Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:28, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблем определения креативности и возрастных аспектов ее развития.
2. Проанализировать подходы к определению критериев оценки креативности.
3. Описать современные и классические методы изучения креативности.
Введение 3
Глава 1. Изучение креативности в отечественной и зарубежной литературе. 5
1.1 Понятие креативности в современной психологии 5
1.2 Факторы и условия развития креативности 8
1.3 Проявление креативности в юношеском возрасте 16
Глава 2. Экспериментальное изучение креативности в юношеском возрасте 20
2.1 Методики исследования 20
2.2 Результаты изучения креативности 22
Заключение 24
Список используемой литературы 25
Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде, причем различные факторы, влияющие на ее динамику, в том или ином периоде, могут приобретать первостепенное значение. Основными проблемами развития креативности как личностной способности к творчеству являются: обыденность жизни человека, закостенелость общественных стереотипов, подавление творческой потребности; типичность системы обучения, основанной на рассказах, а не на предоставлении ученикам возможности получать знания через собственный опыт; не приоритетность нахождения решения задач, или назовём это не желанием человека работать в силу своих возможностей.
Отрочество считается «трудным» возрастом, кризисом личностного развития подростка. С 12 до 15 лет ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу в обществе сверстников, часто игнорируя мнения родителей и учителей. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Именно в этом возрасте происходит нацеленность подростка на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя.
Для оценки уровня креативности ученые выделяют различные критерии.
Гилфорд, например, считал, что абсолютно очевидными критериями оценки креативности являются беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. В качестве одного из основных показателей одаренности Гилфорд считал оригинальность. Но оригинальность можно рассматривать с различных сторон: это может быть творческий процесс, содержательный процесс, который позволяет выявить существенные взаимосвязи. А с другой стороны, оригинальность может не иметь к творчеству никакого отношения, это может быть психическая неадекватность. Поэтому оригинальные идеи необходимо рассматривать в связи с их полезностью. Если не учитывать при оценке креативных идей их полезности, то невозможно будет их отделить от эксцентричных или шизофренических. Поэтому полезность также является критерием оценки креативности.
Х. Айзенк, в отличие от Гилфорда, утверждает, что при оценке креативности необходимо изучать уровень психотизма, так как именно умеренный уровень психотизма предрасполагает к высокой креативности. В.Н.Дружинин также пришел к такому выводу после проведения тестов на дивергентное мышление.
Шутберг и Сасс в качестве оценки креативности используют умение человека использовать контекстуальную информацию и объединять ее главной идеей.
Другие критерии выделил Медник, который является представителем ассоциативной теории креативности. Он считал главным критерием оценки творческой одаренности легкость ассоциирования и способность сближать отдаленные ассоциируемые идеи. Этот критерий также предполагает умение сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения[12].
Гибкость, в качестве критерия оценки креативности, предполагает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию. Гибкость является переменной величиной, на которую влияет функциональная фиксированность человека (фиксация человеком определенной функции и невозможность перейти к другим функциям). Способность к преодолению функциональной фиксированности является одним из проявлений гибкости мышления. Существует также гибкость в способности вовремя отказаться от какой-либо гипотезы. Если очень долго упорствовать исходя из ложной идеи, будет упущено время. А слишком ранний отказ от гипотезы может привести к тому, что будет упущена возможность решения. Нашему разуму свойственно рисовать вокруг себя ограничительные линии. Способность через такие линии и есть гибкость одаренности.
Креативные люди обладают способностью к оценке. Поэтому для оценки креативности необходимо оценивать уровень оценочных способностей человека. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу ее выполнения. К критериям оценки креативности можно отнести еще и критерий изящества и простоты. Оригинальные решения должны быть простыми и в то же время изящными.
Следующим критерием является легкость генерирования идей. Если человек для решения задачи выдвигает большое количество идей, значит он проявляет творческий подход. Из большого количества идей легче выбрать правильные. Еще одним критерием является широта выдвигаемой идеи, то есть объяснение с ее помощью большого числа разнородных факторов. Идеи оцениваются также по глубине. Глубокая идея - это идея, которая устанавливает отношения между объектами или их свойствами, которые требуют проникновения в сущность явления [13].
Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по стандартным инструкциям, в дневное время, в аудиториях. При проведении исследования все испытуемые были спокойны, проявляли умеренный интерес, внимательно слушали инструкции, выполняли предложенные задания.
