Изучение коммуникативности студентов ВУЗа

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 06:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы в том, что общение занимает центральное место в повседневной жизни человека, а также влияет на межличностные отношения.
Цель работы – выявить связь между коммуникативностью студента с преподавателями, одногруппниками и просто персоналом ВУЗа и его успешной или неуспешной учебой в ВУЗе.
Объектом изучения станет такое личное качество студентов, как коммуникативность. Предметом исследования - индивидуальные особенности проявления, факторы и механизмы развития коммуникативности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию коммуникативности………………………………………………………....5
Исследование коммуникативности как одного из важных качеств личности…………………………………………………………………....5
Особенности коммуникативности людей в возрасте от 17 до 25 лет………………………………………………………………………….10
Глава 2. Изучение коммуникативности студентов ВУЗа………………13
Методы исследования…………………………………………………….13
Анализ результатов исследования……………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

курсовая (психология).docx

— 52.84 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические  подходы к исследованию коммуникативности………………………………………………………....5

    1. Исследование коммуникативности как одного из важных качеств личности…………………………………………………………………....5
    2. Особенности коммуникативности людей в возрасте от 17 до 25 лет………………………………………………………………………….10

Глава 2. Изучение коммуникативности студентов ВУЗа………………13

    1. Методы исследования…………………………………………………….13
    2. Анализ результатов исследования……………………………………….20

Заключение…………………………………………………………………...21

Список литературы………………………………………………………….22

 

Введение

Актуальность этой темы в  том, что общение занимает центральное  место в повседневной жизни человека, а также влияет на межличностные  отношения.

          Цель работы – выявить связь  между коммуникативностью студента с преподавателями, одногруппниками и просто персоналом ВУЗа и его успешной или неуспешной учебой в ВУЗе.

          Объектом изучения станет такое личное качество студентов, как коммуникативность. Предметом исследования - индивидуальные особенности проявления, факторы и механизмы развития коммуникативности.

         Гипотеза исследования – предположение  о том, что коммуникативные  качества личности играют очень  важную роль в успешной учебе  студента на протяжении всех  пяти лет обучения.

В соответствии с целью  работы ставятся следующие задачи:

- рассмотреть коммуникативность  с теоретической точки зрения, т.е. в общих чертах

- изучить особенности  коммуникативности студентов

-провести исследование  среди учащихся ВУЗа (конкретно  – среди студентов Байкальского  государственного университета  экономики и права)

-проанализировать все  данные исследования

-сделать определенные  выводы и подтвердить/опровергнуть  гипотезу

       Методологическую  базу составят положения авторов,  изучающих коммуникативность (Ананьев Б.Г., Андреева Г.М., Бодалев А.А., Леонтьев А.А., Ломов Б.Ф., Немов Р.С. и другие)

           Курсовая состоит из двух глав, включающих теоретические положения и практические исследования, введения, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Теоретические  подходы к исследованию коммуникативности

1.1  Исследование  коммуникативности как одного  из важных качеств личности

Общение представляет сторону  социального бытия человека, его  способ жизни. Поэтому, когда мы изучаем  образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и  то, с кем и как он общается, т.е. сферу, формы, способы общения.

В психологии установлено, что  развитие человека, его социализация, превращение в "общественного  человека" начинается с общения  с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное  общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой  он выступает в качестве субъекта общения.1

Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в  процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в  процессе общения у ребенка формируются  духовные потребности, нравственные и  эстетические чувства, складывается его  характер.2

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения  человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие  связывания индивидов и вместе с  тем как способ развития самих  этих индивидов. По-видимому, это и  дало возможность известному французскому военному лётчику и писателю Антуану де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как "единственной роскоши, которая есть у человека".

Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.3

Рассмотрение проблем  общения осложняется различием  трактовок самого понятия «общение». Так, А.С.Золотнякова принимала общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение она видела как процесс передачи нормативных ценностей. Вместе с тем она подавала «общение» как «социальный процесс, через который общество влияет на индивида». Если соединить эти два положения, то можно увидеть, что для неё общение было процессом коммуникативно-регулятивным, в котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой.4

А.А.Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».5

Психологи определяют общение  как «атрибут деятельности и как  недетерминированное деятельностью  свободное общение».

А.А.Леонтьев понимает общение  «не как интериндивиндуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека».6

Позицию А.А.Леонтьева поддерживают и другие авторы. Так, В.Н.Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Далее он поддерживает точку зрения на общение как процесс  взаимодействия, но подчеркивает, что  общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для  процесса деятельности».

Проблему общения исследовали  и философы. Так. Б.Д.Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности».7 Л.П.Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения.8 М.С.Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности», выражающий «практическую активность субъекта». В.С.Коробейников определяет общение как «взаимодействие субъектов, обладающих определенными социальными характеристиками». «С философской точки зрения, – пишет В.М.Соковин, – общение – это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включённая в трудовую деятельность и являющаяся её необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания».9

Из этого, далеко не полного, перечня высказываний психологов, социологов и философов, видно, насколько велик  интерес ученых к феномену общения.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией  между общающимися индивидами. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные  барьеры. Они носят социальный или  психологический характер.

Средства коммуникации.

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством  использования знаковых систем. Самое  простое деление коммуникации –  на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная - использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.10

Можно выделить три позиции коммуникатора  во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится, подчеркнуто  нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств  общения:

- кинетику (оптико-кинетическая  система, включающая в себя  жесты, мимику, пантомиму);

- паралингвистику (система  вокализации голоса, паузы, покашливания  и т.п.);

- проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);

- визуальное общение (система  контакта глазами).11

Таким образом, общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение  с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои познавательные высшие способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

 

 

1.2 Особенности коммуникативности  людей в возрасте от 17 до 25 лет

Юность – это тот  период, который становится одним  из самых главных в жизни человека, в формировании личности.

Юношеский возраст – период индивидуальной жизни, в котором  становится (развивается) способность  деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для  решения задач строительства  собственной жизни, перспективы, характерной  для взрослого человека (решение  профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление  общественно значимого поступка или действия; построение собственной  семьи и т.п.).12

Часто юность считают бурной, объединяя её в один период с подростковым возрастом. Поиски своего места в  этом мире, поиски смысла жизни могут  стать особенно напряжёнными. Возникают  новые потребности интеллектуального  и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Этот период у одних  может оказаться напряженным, а  у других плавно и постепенно передвигаться  к переломному моменту в своей  жизни. При благополучном протекании ранней юности старшеклассника радует спокойный упорядоченный уклад  жизни, им не свойственны романтические  порывы, у них хорошие отношения  с родителями и учителями. Но при  этом дети менее самостоятельны, более  пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошёл через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим  принимать самостоятельные решения  в сложных ситуациях по сравнению  с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время  легко. Главное психологическое  приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Он (юноша) начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного “Я”. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское “Я“ ещё неопределённо, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.13

Анализ межличностных  отношений как отношений, складывающихся не где-то вне общественных отношений, а внутри них, позволяет расставить акценты в вопросе о месте  общения во всей сложной системе  связей человека с внешним миром.

Содержание и характер общения юношей со всеми категориями  партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией  их как субъектов отношений в  значимых сферах жизнедеятельности. Ценностно-смысловая доминанта общения обнаруживается в ведущей тематике бесед старшеклассников: обсуждение личных дел , взаимоотношений людей, планов на будущее, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, отношений с преподавателями, отношений с родителями, своего развития – физического, интеллектуального.14

Информация о работе Изучение коммуникативности студентов ВУЗа