Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:59, контрольная работа
История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....3
Изменение предмета и методов по этапам развития психологии……4
Донаучный этап……………………..………..……………………….....4
Научный этап…………………………………………………………….4
Этап Ассоцианистической психологии………………………..……….8
Этап Экспериментальной психологии………………………………...8
Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы…………………………………………………………………...10
Дальнейшее развитие психологических школ………….....................10
Современная психология……………………………………………....10
Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии……………………………………………………………...11
Методы исследования в психологии……………………………….…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…………….17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……......……………………………...……..19
Таким же препятствием на пути создания новой теории может стать и недостаток упорства или уверенности в себе, особенно в том случае, если новая концепция встречает противодействие или непонимание. Так, авторитарность и даже некоторая нетерпимость 3. Фрейда явились причиной его конфликта с последователями, отхода от него и его теории даже близких учеников. Но в то же время именно эти качества во многом позволили ему создать эту теорию и продолжать ее разработку в ситуации острой критики и неприятия со стороны многих психологов.
Анализ
личности ученого, его биографии
дает возможность понять, каким образом
происходит выбор научных задач,
как он ведет борьбу за свои убеждения
с невежественностью или
Однако
несмотря на важность социальной ситуации
и личности ученого, ведущим фактором
все же является логика развития психологической
науки. Этот фактор тесно связан с
развитием принципов психологии, изменением
ее предмета и методов исследования психики.
Кроме изменения предмета, о чем говорилось
выше, изменялись и основные принципы
психологии и ее связи с другими науками.
Начиная с VII-VI вв. до н.э. она была ориентирована
прежде всего на философию, и уровень развития
философских знаний главным образом влиял
на психологию и проблемы, которые перед
ней стояли. Так, в III в. до н.э. произошло
изменение философских интересов, связанное
с тем, что в центре познания оказались
не общие законы природы или общества,
а человек, хотя и рассматривавшийся в
общей картине мира, но принципиально
отличающийся от других живых существ.
Это привело к появлению новых проблем
и в психологии, возникновению вопросов
о природе особенности психики человека,
содержании его души - к тому, что на долгое
время главным вопросом стал вопрос не
столько о психике вообще, сколько о психике
человека.
Многое связывало в то время психологию также с математикой, биологией, медициной и педагогикой. Уже Пифагор показал значение математики для психологии. Платон доказывал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психологией. В дальнейшем влияние математики на психологию несколько ослабело, однако в Новое время практически все ученые снова подчеркивали ее значение, а Лейбниц даже стремился раскрыть первоэлементы психики, «монады», на которые раскладывается, а потом соединяется в целое мировая душа, по аналогии с изобретенным им дифференциальным и интегральным исчислением.
С этого времени математика играла неизменно большую роль в психологии, становясь одним из важнейших факторов ее превращения в объективную науку (возможность математической обработки полученного материала), а иногда и значимым параметром психического развития как такового (например, развития логического мышления).
Гиппократ, известный греческий врач, и Аристотель, который был по образования биолог и врач, одними из первых связали психологию с естествознанием. Эта связь упрочилась в период эллинизма в работах Галена, а в средневековый период в исследованиях многих арабских мыслителей, которые являлись не только философами и психологами, но и врачами, - Ибн Сины, Ибн аль-Хайсама и др.
В XIX в., после открытий Ч.Дарвина, развития его эволюционной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь этих двух наук еще более окрепла. Работы Г.Фехнера, Г. Гельмгольца, Ф.Дондерса и других ученых не только дали важнейший материал для психологических исследований, но и послужили основой для становления многих областей психологии - психометрии, дифференциальной психологии, психофизиологии, клинической психологии. Таким образом, с середины прошлого века психология в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована именно на биологические, естественные науки, а не на философию.
Точно так же связь с педагогикой, возникшая еще в античности, оставалась достаточно слабой до периода Просвещения. Начиная с этого времени проблемы педагогики, требования педагогической практики стали одним из ведущих факторов, влияющих на психологическую проблематику.
Изменение
предмета психологии и ее связей с
другими науками привело к
бесплодным по существу вопросам о
том, естественная она наука или
гуманитарная и что должно являться
ее методологией - биология или философия.
