Изучение креативности в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблем определения креативности и возрастных аспектов ее развития.
2. Проанализировать подходы к определению критериев оценки креативности.
3. Описать современные и классические методы изучения креативности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Изучение креативности в отечественной и зарубежной литературе. 5
1.1 Понятие креативности в современной психологии 5
1.2 Факторы и условия развития креативности 8
1.3 Проявление креативности в юношеском возрасте 16
Глава 2. Экспериментальное изучение креативности в юношеском возрасте 20
2.1 Методики исследования 20
2.2 Результаты изучения креативности 22
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Работа содержит 1 файл

пcихология курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

   Другие ученые придерживаются пороговой теории, по которой до определенного значения IQ (115 – 120 баллов) интеллект и креативность тесно связаны между собой – чем больше интеллект, тем больше креативность. При более высоких значениях интеллекта (выше 120 баллов) эти две способности становятся независимыми друг от друга. Иначе говоря, лишь сверхумные могут либо проявлять, либо не проявлять креативность, в то время как у обычных людей интеллект – необходимое условие творчества.

   Но, скорее, ученые разделяют третью точку зрения и утверждают, что интеллект и креативность – тесно связанные друг с другом способности: высокий интеллект предполагает высокие творческие способности, а низкий – низкие.

   В начале XX века Л. Термен и К. Кокс по биографическим данным оценили интеллект 282 великих людей прошлого – Наполеона, Лютера, Бетховена, Рембрандта, Ньютона. Оказалось, что их показатели IQ чрезвычайно велики. Самым низким оказался интеллект Дж. Вашингтона, который составил 130 баллов. Самым высоким – интеллект И. Гете, равнявшийся приблизительно 200 баллам.

   В начале 1950-х гг. Э. Ро провела интервьюирование и тестирование 64 виднейших американских ученых в области физики, биологии, психологии и антропологии. Все ученые отличались чрезвычайно высоким интеллектом: IQ 121–194 балла. Можно сделать вывод, что очень талантливые люди оказываются очень умными.

   Вообще, разделение интеллекта и креативности - условное. Трудно, например, представить, чтобы какой-нибудь великий ученый с высоким интеллектом не открыл ничего нового в своей области науки. [1]

   Теперь же на примере мы рассмотрим школу. Анализируя данные опроса, проведенного среди подростков и педагогов, было отмечено:

   - школа не предоставляет подросткам возможности для позитивного творческого общения друг с другом;

   - педагоги во взаимодействии с подростками руководствуются авторитарным, часто смешенным с либеральным, стилями общения;

   - ведущей направленностью школы, по мнению педагогов, является образовательная сторона учебно-воспитательного процесса;

   - опыт межличностного взаимодействия подростки получают в “уличном” неформальном взаимодействии.

   Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в подростковом возрасте в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей данного возраста, которые влияют на развитие творческих способной.

   В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении. Именно это как доминанту развития психики в интеллектуальной сфере выделяет доктор психологических наук, профессор И.Ю. Кулагина в своей работе «Возрастная психология».

   Свидетельствует о высоких возможностях развития таких творческих способностей, которые определяются гибкостью мышления и зоркостью в поисках проблем.[2]

   Подросток находит способы применения абстрактных правил для решения целых классов задач. Это свидетельствует о высоком потенциале развития способности к переносу опыта.

   Овладение подростком в процессе обучения такими мыслительными операциями как классификация, аналогия, обобщение способствует эффективному развитию способности к сближению понятий, определяющейся легкостью анализирования и отдаленностью анализируемых понятий, высокое качество этих показателей определяется особенностями теоретического рефлексивного мышления, которые позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи. Для этого возраста характерен интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.

   Как утверждает И.Ю. Кулагина, рассматривая особенности подросткового возраста, в связи с повышением интеллектуального развития подростка ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к развитию творчества подростков. Воображение подростка, как выделяет И.Ю. Кулагина, «конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка». При этом Кулагина И.Ю. отмечает существование двух линий развития воображения в подростковом возрасте. Первая линия характеризуется стремлением подростками к достижению объективного творческого результата. Она присуща далеко не всем подросткам, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования.[2.]

