Изучение коммуникативности студентов ВУЗа

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 06:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы в том, что общение занимает центральное место в повседневной жизни человека, а также влияет на межличностные отношения.
Цель работы – выявить связь между коммуникативностью студента с преподавателями, одногруппниками и просто персоналом ВУЗа и его успешной или неуспешной учебой в ВУЗе.
Объектом изучения станет такое личное качество студентов, как коммуникативность. Предметом исследования - индивидуальные особенности проявления, факторы и механизмы развития коммуникативности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию коммуникативности………………………………………………………....5
Исследование коммуникативности как одного из важных качеств личности…………………………………………………………………....5
Особенности коммуникативности людей в возрасте от 17 до 25 лет………………………………………………………………………….10
Глава 2. Изучение коммуникативности студентов ВУЗа………………13
Методы исследования…………………………………………………….13
Анализ результатов исследования……………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

курсовая (психология).docx

— 52.84 Кб (Скачать)

Общение юношей и девушек  со взрослыми, с родителями предполагает растущую демократизацию взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей и авторитета родителей, проблемы взаимопонимания между ними. Отношения со взрослыми сложны, но фактически влияние родителей по многим важным проблемам остается для юношей преобладающим. Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассников и профессиональной принадлежности взрослого.15

Общение со взрослыми протекает неравномерно, стремительная интенсификация общения. Обсуждение проблем и вопросов сменяется периодом спада интенсивности общения, пока не накопятся новые беспокоящие проблемы.

Параллельно с расширением  сферы общения происходит и углубление, индивидуализация общения. У молодых  людей развивается способность  устанавливать дружеские отношения, более избирательные, тесные и глубокие. Поиск друга начинается уже в  подростковом возрасте, но юношеская  дружба интимнее и стабильнее. Дружба характеризуется верностью, близостью  и устойчивостью. Друг впервые осознается как alter ego (другой Я). Это первая, самостоятельно выбранная, глубоко личная привязанность, предваряющая и в какой-то степени предвосхищающая другие привязанности, в частности любовь. Дружба и приятельство различаются самими молодыми людьми, число друзей обычно невелико. Юношеская дружба полифункциональная и многообразная: от простого совместного времяпровождения до глубочайшей исповедельности и самораскрытия.16 
             Глава 2. Изучение коммуникативности студентов ВУЗа

1.1 Методы исследования

База проведения исследования: Байкальский государственный университет экономики и права.

Выборкой исследования стали студенты университета различных курсов и факультетов.

Юношей – 10, девушек – 15.

Возраст испытуемых – от 18 до 21 года.

Таблица 2.1

Выборка экспериментального исследования

Код

Пол

Возраст

1

м

18

2

ж

18

3

ж

21

4

м

18

5

ж

19

6

ж

19

7

ж

18

8

ж

19

9

м

20

10

м

19

11

ж

20

12

ж

18

13

ж

18

14

ж

19

15

м

21

16

м

19

17

ж

18

18

м

18

19

ж

20

20

м

20

21

ж

21

22

ж

19

23

ж

19

24

м

18

25

м

20


 

         В данном исследовании методом эксперимента выступает тестирование с помощью следующих тестов:

- тест В.Ф. Ряховского  «Оценка уровня общительности»

- дополнительное анкетирование  для выяснения успеваемости и  успешности студентов в учебе

      Тест В.Ф. Ряховского содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на следующие вопросы испытуемым следовало используя три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет»:

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
  3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
  7. Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
  12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
  15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
  16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов: «да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков. Полученные очки суммировались, и полученные результаты оценивались по следующей шкале:

1)  30-32 очко. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

2)  25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

3)  19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуюте неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

4) 14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

5)  9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

6) 4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

7) 3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

Дополнительная анкета содержала  следующие вопросы:

-Ваш возраст?

-На данный момент, на  каком курсе Вы обучаетесь?

