Из истории изучения мимики как приспособительного свойства и элемента невербальной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Мимика человека уже на протяжении более двухсот лет является предметом изучения научных деятелей всего мира. И за это время наука уже многого смогла достичь. При чём как в понимании происхождения и механизмов функционирования мимики, так и в коммуникативной составляющей и значимости её для человека.
В данной работе я попытался изложить ход развитие мысли в изучении мимики, в первую очередь с точки зрения её коммуникативной составляющей. В работе рассмотрены исследования учёных вплоть до конца первой половины XX века.

Содержание

Введение.
Подходы к пониманию выразительных возможностей мимики, развитие портрета в эпоху Ренессанса.
Лицо, как предмет ранних научных исследований.
Первые попытки научного подхода.
Анатомический подход.
Электро-физиологические эксперименты Дюшанна
Исследования Пидерита.
Дарвин. Изучения происхождения и функциональной значимости мимики.
Теория Дарвина. Мимика как приспособительный признак.
Эксперименты Дарвина.
Основные проблемы изучение мимики в начале XX века.
Изучение вопроса универсальности мимических движений.
Попытки систематизации знаний. Лэндис, Фруа-Виттанн.
Скрытая камера. Вспомогательные факторы при определении эмоций.
Филогенез и онтогенез в формировании мимики.
Особенности мимики у слепых людей.
Сравнение слепых и зрячих детей.
Культурно обусловленные различия в мимике.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Курсачонок.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Департамент образования города Москвы 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт  психологии, социологии и социальных отношений

Факультет психологии

Кафедра общей и практической психологии 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Из  истории изучения мимики как приспособительного свойства и элемента невербальной коммуникации 
 
 
 

Студент: Сметанников Николай Ильич

2 курс очное отделение

специальность «Психология» 

Руководитель: проф.Рыжов Б.Н. 
 

Москва

2009 
 

Содержание.

Введение.

  1. Подходы к пониманию выразительных возможностей мимики, развитие портрета в эпоху Ренессанса.
  2. Лицо, как предмет ранних научных исследований.
  3. Первые попытки научного подхода.
  4. Анатомический подход.
  5. Электро-физиологические эксперименты Дюшанна
  6. Исследования Пидерита.
  7. Дарвин. Изучения происхождения и функциональной значимости мимики.
  8. Теория Дарвина. Мимика как приспособительный признак.
  9. Эксперименты Дарвина.
  10. Основные проблемы изучение мимики в начале XX века.
  11. Изучение вопроса универсальности мимических движений.
  12. Попытки систематизации знаний. Лэндис, Фруа-Виттанн.
  13. Скрытая камера. Вспомогательные факторы при определении эмоций.
  14. Филогенез и онтогенез в формировании мимики.
  15. Особенности мимики у слепых людей.
  16. Сравнение слепых и зрячих детей.  
  17. Культурно обусловленные различия в мимике.

Заключение. 
 

 

     

    Введение.

Лицо одна из важнейших областей тела человека, как с точки зрения выполнения витально важных функций, так и с  позиции функции коммуникации. На лице человека отражаются его мысли, намерения и даже личностные качества. Не даром говорят, что глаза – зеркало души.

С древних пор  в познавательной деятельности человека разумного главенствующую роль играет самопознание. Поэтому неудивительно, что лицо как зеркало, отражающее душевные порывы человека, на протяжении многих веков приковывает к себе внимание многих художников, учёных, философов.

Мимика человека уже на протяжении более двухсот  лет является предметом изучения научных деятелей всего мира. И  за это время наука уже многого смогла достичь. При чём как в понимании происхождения и механизмов функционирования мимики, так и в коммуникативной составляющей и значимости её для человека. Однако, к сожалению, отечественная наука не может похвастаться большими достижениями в этой области.

В данной работе я попытался изложить ход развитие мысли в изучении мимики, в первую очередь с точки зрения её коммуникативной составляющей. В работе рассмотрены исследования учёных вплоть до конца первой половины XX века.

 

  1. Подходы к пониманию выразительных возможностей мимики, развитие портрета в эпоху Ренессанса.

Возрождение - эпоха  в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествовавшая  Новому времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIVXVI века. Одной из отличительных черт изобразительного искусства того времени является высокий уровень реалистичности изображений.

 Помимо линейной  перспективы, которую впервые  примени итальянский художником  и архитектор Джотто ди Бондоне,  возникли и другие  новые подходы  к восприятию пространства, формы, света и тени.