Анализ развития психологии показывает,
что уникальность и ценность ее как науки
заключаются именно в межпредметном характере,
в том, что она строится и как естественная
наука (объективная и экспериментальная),
и как гуманитарная, так как в ее проблематику
входят вопросы нравственного развития,
становления мировоззрения, ценностных
ориентации человека. Можно сказать, что
экспериментальную основу, подход к материалу
и его обработке психология заимствует
у естествознания, в то время как подход
к интерпретации полученного материала,
методологические принципы - у философии.
3.
Методы исследования
в психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.
Все
сказанное относится и к
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
Попытки
количественной оценки психологических
явлений предпринимаются
Сюда
же следует отнести и начальный
этап развития дифференциально-
Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.
Наряду с математизацией и технтизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается, психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.
Однако
данные наблюдения, и особенно самонаблюдения,
почти всегда требуют проверки на
достоверность и надежность. Там, где это
возможно, эти данные необходимо контролировать
при помощи иных, более объективных методов,
в частности математических расчетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.
История человечества состоит из периодов, характеризующихся качественным изменением условий жизни, бытия, чередованием событий. Вместе с тем — это процесс последовательных качественных изменений состояния сознания, включенного в общественную жизнь людей и представленного религией и теологией, господствующим мировоззрением и философией, открытиями и наукой. Психология сравнительно недавно выделилась в самостоятельную отрасль научного знания.
Тому способствовало колоссальное несоответствие между знанием о себе и об окружающем мире, необходимость понять механизм отражения внешнего во внутреннее, установить закономерности взаимосвязи идеального и реального, соотношения субъективного и объективного, гармонии души, Духа и тела.
Значительный
импульс для выделения в
Изучение состояний, изменений, проявлений сознания в действиях, поведении, деятельности, их объяснение и прогнозирование остается актуальным и сегодня и обусловливает поиск системных подходов, системообразующих, методов структурирования накопленного знания. Долгие годы с разной степенью обострения велись философские дискуссии о первичности-вторичности бытия-сознания. Философия материализма отводила сознанию функцию отражения бытия, утверждая приоритеты материального, обусловливающего процессы в сознании, детерминирующего их. Философия идеализма утверждала противоположную детерминацию — обусловленность событий сознанием. Эти философские концепции выражали противоположные позиции, достигшие крайностей, и породили множество психологических теорий, не поддающихся согласованию между собой. В начале XX века философским баталиям был положен конец. Открытый Н. Бором (1927 г.) принцип дополнительности (комплементарности) перечеркнул в очередной раз «основной вопрос» философии.
Человечество, вступившее в новое тысячелетие, накопило огромный объем информации. Ее систематизация отразилась в отраслях научных знаний об окружающем мире. А что человек знает о себе? Эти знания сфокусированы в системе психологической науки, которая в XX в. получила статус самостоятельной отрасли научного знания, встала на путь систематизации имеющихся знаний о человеческой душе, сознании, об отношениях человека с окружающим миром. Предмет психологии, т.е. то, что является для психологии сферой исследования, стремительно расширяется.
• Семантика слова «психология» определяет ее предмет как учение о душе («псих» — душа, «логос» — учение).
• Затем психология расширила свой предмет и изучает сознание, семантический смысл которого — сопряженный непрерывный переход информации в знание (сознание).
• На следующем этапе психология опять расширила свой предмет и, разомкнув круг сознания, поставила вопрос о психических процессах и явлениях, обусловленных взаимовлиянием внутреннего и внешнего.
•
Дальнейшее расширение предмета исследования
произошло в процессе рассмотрения
психологии коллективного субъекта
(семьи, группы, коллектива, общества) и
деятельности. Расширение предмета психологии
по изучению понятия «деятельность» было
новым этапом, в котором немалые заслуги
принадлежат советской психологии. Сегодня
можно сказать, что психология изучает
не только замкнутую систему сознания,
его структуру и функции, но и его отношения
с миром внешним, предметным, объективным.
Методы исследования внешнего мира, направленные
на изучение мира внутреннего, стали методами
психологических исследований.
Информация о работе Изменение предмета и методов психологии как развитие психологической науки