Изменение предмета и методов психологии как развитие психологической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....3
Изменение предмета и методов по этапам развития психологии……4
Донаучный этап……………………..………..……………………….....4
Научный этап…………………………………………………………….4
Этап Ассоцианистической психологии………………………..……….8
Этап Экспериментальной психологии………………………………...8
Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы…………………………………………………………………...10
Дальнейшее развитие психологических школ………….....................10
Современная психология……………………………………………....10
Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии……………………………………………………………...11
Методы исследования в психологии……………………………….…15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…………….17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……......……………………………...……..19

Работа содержит 1 файл

контрольная история психологии 7-1.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине 
 

История психологии 
 

Тема  «Изменение предмета и методов психологии как развитие психологической  науки» 
 
 
 

            СОДЕРЖАНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....3

  1.     Изменение предмета и методов по этапам развития психологии……4
    1. Донаучный этап……………………..………..……………………….....4
    2. Научный этап…………………………………………………………….4
    3. Этап Ассоцианистической психологии………………………..……….8
    4. Этап Экспериментальной психологии………………………………...8
    5. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы…………………………………………………………………...10
    6. Дальнейшее развитие психологических школ………….....................10
    7. Современная психология……………………………………………....10
  2. Основные факторы и принципы, определяющие развитие   психологии……………………………………………………………...11
  3. Методы исследования в психологии……………………………….…15

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…………….17

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……......……………………………...……..19                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
     
     
     
     

      ВВЕДЕНИЕ 

     История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных  подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно  многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослабляясь (как в начале XIX в.), то опять усиливаясь (как в середине XX в.).

     Не  меньшее влияние на психологию оказывало  и оказывает развитие естествознания и медицины. В то же время в  работах многих психологов четко  просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием. Поэтому в истории психологии анализируются ее связи с другими науками, их влияние друг на друга, которое изменялось в процессе развития психологической науки, хотя приоритетное значение философии и естествознания оставалось неизменным.

     Естественно, что изменялись и взгляды на предмет  психологии, на методы изучения психики, ее содержание. Анализ этих изменений  также является предметом исследования истории психологии.

     В этой работе мы рассмотрим как изменялись предмет и методы психологии, и  как благодаря этим изменением развивалась  психологическая наука. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДМЕТА  И МЕТОДОВ  ПО ЭТАПАМ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

В своем  развитии психология прошла достаточно много этапов своего развития. На мой взгляд это связано с изменением предмета психологии, а с изменением предмета, соответственно менялись и методы.

1.1 Донаучный этап заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э., то есть до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Предметом психологии в данный период была душа – без раскрытия ее конкретного содержания и функций. Методов исследования психики на данный период еще не было. Основным достижением является общее представление об охранительной и активной роли души.

1.2 Научный этап начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. и длится примерно до конца XVIII - начала XIX в.. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому этот этап получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

В связи  с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии.

Но в  любом случае необходимо признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками. Этот период можно разделить на три:

а) Эпоха Античности. В эпоху античности предметом психологии была душа. Она понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архе» -первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки. На данном этапе еще нет специальных методов исследования психики, используются методы других наук – философии, медицины, математики – при исследовании содержания и функций души.

     Первые  представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского «анима» — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

     Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

     Демокрит (460-370гг. до н.э.) считал, что душа- это  материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.

     Аристотель (384-322гг. до н.э.) развил гораздо более сложное представление о душе.  Его трактат "О душе"- первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии.

     Что же касается понятия "душа", то оно  все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, "метафизических" и этических проблем существования человека. Основы такого понимания души были заложены философами-идеалистами, и прежде всего Платоном (427-347гг. до н.э.).

     Когда говорят о Платоне, то сразу же вспоминается имя другого знаменитого античного философа- Сократа (470-399гг. до н.э.).  Дело в том, что Платон был учеником Сократа, а Сократ не написал ни одной строчки. Он был философом, который проповедовал собственные взгляды устно, в форме бесед.

     Душа  и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно мешает также чистому познанию.

     Из  своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выводы. Поскольку душа- самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем о здоровье тела.

Таким образом, душа проявляется в различных  способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности  возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым, указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений. Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. Таким образом, на первом этапе психология выступала как наука о душе

в) Эпоха Средневековья. В эпоху Средневековья душа была предметом изучения прежде всего для богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона и других ученых). На данном этапе появляется собственно-психологический метод исследования психики – интроспекция.

с) Эпоха Возрождения и Нового времени. С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596—1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам «отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют, что позволяет «животным душам», находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам — двигательным нервам — в мышцы, которые надуваются, что приводит к отдергиванию конечности, подвергнувшейся раздражению, или заставляет совершать то или иное действие. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Этот декартовский дуализм — тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозгу. Таким образом, понятие «Душа» стало превращаться в понятие «Разум», а позднее — в понятие «Сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное сознание. Существование сознания — главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология — она сделала своим предметом сознание.

     Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632—1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Информация о работе Изменение предмета и методов психологии как развитие психологической науки