Исходя из данных графиков можно сделать вывод, что тест «оценки творческих способностей», в отличии от методики Гилфорда, дал низкие результаты у некоторых людей, что может сказать о том, что этот тест более объективен для оценки творческих способностей.
Здесь у первого опрашиваемого студента эта методика дала низкий результат в отличии от методики Гилфорда. Этот человек вероятно не справился с заданием, не мог придумать ответы с большим количеством слов, но со вторым заданием справился не плохо, что может говорить о неком «разгоне». Нет, этого человека нельзя судить как не творческого, скорее всего он был занят чем то до этого или не успел выполнить задание. К тому же второй тест оценивает скорость восприятия, что может напротив сказать о быстроте мышления этого испытуемого.
У последнего опрашиваемого отметились высокие показатели по обеим методикам. Этот человек размашисто, крупно пишет, его лист заполнен от начала и до конца, отмечается не мало исправлений. Можно сказать что этот человек проявил всю смекалку к заданию.
Методика оценки творческих способностей | 1 | 1,8 | 1,8 | 3,6 | 4,2 | 4 |
Методика Гилфорда | 3,9 | 2,8 | 4,2 | 4,3 | 4,9 | 5,1 |
Оценка в целом | 4,9 | 4,6 | 6 | 7,9 | 9,1 | 9,1 |
В целом можно сказать, что половина или 2/3 опрашиваемых относятся к креативным, способным найти нестандартное решение в казалось бы безвыходной ситуации, быстро принять нужное решение. Оставшиеся склонны к преобладанию механических, однообразных действий. Нельзя с точностью сказать об этом, потому как в разное время, в различных спецификах эти показатели могут меняться. Тем не менее эти люди действенны в других сферах.
В ходе проведения исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что между различными характеристиками темперамента и показателями креативности в юношеском возрасте существует корреляционная связь разной силы, и определен ряд задач для выяснения истинности данной гипотезы. Для осуществления поставленных задач нами был определен диагностический набор методик.
Полученные нами данные могут быть обусловлены возрастом участников исследования. Все участники исследования находятся на разном возрастном этапе – юность, следует отметить, что в данном возрасте личностные, индивидуальные характеристики имеют меньшее значение, нежели внешние, социальные факторы.
Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение креативности, многообразие аспектов и подходов в определении природы креативности, в выделении условий реализации и развития креативных качеств – личности, значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным.
В этой связи становиться
1. Белова С., Валуева Е. Журнал «Психология на каждый день» Наша Психология № 9 (23) Сентябрь 2008. URL: www.psyh.ru
2. Перкинс Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. Сер. Науковедение.- 1988.- № 4. (c.150-151)
3. Пекелис В. Твои возможности, человек.- М., 1984
4. Развитие
и диагностика способностей // Под
ред. В.Н.Дружинина и В.В.
5. Эренберг
М., Эренберг О. Развитие
6. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества.- Киев: Вища школа, 1978.
7. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т.- М.: Мир, 1992.
8. Лук А.Н. Психология творчества.- М.: Наука, 1978.
9. Ван-Ганди А.Б. 108 путей к блестящей идее (Как развить свой творческий потенциал).- Минск: Попурри, 1996.
10. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления.- Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.
11. Гужаловский А.А. «Основы теории и методики физической культуры» - Москва: Просвещение, 2008-379с
12. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – Москва: Academa, 2002 – 316с.(с. 71-107)
13. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. – Москва: «Искусство»,1977 – 182с. (с.136-182)
14. Т.А. Ревягина, Е.В. Чеджемова. Интеллектуальный ход развития как составляющая социализации индивида // Мир психологии. . - 2004. - N 4.
15. Гусельцева. Культурно аналитический подход к феноменам креативности, неадаптивности и гениальности. / Вопросы психологии. - 2008. - N 2. - С. 17-29.
16. Н. Роджерс. Фасилитация творчества. – Психология и практика / 2007. № 6. С. 64-73.
17. Базенлюк Е. И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет. // «Вопросы психологии» 2008 - Май-июнь (№ 3).
18. Е. Ю. Обухова, Т. А. Строганова, В. В. Грачев. Нарушение внимания у детей с особенностями развития // «Вопросы психологии», №3, 2008.
Информация о работе Изучение креативности в юношеском возрасте