Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 01:45, курсовая работа
Цель работы: выявить показатели и уровень агрессии у студентов разных курсов в предсессионный период.
Методы исследования: анализ и обобщение литературы, опросник Баса-Дарки, корреляционный метод обработки данных.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор литературы.
2. Выявить особенности агрессивных проявлений у студентов.
3. Выявить показатели и формы агрессии у студентов в предсессионный период.
Введение
Раздел 1. Агрессия у студентов
1.1 Теории агрессии
1.1.1 Теория влечений
1.1.2 Фрустрационная модель
1.1.3 Теория социального научения
1.2 Студенческий возраст как завершающий этап становления личности
Раздел 2.Измерение уровня агрессии у студентов перед сессией
2.1 Объект, предмет, цели и задачи исследования
2.2 Методы и процедура исследования
2.3 Результаты исследования и их интерпретация
Выводы
Заключение
Литература
2) потери - утрата предметов или объектов, ранее удовлетворявших потребности;
3) конфликт - одновременное существование двух несовместимых друг с другом прбуждений, амбивалентных чувств или отношений;
Многие исследователи стали рассматривать агрессию лишь как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации. Более того, некоторые из них пришли к выводу, что при фрустрации личность реагирует целым комплексом защитных реакций, одна из которых играет ведущую роль[8,c.16].
1.1.3 Теория социального научения
Бихевиоральная модель
Агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление.
Теория социального научения - это,
в первую очередь, изучение человеческого
поведения, ориентированного на образец.
Образец в данном случае рассматривается
как средство межличностного воздействия,
благодаря которому возможно формирование
(изменение) отношений или способа
действий человека. Поэтому существенное
внимание здесь уделяется изучению
влияния первичных посредников
социализации, а именно родителей, на
обучение детей агрессивному поведению.
В частности было доказано, что
поведение родителей может
Кроме того, названная теория утверждает,
что человек научается и более
эффективным агрессивным
Другим важным элементом этой теории является социальное подкрепление. Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию. Если говорить о социальном подкреплении, следует иметь в виду неосязаемое подкрепление, словесное и несловесное обращение, контролируемое другими людьми. Это может быть похвала и выговор, улыбка и насмешка, дружеские и враждебные жесты. Различают две формы подкрепления:
Положительное подкрепление — это любой стимул, который, следуя за реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне.
Отрицательное подкрепление — это стимул, устранение которого усиливает реакцию.
Вместе с тем существует и множество самих способов подкрепления. К наиболее распространенным относятся поощрение и наказание. Таким образом, в практике воспитания чаще всего используются четыре разновидности подкрепления:
1) если вслед за реакцией
2) если положительное
3) если за реакцией следует отрицательное подкрепление, то результат - положительное наказание.
4) если отрицательное
Что касается исследуемой проблемы,
то существуют неопровержимые доказательства
того, что если ребенок ведет себя
агрессивно и получает при этом положительное
подкрепление, то вероятность его
агрессии в будущем в аналогичных
ситуациях многократно
В настоящее время теория социального научения является одной из наиболее эффективных в предсказании агрессивного повеления, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития[8,c.18].
1.2 Студенческий возраст как
завершающийся этап
В возрастной и педагогической психологии
не получила однозначного определения
специфика студенческого
Вопрос о специфике
Вторая точка зрения позволяет рассматривать студенческий возраст как один из возможных периодов жизнедеятельности взрослой личности, т. е. относительно изолированно от ее предшествующего развития.
Задача формирования всесторонне развитой личности выступает в настоящее время как общественная потребность. Введение всеобщего среднего образования создает для ее решения объективные предпосылки: впервые появляется возможность формирования личности в контролируемых условиях общественного воспитания. Естественно, что принятая в советской психологии идея о конкретно-исторической природе развития индивида должна быть применена к новым условиям как средство построения новых понятий о современном детстве[3,c.14]. Эта идея нашла свое выражение в разработанной Д.Б. Элькониным периодизации психического развития личности ребенка в современную эпоху. Развитие личности происходит в результате присвоения индивидом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций или основных родовых типов человеческой деятельности: общения, предметно-манипулятивной, игровой, учебной, трудовой [7,c.366]. В соответствии с таким критерием выделяются этапы формирования личности от младенческого до старшего школьного возраста.
