный, смелый, целеустремлённый, самостоятельный, независимый, агрессивный.

-         нейтральных характеристик: весёлый, красивый, добрый, верный, аккуратная, ленивая.

Данные теста «Кто Я?» обрабатывались с использованием метода контент-анализа.

Обобщённые параметры исследования представлены в таблице №1.

 

Таблица 1. Результаты изучения характеристик в структуре «Я-концепции» личности

Пол

Ф.И.О.

Социальная идентичность

Личностная идентичность

Семейные роли

Проф. роли

Другие соц. роли

Фемин. характ.

Маскулин. характ.

Нейтр. характ.

1

Ж

А.Н.

6

1

2

8

1

2

2

Ж

Б.И.

5

-

4

8

-

3

3

Ж

Б.А.

7

1

2

6

1

3

4

Ж

П.С.

7

2

1

7

1

2

5

Ж

С.В.

2

2

7

2

1

6

6

Ж

У.М.

5

2

2

6

1

4

7

Ж

Ф.А.

6

2

4

5

2

2

8

М

Б.И.

1

7

2

1

8

1

9

М

Г.А.

1

6

2

2

8

1

10

М

Д.В.

1

9

1

1

7

1

11

М

М.С.

2

1

7

1

2

7

12

М

О.Г.

1

7

3

1

7

1

13

М

У.М.

2

5

3

2

5

2

14

М

Ц.А.

1

6

3

1

6

3

 

Как видно из представленной таблицы, в большинстве ответов присутствовала в самоописаниях характеристика, обозначающая пол, причём порядок её упоминания был в числе первых трёх характеристик, что говорит о значимости этой характеристики в структуре «Я-концепции» личности, актуализированности её в сознании, и наибольшей мере её осознанности.

У испытуемых 1,4,10 и 14 наблюдалось наибольшее количество маркированных самоопределений, указывающих на то, что гендерная идентичность занимает ведущее место в структуре Я-концепции личности.

У испытуемых под номером 2,3,6,7 – в числе первых ответов есть самоописание обозначающее пол, а семейные роли и феменинные характеристики доминируют над профессиональными и маскулинными; у испытуемых под номерами 8,9,12,13 – также в числе первых самоопределений присутствовали характеристики, обозначающие пол, а маскулинные и профессиональные характеристики превалируют над семейными и феменинными, что позволяет всех выше перечисленных отнести к числу представителей полотизированной Я-концепции, то есть к числу людей, чьё поведение и самоопределение совпадает с тем, которое считается в обществе гендерно-соответствующим.

Лишь испытуемые под номерами 5 и 11 продемонстрировали неполотизированную Я-концепцию. В их ответах пол упоминался в конце списка, а наиболее представленными являлись категории других социальных ролей и нейтральных характеристик.

Путём групповой дискуссии и обсуждения полученных результатов, пришли к выводу, что быть мужчиной или женщиной значит постоянно пребывать в условиях гендерной оценки. Студенты оценивали себя и других на основе представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины. Соотношение собственных представлений с общепринятыми играет большую роль в психологическом самочувствии личности студента. В соответствии с гендерными стереотипами маскулинности-фемининности мужчины, по их мнению, должны быть компетентны, доминантны, логичными, способными управлять своими эмоциями, а женщины – более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны. В соответствии с сформировавшимися у студентов стереотипами о ролевых предназначениях мужчин и женщин предполагается, что для женщин главными социальными ролями являются семейные роли, а для мужчин – профессиональные.

Наибольший интерес вызвали ответы испытуемых под номерами 1,4,10,14, так ка их ответы говорили об очень сильной подверженности гендерным стереотипам, что послужило к более глубокому наблюдению за их поведением, с целью изучения других личностных особенностей.

2.      Опросник С. Бэм.

Данный опросник разработан Сандрой Бэм (см. Приложение В).

Цель: – выявление степени выраженности феменинных и маскулинных характеристик; – определение типа личности: феменинный, маскулинный, андрогинный.

Обсуждение результатов проводилось в контексте информации о концепции андрогинии.

Результаты представлены в таблице №2.

 

Таблица 2 – Показатели феменинности и маскулинности у студентов

Пол

Ф.И.О.