   1. Потребность в творчестве возникает в том случае, когда оно нежелательно или невозможно из-за внешних обстоятельств, т.е. сознание в этой ситуации провоцирует активность бессознательного. Таким образом, сознание в творчестве пассивно и лишь воспринимает творческий продукт, а бессознательное активно порождает творческий продукт. Отсюда творческий акт является слиянием логического (анализ-синтез в процессе воображения) и интуитивного (инсайт) уровней мышления.

   2. Психическая жизнь личности - это процесс смены двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности. При этом деятельность целесообразна, произвольна, рациональна, сознательно регулируема, побуждается определенной мотивацией и функционирует по типу отрицательной обратной связи: достижение результата завершает этап деятельности. Творчество же спонтанно, непроизвольно, иррационально, не поддается регуляции со стороны сознания, оно мотивируется отчуждением человека от мира и функционирует по принципу положительной обратной связи: получение творческого продукта только подстегивает процесс, делая его бесконечным. Отсюда деятельность - это жизнь сознания, механизм которого сводится к взаимодействию активного сознания с пассивным бессознательным, тогда как творчество есть жизнь доминирующего бессознательного при взаимодействии с пассивным сознанием [3,4,5].

   3. Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка - креативная среда, характеризуемая следующими признаками [6,7,8]:

  • оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения (закон Йоркса - Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;
  • непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.

   В процессе создания творческого продукта (креативном процессе) выделяется ряд обязательных стадий [9,10]:

  • появление нестандартной проблемы и возникновение противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения;
  • зарождение и оптимизация мотивации к решению задачи;
  • созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммы знаний о проблеме;
  • логический “тупик”, сопровождаемый обязательной фрустрацией эмоционально-волевой сферы личности;
  • озарение (инсайт) - интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание;
  • экспериментальная проверка идеи.

   Таким образом, при всем многообразии психологических теорий креативности, существует ряд основополагающих признаков творческой деятельности, воздействуя на которые можно, в той или иной степени, повышать продуктивность творческого мышления и развивать творческие способности личности школьника - подростка.

   Таким образом: творческие способности выделяются как бы по разным основаниям, но вместе с тем все они проявляются в успешности деятельности. Качество творческих способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. Творческие способности школьника - подростка являются результатом развития задатков. Возникая на основе задатков, творческие способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от ребенка определенных способностей. Любой человек, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач, – это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность. Креативность обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности. Творчество как один из видов деятельности и креативность, как устойчивая совокупность черт, способствует поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития. Творческие способности, отличают одного человека от другого. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и моральные предписания группы.

1.3 Проявление креативности в юношеском возрасте

   Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.

   Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе [11].

   При традиционных формах обучения, подросток, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способен воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т.п. Однако он не принимает участия в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специфического опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник средней школы, успешно овладевший материалом школьной программы, не справляется с конкурсными экзаменационными задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.

   Креативные способности во многом зависят и формируются в деятельности самих обучающихся, об этом никогда не стоит забывать педагогам. Никакой рассказ о роли гипотезы не сможет заменить в развитии способностей человека путь к исследованию, пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассмотреть их под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт исследования развивает данную способность. Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия.

   Подростки в подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Они воспроизводят ценности уже обществу известные и только в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности старших, могут создавать новые ценности и для общества. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта.

   Ещё одной проблемой для развития креативности является то, что само по себе решение задач (как жизненных, так и различных других) для большинства людей не является приоритетным в их жизни. Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем на диване, в ночном клубе и т.д., вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения.

   Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья, скорее всего, просто потому, что эти периоды занимают много времени. Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество: открытие строения молекулы ДНК, изобретение телефона, завершение симфонии, неожиданный даже для режиссёра конец фильма и многое другое. Все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

   Именно оттого, что человек не использует даже четверти своих возможностей, можно говорить о существовании такого явления как творческая закостенелость или о людях без каких-либо способностей, хотя в действительности такого быть не может.

Информация о работе Изучение креативности в юношеском возрасте