Измерение уровня агрессии у студентов перед сессией

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 01:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить показатели и уровень агрессии у студентов разных курсов в предсессионный период.
Методы исследования: анализ и обобщение литературы, опросник Баса-Дарки, корреляционный метод обработки данных.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор литературы.
2. Выявить особенности агрессивных проявлений у студентов.
3. Выявить показатели и формы агрессии у студентов в предсессионный период.

Содержание

Введение
Раздел 1. Агрессия у студентов
1.1 Теории агрессии
1.1.1 Теория влечений
1.1.2 Фрустрационная модель
1.1.3 Теория социального научения
1.2 Студенческий возраст как завершающий этап становления личности
Раздел 2.Измерение уровня агрессии у студентов перед сессией
2.1 Объект, предмет, цели и задачи исследования
2.2 Методы и процедура исследования
2.3 Результаты исследования и их интерпретация
Выводы
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 39.56 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Раздел 1. Агрессия у студентов 

1.1 Теории агрессии

1.1.1 Теория влечений

1.1.2 Фрустрационная модель

1.1.3 Теория социального научения

1.2 Студенческий возраст как  завершающий этап становления  личности

Раздел 2.Измерение уровня агрессии у студентов перед сессией

2.1 Объект, предмет, цели и задачи  исследования

2.2 Методы и процедура исследования 

2.3 Результаты исследования и  их интерпретация

Выводы

Заключение

Литература

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из характерных особенностей социального взаимодействия людей  в современном обществе является повышенная конфликтность и агрессия. Это связано с влиянием целого ряда факторов, которые усложняют  жизнедеятельность и являются источником раздражения, психического напряжения.

В виду этого являются актуальными  любые исследования деструктивных  проявлений личности в различных  областях деятельности, тем более  что переходный период в экономике, политике, культурной жизни современной  Украины усиливает, создает дополнительные предпосылки к проявлению негативных, неконструктивных способов реагирования у населения, особенно молодежи.

 Объектом исследования курсовой  работы является агрессия у  студентов.

Предмет исследования: уровень агрессии у студентов в предсессионный период.

Цель работы: выявить показатели и уровень агрессии у студентов  разных курсов в предсессионный период.

Методы исследования: анализ и обобщение  литературы, опросник Баса-Дарки, корреляционный метод обработки данных.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический обзор литературы.

2. Выявить особенности агрессивных проявлений у студентов.

3. Выявить показатели и формы агрессии у студентов в предсессионный период.

 

 

РАЗДЕЛ 1

АГРЕССИЯ У СТУДЕНТОВ

 

1.1 Теории агрессии

 

В западной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится  в поле зрения ученых и практиков. Существует большое число теоретических  концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные  исследования, многие психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой  агрессивного поведения, пытаются разрабатывать  техники его коррекции.

Если проанализировать все многообразие западных концепций, то можно выделить, пожалуй, три наиболее значимых из них. Первая включает теории, в которых  агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (сюда входят теории психоаналитического  толка). Вторая - описывает агрессию как поведенческую реакцию на фрустрацию. Третью составляют концепции, рассматривающие агрессивность  как характеристику поведения, формирующуюся  в результате научения (бихевиоральные теории).

Если рассматривать чрезмерные проявления агрессии или развитие агрессивности  по типу акцентуации, то такие черты  личности, как доминантность, конфликтность, неспособность к социальной кооперации, могут вызывать негативное отношение.

Агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане  личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может оказывается  качеством социально приемлемым и даже необходимым. В противном  случае, это приводит к податливости, ведомости, конформности, пассивности  поведения.

Агрессивные реакции часто ситуативны и имеют рационально-избирательную  направленность. Направленность агрессии от особенностей мотивационно-потребностной  сферы человека, системы его ценностей  и ориентаций. Поэтому, вероятно, уместно  разделение на конструктивную и деструктивную  агрессивность, где только последняя  несет в себе потенциал враждебности, злобности, жестокости.

В теории, объясняющей природу агрессивности, существует три отличных друг от друга  подхода. Все они отражают воззрения  и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного  времени[8,c.5].

