Измерение уровня агрессии у студентов перед сессией

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 01:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить показатели и уровень агрессии у студентов разных курсов в предсессионный период.
Методы исследования: анализ и обобщение литературы, опросник Баса-Дарки, корреляционный метод обработки данных.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор литературы.
2. Выявить особенности агрессивных проявлений у студентов.
3. Выявить показатели и формы агрессии у студентов в предсессионный период.

Содержание

Введение
Раздел 1. Агрессия у студентов
1.1 Теории агрессии
1.1.1 Теория влечений
1.1.2 Фрустрационная модель
1.1.3 Теория социального научения
1.2 Студенческий возраст как завершающий этап становления личности
Раздел 2.Измерение уровня агрессии у студентов перед сессией
2.1 Объект, предмет, цели и задачи исследования
2.2 Методы и процедура исследования
2.3 Результаты исследования и их интерпретация
Выводы
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 39.56 Кб (Скачать)

2) потери - утрата предметов или  объектов, ранее удовлетворявших  потребности;

3) конфликт - одновременное существование  двух несовместимых друг с  другом прбуждений, амбивалентных  чувств или отношений; 

Многие исследователи стали  рассматривать агрессию лишь как  один из возможных выходов из фрустрирующей  ситуации. Более того, некоторые  из них пришли к выводу, что при  фрустрации личность реагирует целым  комплексом защитных реакций, одна из которых играет ведущую роль[8,c.16].

 

1.1.3 Теория социального научения

Бихевиоральная модель

Агрессия представляет собой усвоенное  поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление.

Теория социального научения - это, в первую очередь, изучение человеческого  поведения, ориентированного на образец. Образец в данном случае рассматривается  как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или способа  действий человека. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников  социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности было доказано, что  поведение родителей может выступать  в качестве модели агрессии и что  у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.

Кроме того, названная теория утверждает, что человек научается и более  эффективным агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем совершенней  становятся эти действия. Вместе с  тем существенное значение имеет  успешность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении агрессии может  заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно повторяющийся неуспех - силу тенденции торможения.

Другим важным элементом этой теории является социальное подкрепление. Под  подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию. Если говорить о социальном подкреплении, следует иметь в  виду неосязаемое подкрепление, словесное  и несловесное обращение, контролируемое другими людьми. Это может быть похвала и выговор, улыбка и насмешка, дружеские и враждебные жесты. Различают  две формы подкрепления:

Положительное подкрепление — это  любой стимул, который, следуя за реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне.

Отрицательное подкрепление — это  стимул, устранение которого усиливает  реакцию.

Вместе с тем существует и  множество самих способов подкрепления. К наиболее распространенным относятся  поощрение и наказание. Таким  образом, в практике воспитания чаще всего используются четыре разновидности  подкрепления:

1) если вслед за реакцией ребенка  следует положительное подкрепляющее  средство, то результат - положительное  поощрение. 

2) если положительное подкрепление  устраняется после той или  иной реакции ребенка, то результат  - отрицательное наказание. 

3) если за реакцией следует  отрицательное подкрепление, то  результат - положительное наказание. 

4) если отрицательное подкрепляющее  средство устраняется после реакции,  то результат - отрицательное  поощрение. 

Что касается исследуемой проблемы, то существуют неопровержимые доказательства того, что если ребенок ведет себя агрессивно и получает при этом положительное  подкрепление, то вероятность его  агрессии в будущем в аналогичных  ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов, в  конце концов, сформирует привычку агрессивно реагировать на различные  раздражители. Следовательно, наблюдение и подкрепление агрессии со временем развивает у человека высокую  степень агрессивности как личностной черты. Точно так же наблюдение и  подкрепление неагрессивного поведения  развивает низкую степень враждебности.

В настоящее время теория социального  научения является одной из наиболее эффективных в предсказании агрессивного повеления, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального  развития[8,c.18].

 

1.2 Студенческий возраст как  завершающийся этап становления  личности

 

В возрастной и педагогической психологии не получила однозначного определения  специфика студенческого периода  жизнедеятельности личности. Одни исследователи  относят его к поздней юности, другие - к ранней и средней взрослости. При этом определение места студенческого  возраста в становлении личности не является главным принципом психологического анализа экспериментальных данных.