-Ваша средний балл по успеваемости (удовлетворительно, хорошо или отлично)?

-Ваше место в рейтинге  успеваемости в группе?

Первый тест дал следующие  результаты:

Таблица 2.2

Номер шкалы

Кол-во человек, получивших данную шкалу

1

0

2

2

3

8

4

10

5

4

6

1

7

0


Теперь соотнесем результаты первого теста и дополнительной анкеты:

Таблица 2.3

Номер шкалы

Ответы  на дополнительную анкету

Шкала 2

  1. 18 и 19 лет
  2. 1 и 2 курс
  3. «хорошо» и «хорошо»
  4. 12 и 15

Шкала 3

  1. 18 – 1 человек, 19 – 3 человека, 20 – 3 человека, 21 – 1 человек
  2. 2 курс – 4 человека, 3 курс – 3 человека, 4 курс – 1 человек
  3. «удовлетворительно» – 3 человека, «хорошо» - 4 человека, «отлично» - 1 человек
  4. от 10 до 16 места

Шкала 4

  1. 18 – 4 человека, 19 – 2 человека, 20 – 2 человек, 21 – 2 человека
  2. 1 курс – 4 человека, 2 курс – 3 человека, 3 курс – 1 человек, 4 курс – один человек, 5 курс – один человек
  3. «удовлетворительно» - 2 человека, «хорошо» - 5 человек, «отлично» - 3 человека
  4. от 3 до 14 места

Шкала 5

  1. 18 – 3 человека, 19 – 1 человек
  2. 1 курс – 4 человека
  3. «хорошо» - 3 человека, «отлично» - 1 человек
  4. от 5 до 17 места

Шкала 6

  1. 19
  2. 2 курс
  3. «хорошо»
  4. 13 место

 

 

2.2 Анализ результатов  исследования

Результаты исследования были обработаны с помощью программы  MS Excel. Корреляционная связь между двумя показателями средняя, т.е. успеваемость и успешность в учебе и коммуникативные способности студентов находятся в связи, но эта связь не всегда стабильна и однозначна.

Таким образом, наша гипотеза о том, что коммуникативность влияет на успех в учебе, на мой взгляд, подтвердилась. Так как мы выяснили, что не всегда коммуникативные качества влияют на успешность в учебе (так как, например, испытуемые, показавшие самые низкие коммуникативные способности, тем не менее учатся вполне хорошо). Тем не менее, это качество является важным для успеха (исследование показало, что чем выше коммуникативные качества, тем лучше успеваемость – к примеру, в самой популярной 4 шкале отличников больше, чем во всех остальных вместе взятых), но не является гарантом успеха – испытуемый, показавший самые высокие коммуникативные качества, все-таки не является лучшим в своей группе.

 

Заключение

Коммуникация (от лат. – делаю общим, связываю, общаюсь) – смысловой аспект социального взаимодействия. Средствами коммуникативного процесса являются различн6ые знаковые системы, прежде всего речь, а также оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика) и др.

Тема коммуникативности  и межличностных отношений является актуальной в наше время, так как  наше поколение очень разнообразное  – от общительных и добродушных до замкнутых и не способных к каким либо социальным контактам. В наших социалистических условиях, когда именно коллективные усилия, коллективное творчество определяют успех в науке, производстве и управлении, способность и потребность в товарищеском отношении к коллегам имеют особое значение.

Из всего обилия трактовок  психологами понятия общения  можно выделить главное:

  1. общение – вид самостоятельной человеческой деятельности;
  2. общение – атрибут других видов человеческой деятельности;
  3. общение – взаимодействие субъектов.

Проведенное исследование и  его анализ показали, что коммуникативность  является одним из важных качеств  человека для его успешности не только в учебе, но и в дальнейшей жизни. Важным, но не гарантом успеха, ведь успех  все-таки складывается из множества  других факторов и личных качеств  человека.

 

Список литературы

Информация о работе Изучение коммуникативности студентов ВУЗа