 

1.1.1 Теория влечений

Психоэнергетическая модель.

Одним из основоположников этой теории, без сомнения, является З.Фрейд. Он считал, что в человеке существует два  наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти. Первый рассматривался как стремления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Второй несет  в себе энергию разрушения, его  задачей является «приводить все  органически живущее к состоянию  безжизненности». Это злоба, ненависть, деструктивность.

Возникновение и дальнейшее становление  агрессивности у З.Фрейда связывается  со стадиями детского развития. В частности, отмечается, что фиксация на оральной стадии развития может привести к  формированию таких агрессивных  черт характера, как наклонность  к сарказму и сплетням. Фиксация на анальной стадии может привести к формированию упрямства, иногда переходящего в упорство, к которому легко присоединяется наклонность к гневу и мстительности.

Взгляды З.Фрейда во многом разделялись  и другими психологами, рассматривающими агрессивный компонент мотивации  как один из основополагающих в поведении  человека.

Новое звучание эта тема получила благодаря работам одного из основоположников этологии К.Лоренца, который утверждал, что агрессивный инстинкт много  значил в процессе эволюции, выживания  и адаптации человека. Но стремительное  развитие научно-технической мысли  и прогресс обогнали естественно  текущее биологическое и психологическое  созревание человека и привели к  замедлению развития тормозных механизмов агрессии, что неизбежно влечет периодическое  внешнее выражение агрессии. Иначе  внутреннее напряжение будет накапливаться  и создавать «давление» внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируемого  поведения.

«Психогидравлическая модель»  К.Лоренца в основном базируется на часто неоправданном переносе результатов исследований, полученных на животных, на человеческое поведение. Другим слабым местом теории инстинктов является предопределенность способов управления агрессией: считается, что  человек никогда не сможет справиться со своей агрессивностью. И поскольку  накапливающаяся агрессия непременно должна быть отреагирована, единственной надеждой остается направление ее по нужному руслу. Например, сторонники теории инстинктов считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека являются конкуренция, различного рода состязания, занятия  физическими упражнениями и участие  в спортивных соревнования.

Однако большинство психологов не разделяют такого фатального взгляда  на человеческое поведение. Во-первых, хотя ими и не отрицается, что  человеческая агрессивность имеет  свои эволюционные и физиологические  корни, но осуждается ограниченность представлений  о природе человека как о чем-то неизменном. Во-вторых, расходятся мнения и в отношении того, является агрессия инстинктом или же она лишь поставляет энергию, позволяющую «Я» эффективно осуществлять «принцип реальности», преодолевать препятствия на пути к удовлетворению других влечений. Поэтому считается, что агрессивность - это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или самому себе и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты. Агрессия является механизмом, благодаря которому эти инстинктивные тенденции направляются на другие объекты, и в первую очередь на людей, в основном, с целью их покорения или завоевания.

Впоследствии даже многие психоаналитики отошли от «жестких схем» фрейдовой  концепции и стали рассматривать  не только биологическую, но и социальную сторону агрессии.

Например, согласно А. Адлеру, агрессивность  является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Агрессия понимается в более широком контексте  напряжения противостоящих начал: жизни  и смерти, субъекта и объекта, тезиса и антитезиса, любви и войны. Универсальным  свойством живой материи является соревновательность, борьба за первенство, стремление к превосходству. В сознании заложена интенция триумфа. Однако эти  базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно  понятого социального интереса. Агрессивное  или, выражаясь словами А. Адлера, «агонизирующее» сознание порождает  различные формы агрессивного поведения  от открытого до символического, каким, например, является хвастовство, цель которого состоит в символической  реализации собственного могущества и  превосходства. Это связано с  тем, что агрессивный инстинкт включает в себя женский нарциссический компонент, требующий признания и преклонения. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает и другие символические  формы (ритуалы, обряды), а также иные виды социальной активности. Более  того, по Л. Адлеру, всякое контрпринуждение, т.е. ответная агрессия, является естественной сознательной или бессознательной  реакцией человека на принуждение, вытекающей из стремления каждого индивида ощущать себя субъектом, а не объектом. Антитезой насилия, понимаемого как злоупотребление властью, в индивидуальной психологии является «категорическая ненасильственность».

