Изменение предмета и методов психологии как развитие психологической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....3
Изменение предмета и методов по этапам развития психологии……4
Донаучный этап……………………..………..……………………….....4
Научный этап…………………………………………………………….4
Этап Ассоцианистической психологии………………………..……….8
Этап Экспериментальной психологии………………………………...8
Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы…………………………………………………………………...10
Дальнейшее развитие психологических школ………….....................10
Современная психология……………………………………………....10
Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии……………………………………………………………...11
Методы исследования в психологии……………………………….…15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…………….17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……......……………………………...……..19

Работа содержит 1 файл

контрольная история психологии 7-1.doc

— 127.50 Кб (Скачать)
ign="justify">     Душа  и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза  полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.

     Немецкий  философ Г. Лейбниц (1646—1716), отвергнув  установленное Декартом равенство  психики и сознания, ввел понятие  о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

     Основными методами, на данном этапе являются интроспекция и частично логика –  методы индукции,  дедукции, анализа и т. д..  

1.3 Этап Ассоцианистической психологии (конец XVIII –начало XIX в. – середина XIX в.). Это эпоха Просвещения. Предметом психологии в данный период времени является сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии – прежде всего познавательные процессы, а также поведение.

     Английский  философ Дж. Локк (1632— 1704) рассматривает  душу человека как пассивную, но способную  к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. с. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие «ассоциации» — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает изучению умственной деятельности и сознания.

     Локк  считал, что существует два источника  всех знаний человека: первый источник — это объекты внешнего мира, второй — деятельность собственного ума человека. Деятельность ума, мышления познается с помощью особого  внутреннего чувства — рефлексии. Рефлексия — по Локку — это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность», это направленность внимания человека на деятельность собственной души. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня — восприятия, мысли, желания (они есть у каждого человека и ребенка); процессы второго уровня — наблюдение или «созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний (это есть только у зрелых людей, которые размышляют над самими собой, познают свои душевные переживания и состояния). Этот метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей. Также на данном этапе начинают использоваться методы естественных наук, в частности метод проб и ошибок (при формировании поведения). 

1.4 Этап Экспериментальной психологии (середина XIX – начало XX в.). Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832—1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

     Вскоре, в 1885 г. В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

     В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. «Психология — это наука о структурах сознания» — это направление назвали структуралистский подход. Использовали метод интроспекции, самонаблюдения.

     Один  психолог сравнивал картину сознания с цветущим лугом: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания — все это может находиться в сознании одновременно. В поле сознания выделяется особенно ясная и отчетливая область — «поле внимания», «фокус сознания»; за пределами ее находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчленены — это «периферия сознания». Содержания сознания, заполняющие обе описанные области сознания, находятся в непрерывном движении. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома в восприятии человека непроизвольно ритмизуются, т. е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Вундт пытался изучать такую характеристику сознания, как его объем. Эксперимент показал, что ряд из восьми двойных ударов метронома (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания. Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Есть еще субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил 3 пары субъективных элементов: удовольствие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение — разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость — это удовольствие и возбуждение, надежда — удовольствие и напряжение, страх — неудовольствие и напряжение.

     Но  идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.

     Что касается методов, то на данном этапе  используются такие методы как экспериментальный, интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом. Это период появления первых тестов.

     1.5 Методологический  кризис и разделение  психологии на  отдельные школы (10-30-е годы XX в.). В центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, но разные школы отличались друг от друга пониманием места этих процессов в общей картине психической жизни, и главные разногласия были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения. Иными словами можно сказать, что на данном этапе существуют несколько предметов психологии.

     Вначале предметом психологии стали элементы психики (структурализм), затем функции  психики (функционализм). Затем – глубинные структуры психики (глубинная психология, поведение (бихевиоризм). Предметом были также структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология).

     Это период и появления новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы, экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (заслуга бихевиористов), гештальтпсихология разрабатывала экспериментальные исследования познавательных процессов и потребностей, а советская психология – инструментальный метод.

1.6 Дальнейшее развитие психологических школ (40-60-е годы XXв.).

     В данный период происходит появление  новых направлений, для которых  предмет психологии связывается  с внутренней сущностью личности. Это касается гуманистической и экзистенциальной психологии. Предмет генетической и когнитивной психологии связан с развитием интеллекта и этапами переработки информации. На данном этапе появляются опросники, новые экспериментальные методы изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта. Происходит развитие и совершенствование психотерапевтических технологий.

1.7 Современная психология  (60-е годы –конец XXв.). В этот период происходит активное развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ. Также происходит дальнейшее совершенствование методов экспериментального исследования психики, происходит активное появление разнообразных диагностических методик. Основным достижением данного периода является появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значимых достижений отдельных школ. 
 