F (сумма баллов по фемен./20)

M (сумма баллов по маск./20)

IS=(F-M)*2,322

Тип личности

1

Ж

А.Н.

1

0,1

2,1

феменинный

2

Ж

Б.И.

0,7

0,2

1,2

феменинный

3

Ж

Б.А.

0,8

0,2

1,4

феменинный

4

Ж

П.С.

0,95

0,05

2,2

феменинный

5

Ж

С.В.

0,6

0,3

0,7

андрогинный

6

Ж

У.М.

0,9

0,1

1,9

феменинный

7

Ж

Ф.А.

0,85

0,15

1,73

феменинный

8

М

Б.И.

0,3

0,8

-1,22

маскулинный

9

М

Г.А.

0,3

0,75

-1,04

маскулинный

10

М

Д.В.

0,05

0,93

-2,05

маскулинный

11

М

М.С.

0,5

0,4

-0,3

андрогинный

12

М

О.Г.

0,2

0,95

-1,8

маскулинный

13

М

У.М.

0,1

0,78

-1,58

маскулинный

14

М

Ц.А.

0

1

-2,322

маскулинный

 

Феменинный тип личности (6 человек) – 43%

Маскулинный тип личности (6 человек) – 43%

Андрогинный тип личности (2 человека) – 14%

Как видно из таблицы, ответы испытуемых подтвердили результаты первого тестирования. Они стойко продемонстрировали подверженность стереотипам феменинности и маскулинности. Испытуемых под номерами 5 и 11, можно отнести к андрогинному типу личности, однако с низким уровнем, так как показатели маскулинности-феменинности оказались не высоки.

В процессе совместного обсуждения со студентами результатов и итогов тестирования обращалось внимание на данные о более высоком уровне социально-психологической адаптированности лиц с андрогинным типом личности, то есть с высокой способностью варьировать поведение в зависимости от ситуации, помогающей в стрессовых ситуациях, способствующей достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности.

Таким образом, важность андрогинии заключается в том, что она даёт возможность осознания одинаковой привлекательности качеств, традиционно считающихся мужскими и женскими. Это особенно важно в свете того, что мужские качества представляются как более нормативные и желательные.

Было замечено, что испытуемые с наиболее высокими индексами выраженности феменинных и маскулинных качеств соответственно пола, принимали наименьшее участие в групповых обсуждениях, стеснялись высказать своё мнение, ориентировались на коллег, принимали в основном позицию зависимости-подчинённости.

3.      Тест Лири

Данный вариант методики был модифицирован отечественными учёными Ю.А. Решетняк и Г.С. Васильченко. этот тест многоаспектен и направлен на изучение различных личностных особенностей, в том числе на выявление степени выраженности маскулинных и феменинных характеристик в структуре личности (см. Приложение Г).

Тест включает в себя список из 128 характерологических свойств-утверждений, сгруппированных в 8 шкал, определяющих различные личностные черты: 1 шкала-лидерство, 2 шкала-уверенность в себе, 3 шкала-требовательность, 4 шкала-скептицизм, 5 шкала-уступчивость, 6 шкала-доверчивость, 7 шкала-добросердечие, 8 шкала-отзывчивость.

Подсчёт количества баллов, набранных по каждой из шкал проводится в соответствии с ключом и оценочным листом (см. Приложение В).

Количество набранных баллов испытуемыми представлено в сводной таблице №3.

 

Таблица 3 – Показатели различных гендерных особенностей

Пол

Ф.И.О.

1 шк

2 шк

3 шк

4 шк

5 шк

6 шк

7 шк

8 шк

 

1

Ж

А.Н.

1

1

3

3

4

3

6

2

Я-реальное

2

2

4

1

3

3

3

2

Я-идеальное

2

Ж

Б.И.

2

3

4

3

2

3

3

3

Я-реальное

3

2

1

2

1

3

2

6

Я-идеальное

3

Ж

Б.А.

2

4

4

3

5

4

2

1

Я-реальное

4

2

2

1

2

3

2

3

Я-идеальное

4

Ж

П.С.

2

2

1

3

4

3

5

2

Я-реальное

3

3

2

1

1

2

4

2

Я-идеальное

5

Ж

С.В.