Другой представитель психоанализа Э. Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии. Это оборонительная, «доброкачественная» агрессия, которая  служит делу выживания человека; она  имеет биологические корни и  затухает как только исчезает опасность  или угроза жизни. Другой вид представляет «злокачественная» агрессия - это  деструктивность и жестокость, которые  свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными  факторами[8,c.10].

 

1.1.2 Фрустрационная теория

Гомеостатическая модель

Эта теория возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное  поведение рассматривается как  ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления  исследования человеческой агрессивности  считается Дж. Доллард. Согласно его  воззрениям, агрессия - это не автоматически  возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие  на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие  фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Схема  «фрустрация - агрессия» базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение.

Агрессия понимается как намерение  навредить другому своим действием, как "акт, целенаправленной реакцией которого является нанесение вреда  организму".

Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции. Причем величина фрустрации зависит  от силы мотивации к выполнению желаемого  действия, значительности препятствия  к достижению цели и количества целенаправленных действий (попыток), после которых  наступает фрустрация.

Торможение - это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых  отрицательных последствий. В частности  установлено, что торможение любого акта агрессии прямо пропорционально  силе ожидаемого наказания. Торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого виновником этого  торможения, и усиливающая побуждение к другим формам агрессии.

Замещение - это стремление участвовать  в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а  не истинного источника фрустрации.

Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса, заимствованный из психоанализа. Катарсис (в буквальном смысле «очищение эмоций») - это процесс освобождения возбуждения  или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Суть этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение  враждебных тенденций приводит к  временному либо длительному облегчению, в результате чего достигается психологическое  равновесие и ослабление готовности к агрессии.

Представление о том, что акты агрессии снижают вероятность проявления агрессивности в дальнейшем, не является открытием. З.Фрейд и другие психоаналитики придают большое значение эффекту  катарсиса, часто объясняя им потребность  человека очиститься от агрессивных  тенденций. В частности существуют данные, которые свидетельствуют  о том, что если человек, являясь  объектом агрессии, не может ответить тем же, то у него поднимается кровяное давление, тогда как при непосредственном агрессивном ответе оно значительно снижается. Однако многие экспериментальные данные не позволяют однозначно оценить эффективность катарсиса: установлено, что в ряде случаев агрессивное поведение понижает дальнейшие агрессивные проявления, а в ряде случаев, наоборот, повышает.

Представителем модифицированной формы теории обусловливания агрессии фрустрацией является Л. Берковитц. Он ввел новую дополнительную переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, - гнев как эмоциональную реакцию  на фрустрирующий раздражитель. Он признает, что агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может  подавляться.

В концептуальную схему «фрустрация - агрессия» Л. Берковитц ввел три  существенные поправки: а) фрустрация не обязательно реализуется в  агрессивных действиях, но она стимулирует  готовность к ним; б) даже при состоянии  готовности агрессия не возникает без  надлежащих условий; в) выход из фрустрирующей  ситуации с помощью агрессивных  действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

В процессе своего развития фрустрационный подход претерпел значительные изменения  и разделился на два относительно самостоятельных течения. Сторонники первого течения остались приверженцами  фрустрационно-агрессивной гипотезы и продолжают в основном исследовать  условия, при которых ситуация фрустрации ведет к возникновению агрессивных  действий. К таким важным, на их взгляд, условиям относятся: сходство - несходство агрессора и жертвы, оправданность - неоправданность агрессии, уровень  агрессивности как личностной характеристики человека.

Сторонники второго течения  создали собственную концепцию  фрустрации, в основу которой положен  анализ фрустрационных ситуаций, классификации  и типологии реакций на фрустрацию. Так, С. Розенцвейгом выделяются три типа причин, вызывающих фрустрацию:

1) лишения - отсутствие необходимых  средств для достижения цели  или удовлетворения потребности.  В качестве иллюстрации «внешнего  лишения», т.е. случая, когда фрустратор  находится вне самого человека;

Информация о работе Измерение уровня агрессии у студентов перед сессией