Вопрос о специфике студенческого  возраста принципиален в теоретическом  и практическом отношении. Отнесение  студенческого возраста к юности дает основание для его характеристики как завершающего этапа созревания и формирования личности[5,c.145]. Но тогда  подлинные психологические закономерности этого возраста не могут быть выявлены обособленно от предшествующих этапов развития индивида.

Вторая точка зрения позволяет  рассматривать студенческий возраст  как один из возможных периодов жизнедеятельности  взрослой личности, т. е. относительно изолированно от ее предшествующего  развития.

Задача формирования всесторонне  развитой личности выступает в настоящее  время как общественная потребность. Введение всеобщего среднего образования  создает для ее решения объективные  предпосылки: впервые появляется возможность  формирования личности в контролируемых условиях общественного воспитания. Естественно, что принятая в советской  психологии идея о конкретно-исторической природе развития индивида должна быть применена к новым условиям как  средство построения новых понятий  о современном детстве[3,c.14]. Эта  идея нашла свое выражение в разработанной  Д.Б. Элькониным периодизации психического развития личности ребенка в современную  эпоху. Развитие личности происходит в  результате присвоения индивидом исторически  сформировавшихся человеческих способностей и функций или основных родовых  типов человеческой деятельности: общения, предметно-манипулятивной, игровой, учебной, трудовой [7,c.366]. В соответствии с  таким критерием выделяются этапы  формирования личности от младенческого  до старшего школьного возраста.

За последние годы были выполнены  фундаментальные психологические  исследования в области дошкольного  детства: изучены закономерности формирования первых трех типов деятельности - эмоционального общения, предметно-манипулятивной и  игровой. Развернулись интенсивные  исследования и в области учебной  деятельности. Получены данные о структуре  учебной деятельности и об условиях формирования этой структуры.

Значительно меньше данных о закономерностях  развития личности в подростковом и, тем более, в старшем школьном возрасте. Это объясняется самим становлением подросткового и старшего школьного возраста как качественно новых ступеней психического развития человека в складывающейся системе общественного воспитания.

Начиная с подросткового возраста происходит процесс присвоения основной для человека трудовой формы деятельности. Это присвоение распадается на два  специфических этапа: в подростковом возрасте присваивается нравственный аспект трудовой деятельности, как  направленной на общественно-полезные цели. В старшем школьном возрасте должно происходить присвоение предметной стороны труда, связанной с достижением  необходимых практических результатов.

Таким образом, в современной системе  общественного воспитания (средняя  школа) создаются объективные условия  для присвоения индивидом формы  учебной и трудовой деятельности.

Но становление личности на этом не может считаться завершенным. Всеобщая форма трудовой деятельности должна наполниться конкретным содержанием, т. е. воплотиться в профессиональной деятельности, имеющей определенную специфику. Процесс усвоения специфической  формы профессиональной деятельности и есть завершающий этап формирования личности. Основным психологическим  новообразованием здесь является индивидуальность человека как способность творчески  реализовать свою личность в конкретной области человеческой деятельности.

Только овладение формой профессиональной деятельности придает личности подлинно индивидуальное своеобразие. Это происходит уже за пределами школы в специальных  учебных заведениях - в профессионально-технических  училищах, техникумах, вузах.

Наиболее благоприятные условия  для присвоения формы профессиональной деятельности складываются именно в  высшем учебном заведении, где индивиду предоставлены широкие возможности  для развития профессиональных способностей. Следовательно, высшее образование должно быть осмыслено как органическая часть всей образовательной системы, рассчитанной на формирование личности.

В традиционной системе образования, призванной готовить индивида только к узкоспециальной, инструментальной роли в производстве, функция высшего  образования сводилась к формированию узкого специалиста. Однако на современном  этапе общественного развития, когда  образование начинает осознаваться в своем подлинно универсальном  содержании, как направленное на воспитание личности человека, открывается и  иная функция высшего образования, становясь все более массовым, оно выступает как самый высокий  уровень профессионального образования  в условиях научно-технической революции, когда наука становится непосредственной производительной силой общества. Высшее образование предусматривает возможность  овладения субъектом определенной формы профессиональной деятельности, позволяющей использовать научные  знания в общественно-необходимых  целях. Только нахождение и понимание  своего места в общественной жизнедеятельности  позволяет индивиду развить свою индивидуальность. Высшее образование  создает для этого оптимальные  условия. Именно поэтому студенческий возраст и является вершиной становления  личности.

Завершение формирования индивида как личности означает лишь то, что  человек оказывается способным  к самодеятельному общественно-значимому  поведению, к целенаправленному  изменению окружающей действительности и собственной личности.

Можно предположить, что становление  человеческой индивидуальности в рамках вузовского образования, в свою очередь, распадается на несколько этапов.

Первый этап предусматривает усвоение индивидом формы учебно-профессиональной деятельности, как способности к  самостоятельной ориентации в системе профессиональных теоретических знаний. Он охватывает первый и частично второй годы обучения. На третьем - четвертом курсах индивид овладевает структурой профессиональной деятельности, усваивает ее общественный смысл, т. е. место этой деятельности в системе общественных отношений. Наконец, время, предшествующее окончанию вуза, должно совпадать с формированием у индивида способности к выполнению конкретных ролевых функций в системе общественного производства.

Второй период особенно важен для  всестороннего развития личности. Освоение общественного смысла профессиональной деятельности предусматривает выход  в другие виды деятельности и, прежде всего, в общественную. Так как  в условиях научно-технической революции  все больше проявляется действие закона перемены труда, овладение различными формами деятельности создает субъективные предпосылки для возможной смены  профессиональной деятельности, в соответствии с общественной необходимостью и  склонностями индивида. Эта субъективная возможность и делает человека свободной  индивидуальностью.

Приведенная выше схема духовного  развития личности пока еще не реализована  в полной мере. Для ее осуществления  необходима перестройка методов  обучения и воспитания, в соответствии с новыми задачами формирования подрастающих поколений. Важно, однако, что для  этого созданы объективные предпосылки.

Выделение студенческого возраста, как специфического завершающего периода  в становлении личности, позволяет  теоретически интерпретировать накопленные  в вузовской психологии экспериментальные  факты. Вместе с тем оно требует  организации фундаментальных психологических  исследований и изучения преемственности  в развитии личности при переходе от старшего школьного возраста к  студенческому. Необходимо выяснить, насколько  предшествующая система образования  обеспечивает стартовые условия  для формирования у студентов учебно-профессиональной деятельности. Это позволит педагогической психологии сформулировать определенные требования к учебно-воспитательному процессу в вузе с точки зрения его соответствия социально-педагогическим целям высшего образования[4,c.13].

агрессия студент личность психологический

 

 

РАЗДЕЛ 2

ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ

 

2.1 Объект, предмет, цели и задачи  исследования

 

Объектом исследования курсовой работы является агрессия у студентов.

Предмет исследования: уровень агрессии у студентов в предсессионный период.

Цель работы: выявить показатели и уровень агрессии у студентов  разных курсов в предсессионный период.

Методы исследования: анализ и обобщение  литературы, опросник Басса-Дарки, корреляционный метод обработки данных.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический обзор литературы.

2. Выявить особенности агрессивных проявлений у студентов.

3. Выявить показатели и формы агрессии у студентов в предсессионный период.

 

2.2 Метод и процедура исследования

 

Для проведения исследования использовался  опросник агрессивности Басса - Дарки.

А. Басс разделил понятия агрессия и враждебность и определил последнюю  как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей  и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки  выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование  физической силы против другого  лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным  путем направленная на другое  лицо или ни на кого не  направленная.

3. Раздражение – готовность  к проявлению негативных чувств  при малейшем возбуждении (вспыльчивость,  грубость).

4. Негативизм – оппозиционная  манера в поведении от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся обычаев  и законов.

5. Обида – зависть и ненависть  к окружающим за действительные  и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне  от недоверия и осторожности  по отношению к людям до  убеждения в том, что другие  люди планируют и приносят  вред.

7. Вербальная агрессия – выражение  негативных чувств как через  форму (крик, визг), так и через  содержание словесных ответов  (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает  возможное убеждение субъекта  в том, что он является плохим  человеком, что поступает зло,  а также ощущаемые им угрызения  совести. 

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

В исследовании приняли участие 40 человек – четыре группы по 10 исследуемых. Для этого был проведен опрос  студентов первого курса для  одной части выборки. Для второй части выборки проводился опрос  студентов второго курса. Для  третьей части выборки в исследовании приняли участие студенты третьего курса. Для четвертой – студенты четвертого курса гуманитарного  факультета, специальность психология.

Информация о работе Измерение уровня агрессии у студентов перед сессией