За последние годы были выполнены
фундаментальные
Значительно меньше данных о закономерностях развития личности в подростковом и, тем более, в старшем школьном возрасте. Это объясняется самим становлением подросткового и старшего школьного возраста как качественно новых ступеней психического развития человека в складывающейся системе общественного воспитания.
Начиная с подросткового возраста происходит процесс присвоения основной для человека трудовой формы деятельности. Это присвоение распадается на два специфических этапа: в подростковом возрасте присваивается нравственный аспект трудовой деятельности, как направленной на общественно-полезные цели. В старшем школьном возрасте должно происходить присвоение предметной стороны труда, связанной с достижением необходимых практических результатов.
Таким образом, в современной системе общественного воспитания (средняя школа) создаются объективные условия для присвоения индивидом формы учебной и трудовой деятельности.
Но становление личности на этом не может считаться завершенным. Всеобщая форма трудовой деятельности должна наполниться конкретным содержанием, т. е. воплотиться в профессиональной деятельности, имеющей определенную специфику. Процесс усвоения специфической формы профессиональной деятельности и есть завершающий этап формирования личности. Основным психологическим новообразованием здесь является индивидуальность человека как способность творчески реализовать свою личность в конкретной области человеческой деятельности.
Только овладение формой профессиональной деятельности придает личности подлинно индивидуальное своеобразие. Это происходит уже за пределами школы в специальных учебных заведениях - в профессионально-технических училищах, техникумах, вузах.
Наиболее благоприятные
В традиционной системе образования,
призванной готовить индивида только
к узкоспециальной, инструментальной
роли в производстве, функция высшего
образования сводилась к
Завершение формирования индивида
как личности означает лишь то, что
человек оказывается способным
к самодеятельному общественно-
Можно предположить, что становление человеческой индивидуальности в рамках вузовского образования, в свою очередь, распадается на несколько этапов.
Первый этап предусматривает усвоение
индивидом формы учебно-
Второй период особенно важен для
всестороннего развития личности. Освоение
общественного смысла профессиональной
деятельности предусматривает выход
в другие виды деятельности и, прежде
всего, в общественную. Так как
в условиях научно-технической революции
все больше проявляется действие
закона перемены труда, овладение различными
формами деятельности создает субъективные
предпосылки для возможной
Приведенная выше схема духовного
развития личности пока еще не реализована
в полной мере. Для ее осуществления
необходима перестройка методов
обучения и воспитания, в соответствии
с новыми задачами формирования подрастающих
поколений. Важно, однако, что для
этого созданы объективные
Выделение студенческого возраста,
как специфического завершающего периода
в становлении личности, позволяет
теоретически интерпретировать накопленные
в вузовской психологии экспериментальные
факты. Вместе с тем оно требует
организации фундаментальных
агрессия студент личность психологический
РАЗДЕЛ 2
ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ
2.1 Объект, предмет, цели и задачи исследования
Объектом исследования курсовой работы является агрессия у студентов.
Предмет исследования: уровень агрессии у студентов в предсессионный период.
Цель работы: выявить показатели и уровень агрессии у студентов разных курсов в предсессионный период.
Методы исследования: анализ и обобщение литературы, опросник Басса-Дарки, корреляционный метод обработки данных.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор литературы.
2. Выявить особенности агрессивных проявлений у студентов.
3. Выявить показатели и формы агрессии у студентов в предсессионный период.
2.2 Метод и процедура исследования
Для проведения исследования использовался опросник агрессивности Басса - Дарки.
А. Басс разделил понятия агрессия и враждебность и определил последнюю как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия –
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность
к проявлению негативных
4. Негативизм – оппозиционная
манера в поведении от
5. Обида – зависть и ненависть
к окружающим за
6. Подозрительность – в
7. Вербальная агрессия –
8. Чувство вины – выражает
возможное убеждение субъекта
в том, что он является плохим
человеком, что поступает зло,
а также ощущаемые им
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
В исследовании приняли участие 40
человек – четыре группы по 10 исследуемых.
Для этого был проведен опрос
студентов первого курса для
одной части выборки. Для второй
части выборки проводился опрос
студентов второго курса. Для
третьей части выборки в
Информация о работе Измерение уровня агрессии у студентов перед сессией