2

1

2

3

2

4

2

2

Я-реальное

2

2

2

2

3

3

3

3

Я-идеальное

6

Ж

У.М.

5

3

4

3

2

3

4

4

Я-реальное

7

2

2

1

1

2

5

6

Я-идеальное

7

Ж

Ф.А.

2

3

3

2

5

4

5

3

Я-реальное

5

2

4

1

2

2

4

3

Я-идеальное

8

М

Б.И.

4

3

4

4

5

4

4

3

Я-реальное

5

3

2

2

2

3

6

5

Я-идеальное

9

М

Г.А.

4

4

3

5

2

3

3

2

Я-реальное

6

5

4

4

2

2

5

4

Я-идеальное

10

М

Д.В.

3

1

2

3

2

3

4

1

Я-реальное

4

2

1

2

3

1

2

2

Я-идеальное

11

М

М.С.

1

2

2

4

3

2

2

2

Я-реальное

2

3

3

2

1

1

2

2

Я-идеальное

12

М

О.Г.

4

4

3

4

2

3

4

4

Я-реальное

6

5

4

4

2

4

5

2

Я-идеальное

13

М

У.М.

4

3

2

3

3

4

5

2

Я-реальное

4

3

2

3

3

4

3

4

Я-идеальное

14

М

Ц.А.

2

2

1

3

2

3

8

2

Я-реальное

3

1

1

1

2

1

3

1

Я-идеальное

 

Характеристики первых четырёх шкал соответствуют набору черт, традиционно ассоциирующихся с понятием «маскулинность», а с пятой по восьмую – с понятием «фемининность».

Для получения значения выраженности маскулинных качеств необходимо сумму значений по первым 4 шкалам разделить на 4.

М=(сумма баллов с 1-ой по 4-ю шкалу): 4.

Соответственно получение значения выраженности феменинных качеств проводится по формуле:

 

F=(сумма баллов с 5-ой по 8-ю шкалу): 4.

 

Основной упор при обработке результатов делался на сравнение значений, отражающих представления о наличном уровне развития маскулинных и феменинных характеристик личности (Я-реальное), и желаемом уровне выраженности этих характеристик (Я-идеальное).

Было определено направление, в котором испытуемые стремятся развивать свои гендерные характеристики: относительно всех испытуемых, как видно из представленной выше таблицы, было выбрано направление следования гендерным стереотипам, усиления у себя полоспецифичных черт и уменьшения степени выраженности неполоспецифичных черт.

Полученные данные представлены в таблице №4.

 

Таблица 4 – Показатели степени выраженности феменинных и маскулинных качеств

Пол

Ф.И.О.

Маскулинные характеристики

Феменинные характеристики

 

1

Ж

А.Н.

2

3,75

Я-реальное

2,25

3,25

Я-идеальное

2

Ж

Б.И.

3

3,25

Я-реальное

1,75

3

Я-идеальное

3

Ж

Б.А.

3,75

3

Я-реальное

2,25

2,5

Я-идеальное

4

Ж

П.С.

2

3,5

Я-реальное

2,25

1,012

Я-идеальное

5

Ж

С.В.

2

2,5

Я-реальное

2

3

Я-идеальное

6

Ж

У.М.

3,75

3,25

Я-реальное

3

3,5

Я-идеальное

7

Ж

Ф.А.

2,5

4,25

Я-реальное

3

2,75

Я-идеальное

8

М

Б.И.

3,75

4

Я-реальное

3

4

Я-идеальное

9

М

Г.А.

4

2,5

Я-реальное

4,25

3,25

Я-идеальное

10

М

Д.В.

2,25

2,5

Я-реальное

2,25

2

Я-идеальное

11

М

М.С.

2,25

2,25

Я-реальное

2,5

1,5

Я-идеальное

12

М

О.Г.

3,75

3,75

Я-реальное

4,25

3,5

Я-идеальное

13

М

У.М.

3

3,25

Я-реальное

4,25

3,25

Я-идеальное

14

М

Ц.А.

2

3,75

Я-реальное

1,5

3,5

Я-идеальное

Информация о работе Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества