Измерение уровня агрессии у студентов перед сессией

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 01:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить показатели и уровень агрессии у студентов разных курсов в предсессионный период.
Методы исследования: анализ и обобщение литературы, опросник Баса-Дарки, корреляционный метод обработки данных.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор литературы.
2. Выявить особенности агрессивных проявлений у студентов.
3. Выявить показатели и формы агрессии у студентов в предсессионный период.

Содержание

Введение
Раздел 1. Агрессия у студентов
1.1 Теории агрессии
1.1.1 Теория влечений
1.1.2 Фрустрационная модель
1.1.3 Теория социального научения
1.2 Студенческий возраст как завершающий этап становления личности
Раздел 2.Измерение уровня агрессии у студентов перед сессией
2.1 Объект, предмет, цели и задачи исследования
2.2 Методы и процедура исследования
2.3 Результаты исследования и их интерпретация
Выводы
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 39.56 Кб (Скачать)

Для обработки, заполненных таблиц, мы использовали компьютеризированный пакет статистических программ STATISTICA 6.0. Данные обрабатывали с помощью  корреляционного анализа.

Корреляционный анализ – это  метод статистической оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых  признаков или факторов. Позволяет  за очень короткое время получить множество данных для значительного  числа испытуемых. При определении  формы связи рассматривается  ее линейность или нелинейность. В психологических исследованиях широко применяется также такой коэффициент связи, который рассчитывается в случае простейшей классификации. При наличии определенного свойства у испытуемого ему приписывается 1, при отсутствии – 0. По существу, это коэффициент корреляции для случая дихотомических данных. Но корреляционный анализ не позволяет решить одну проблему, связанную с возможной интерпретацией зависимости, существующей между переменными. Например, при наличии корреляционной зависимости между двумя переменными может быть трудно решить, какая из них – причина, а какая – следствие; к тому же может оказаться, что на самом деле причинной связи между ними вообще нет (так, они могут причинно зависеть от некой третьей переменной, не учтенной в исследованиях). Интерпретация связи между переменными очень часто зависит от смысла, вкладываемого в используемые термины. Недостатки корреляционного анализа связаны с тем, что он позволяет лишь констатировать наличие некоей связи между параметрами или переменными, но не может доказать причинно – следственный тип этой связи. Самый эффективный способ выявления такой зависимости – вмешательство с целью установить, как наличие или отсутствие одного из факторов влияет на другой фактор.

 

2.3 Результаты исследования и  их интерпретация

 

Используя методы математической обработки  данных, был проведен корреляционный анализ, который позволяет установить взаимосвязь между переменными.

В нашей работе корреляционный анализ (см. прил.) показал взаимосвязь возраста с рядом переменных: «физическая агрессия» (0,46), «косвенная агрессия» (0,32), «негативизм» (0,43), «обида» (0,41), «подозрительность» (0,45). Из этого следует, что перечисленные виды реакций вероятнее всего характерны для студентов младших курсов. Они недавние выпускники школ. Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций: таких как повышение температуры перед экзаменами, головные боли. Индивидуальные различия в переживании кризиса 17 лет велики. Но даже если студент мало тревожен и все складывается для него удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней.

Также корреляционный анализ показал  взаимосвязь пола с такими переменными: «физическая агрессия» (0,62), «раздражение» (0,38), «негативизм» (0,46), «вербальная  агрессия» (0,34). Из этого следует, что  перечисленные виды реакций более  характерны для юношей, учащихся на первом курсе. Юноши намного чаще, нежели девушки используют физическую силу против других людей, выражают свои негативные чувства в форме крика, проклятий, угроз. Юноши чаще вступают в конфликты с окружающими, борются  против установленных правил, обычаев, с которыми не могут смириться. Они  готовы к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении. С возрастом, под влиянием общества, юноши учатся сдерживать проявления своих негативных чувств.

Социальная ситуация развития в  юности – ситуация выбора жизненного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 16 – 17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к  осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к новым целям. Цена сделанной в этот период ошибки велика: это не школьная двойка, а упущенные годы, необходимость начинать все сначала.

Переменная «физическая агрессия»  прямо коррелирует с возрастом (0,46), полом (0,62), «раздражением» (0,61), «негативизмом» (0,61), «обидой» (0,4), «подозрительностью» (0,43), «вербальной агрессией» (0,58). Это  свойственно больше юношам первого  курса.

Готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, оппозиционная  манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов, зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные  действия, недоверие и осторожность по отношению к людям у юношей первого курса сопровождаются использованием физической силы против другого лица.

В корреляционном анализе выявилась  взаимосвязь: косвенной агрессии с  возрастом (0,32), негативизмом (0,42), обидой (0,44), подозрительностью (0,41). Это наименее свойственно студентам старших  курсов.

Для лиц с агрессивным реагированием  характерны: постоянная озабоченность  собственным престижем; чрезмерное стремление к успеху, особенно в  тех ситуациях, которые наиболее заметны и важны, с целью доказать свою неповторимость, выделиться среди  окружающих, часто за счет других; уверенность  в абсолютной истинности своих взглядов и оценок; демонстративное поведение. Все это более характерно для  юношей, недавно окончивших школу, в  возрасте 16-17 лет.

Раздражение связано с полом (0,38), физической агрессией (0,61), негативизмом (0,4), обидой (0,41), подозрительностью (0,55), вербальной агрессией (0,56) и чувством вины (0,37).

Юноши склонны к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, это  выражается в негативном содержании словесных ответов, использовании  физической силы против другого лица, сопротивлении или борьбе против устоявшихся правил. Возможно, это связано с тем, что они мало доверяют окружающим, обижены на какие-то действия по отношению к ним, но не могут выразить проявление своих чувств адекватно.

На смену вспыльчивости и  грубости приходит чувство вины, что  он поступил плохо и при этом может  возникать ощущение им угрызения  совести.

Для юношей более характерно, чем  для девушек: физическая агрессия (0,62), раздражение (0,38), негативизм (0,46), вербальная агрессия (0,34).

Корреляционный анализ показал, что  проявление физической агрессии –  это вербальная агрессия. Юношам не достаточно использования физической силы против другого лица, ее еще  нужно выразить в словесной форме. Они готовы к проявлению своих  негативных чувств при любой конфликтной  ситуации, очень часто сопротивляются и борются против правил, законов, обычаев, с которыми не согласны.

 

 

ВЫВОДЫ

 

Молодые люди еще в большинстве  случаев находятся в процессе становления, поиске своего места в  обществе, в профессии, в межличностном  общении. Очень часто реакцией на эти трудности, особенно при неудачах, являются проявления агрессии, что  плохо отражается как на конкретной личности, так и на обществе в  целом. Ведь агрессия может объективно выступать дестабилизирующим фактором, что влияет на способность контролировать и регулировать частично психические  состояния и реакции поведения.

Для лиц с агрессивной реакцией характерна направленность агрессии на внешние объекты: близких, незнакомых людей, животных, вещи и т.п. Агрессия не ограничивается сферой эмоций (раздражением, ненавистью, гневом, чувством обиды, подозрительностью), но включает в себя и негативный компонент – крайне негативные оценки окружающих, постоянные, необоснованные обвинения, агрессивные фантазии и  мысли, а также агрессивные действия.

Использование физической силы против другого лица, готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, вспыльчивость, грубость, вербальная агрессия наиболее свойственно юношам, чем  девушкам.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как  и всякое свойство, она имеет различную  степень выраженности: от почти полного  отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик  личности, которая может стать  конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность  не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и  агрессией не является жесткой, а, с  другой, сам акт агрессии может  не принимать сознательно опасные  и неодобряемые формы. В житейском  сознании агрессивность является синонимом  “злонамеренной активности”. Однако само по себе деструктивное поведение  “злонамеренностью” не обладает, таковой  его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания  которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут  быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для вузов. – 2-е изд., - М., 1997.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 2000.

3. Давыдов В.В. О связи современной психологии с педагогической практикой//Вопросы психологии. - №5. –1978.

4. Дусавицкий А.К. О студенческом возрасте как завершающем этапе становления личности//Вестник Харьковского ун-та-№200.-1980, с.9-13.

5. Кон И.С. Психология ранней юности.- В кн.: Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973,с.142-164.

6. Кущенко І.В. Особливості агресивних виявів у юнацкому віці//Вісник Луганського держ. Пед. Ун-ту.-№8-2003.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск.ун-та,1972.

8. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и психокоррекция. - Минск, 1996.-с.3-19.

Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Измерение уровня агрессии у студентов перед сессией