 
 
 

     2. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии 

     Исследования  многих ученых показали, что на развитие психологии как науки оказывают  влияние несколько факторов. Ведущий из них - логика развития психологических знаний - связан с изменением ее предмета, влиянием смежных с психологией наук, с развитием принципов и категориального строя психологии. Уже из этого краткого описания становится понятным, что этот фактор достаточно объективен и поддается научному изучению. Два других фактора более субъективны, их невозможно исследовать так же строго и получить однозначные ответы. Это - социальная ситуация развития науки и особенности личности конкретного ученого.

     Влияние социальной ситуации заключается в том, что общественные, исторические условия, культурное и политическое окружение воздействуют как на содержание научных концепций, так и на их распространение, помогают развитию научных школ и направлений или затрудняют его. Естественно, что это влияние осуществляется опосредованно, через социальную перцепцию, т.е. через особенности восприятия и понимания этих социокультурных условий учеными, научным сообществом в целом.

     Социальная  ситуация может повлиять на развитие науки несколькими путями. Во-первых, она создает условия для возникновения той или иной концепции. Например, проведение реформ в 60-х годах XIX в. в России, подъем национального самосознания способствовали появлению первых психологических концепций ментальности, или, как их тогда называли, концепций «психологии национального характера». Тот факт, что эти концепции возникли не только в России, но и в Германии (теории Лацаруса, Штейнталя, Вундта), также является доказательством влияния социальной ситуации, ибо это был период роста национального самосознания не только в России, но и в Германии, заканчивавшей свое объединение.  
С социальной ситуацией во многом связано и появление в XVIII в. первой развернутой теории способностей, анализирующей роль биологических и социальных факторов в их происхождении и развитии. Концепция способностей, сформулированная Гельвецием, своим появлением обязана доминирующим идеям Просвещения: все люди рождаются равными, а разница в их социальном положении и реальных достижениях в жизни связана с разным обучением, разным уровнем просвещения. Неудивительно, что на этом фоне появляется психологическая теория, которая, практически отождествляя способности с уровнем выполнения конкретной деятельности, доказывает, что врожденных способностей нет, а их формирование происходит в процессе обучения.

     Как было сказано выше, социальная ситуация влияет и на принятие (либо отторжение) той или иной теории. Созвучность  научных концепций ожиданиям  общества способствует не только их распространению, но и привлечению наиболее способных, целеустремленных молодых исследователей к работе над этими теориями. Таким образом, именно в русле определенного подхода и происходят наиболее ценные открытия, находки, которые придают ему еще большее значение. Так, в середине XIX в. в России ожидания скорейших изменений в идеалах и системе ценностей как общества в целом, так и конкретного человека привели к тому, что из двух подходов к построению психологии был выбран предложенный И.М.Сеченовым, а не К.Д.Кавелиным. Это произошло потому, что именно теория Сеченова, впервые описанная им в работе «Рефлексы головного мозга», связывала психологию с популярной в то время и многообещающей физиологией, тогда как Кавелин основывал ее на философии, не имевшей объективных методов исследования. Не менее важным было и убеждение Сеченова в том, что формирование личности происходит при жизни человека, что его идеалы, стремления, ценности закладываются в процессе воспитания, а следовательно, при правильном воспитании новое поколение станет совершенно другим, лучшим. Кавелин, напротив, связывая нравственность и идеалы человека с укладом, культурой, языком того общества, в котором он живет, не предсказывал быстрых изменений. Именно поэтому его позиция не получила одобрения и была забыта. Но те же взгляды, основанные на том, что в первую очередь надо рассмотреть не поведение, но духовные свойства, стремления и нравственные ценности человека, высказанные почти через 20 лет В.С.Соловьевым уже в другой социальной ситуации, нашли и понимание и поддержку общества.

     Точно так же после Первой мировой войны, показавшей, каким антирациональным и жестоким может быть человек, получили более широкое распространение  взгляды 3. Фрейда, которые до этого  времени рассматривались главным  образом в русле клинической  психологии.

     Не  меньшее значение имеет и другой фактор - личность ученого, творца той или иной психологической теории, его ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлежность к определенной научной школе и т.д. Принадлежность к научной школе может помочь ученому, особенно в начале его творческого пути, так как предоставляет и необходимую информацию, и простор для дискуссий, оппонирования, и некоторую защиту от критики. Однако мнение коллег, выработанный общими усилиями подход к решению проблем могут стать и тормозом на пути научного прогресса, сковывая творческую активность либо из боязни вступить в противоречие с коллегами, либо из-за догматического пристрастия к высказанному единожды мнению.

Информация о работе Изменение предмета и методов психологии как развитие психологической науки