Здесь стоит  упомянуть имя Леона Баттиста Альберти (1404-1472), которого можно считать  одной из самых грандиозных фигур  итальянского Возрождения. Фактически он был первым теоретиком итальянского искусства той эпохи. Альберти известен сочинением «Десять книг о зодчестве» (1452), и небольшим латинским трактатом «О статуе» (1464). Кстати именно он ввел термин “линейная перспектива”.

Говоря о выразительности  в живописи, Альберти писал, что “история1 тронет душу зрителя только тогда, когда изображенный на картине человек ярко показывает движения собственной души… Движения души могут быть переданы лишь через движение тела”. Альберти считал более важным то, как соотносятся все элементы в целом, нежели то, как они отображены по отдельности. Это отражает точку зрения, характерную для искусства эпохи в целом, так что если говорить о выразительности лица, то большинство людей, изучавших эту тему, концентрировали свое внимание именно на общей выразительности, а не на строении и физиологии лица. Поэтому довольно трудно найти материалы, которые бы отражали попытки художников понять строение и функционирование отдельных лицевых мыщц и лица в целом. Однако именно в эпоху Ренессанса физиогномика вышла из забвения и очень быстро стала крайне популярной. Известно, что на эту тему был написан ряд работ, однако мне не удалось их найти.

 

  1. Лицо, как предмет ранних научных исследований.
 
 
  1. Первые  попытки научного подхода.

В 1792 году учёный-анатом Петрус Кемпер (1722-1789), который к тому же был ещё и талантливым художником, попытался выяснить роль лицевых мышц в выражении конкретных эмоций. Но его больше интересовало значение черепно-мозговых нервов, нежели самих мышц. Кемперу не удалось сделать каких-то существенных обобщений. Он пришёл лишь к одному важному выводу: складки кожи лица всегда перпендикулярны расположению волокон лицевых мышц. Однако Кемпер никогда не пытался доказывать это утверждение. Сейчас очевидно, что оно применимо далеко не ко всем лицевым мышцам, особенно если учесть тот факт, что на образование одной складки может влиять сразу несколько мышц.

Далее стоит  отметить исследования швейцарского поэта  и физигномиста Иоганна Каспара  Лафатера (1741-1801), в исследованиях которого акцент ставился на изучении лица, находящегося в состоянии покоя. В своих исследованиях Лафатер рассматривал различия между сочетаниями  контуров, линий и силуэтов, характерных для статичного лица. Он полагал, что природа человека выражается во всей его фигуре; поэтому физиогномика в широком смысле слова обнимает всю морфологию человеческого организма. Но так как наилучшим выразителем человеческой души является голова, то физиогномика может ограничиться изучением черепа и лица человека. Лафатер создал систему анализа черт лица, однако сам ей не следовал и делал свои выводы о характере того или иного человека, ни как их не обосновывая. Так, по Лафатеру, у Фридриха Великого — глаза гения, складки же лица выражают досаду человека, не могущего вырваться из-под гнета мелких обстоятельств; скупцы и сластолюбцы отличаются одинаково — выпяченной нижней губой, а изумительный разум Спинозы ясно виден в широком пространстве лба между бровями и корнем носа, и т. д. Эти чисто беллетристические замечания, перемешанные с соображениями о темпераментах, «национальных» физиономиях и даже о физиономиях зверей, очень увлекательны, некоторые из них производят впечатления гениальных психологических догадок, но научной ценности, при отсутствии научного метода наблюдения, они, конечно, иметь не могут. Гёте вполне верно определил физиогномику Лафатера, как «гениальную эмпирию», т. е. научный дилетантизм. 

  1. Анатомический подход.

В 1807 году Жак-Луи Моро де ля Сарт, в то время профессор факультета медицины парижского университета, выпустил новое издание книги Лафатера “Traite de la Physionomie”, которое дополнил рядом собственных, весьма информативных, эссе. В них он детально рассмотрел действия каждой из лицевых мышц и то, как они влияют на выражение лица.

Другим учёным, отметившимся в этой области, стал известный британский анатом, хирург и физиолог Чарльз Белл (1774-1842) 2, знаменитый своими исследованиями нервной системы. В 1806 году Белл опубликовал книгу “Анатомия и философия выражения”.  К тому же, помимо исследовательской деятельности, Белл занимался изобразительным искусством. Он отмечал ценность знаний анатомии для художников, и особенно строения и функционирования лицевых мышц. Говоря же о том, имеет ли мимика практические или же, скорее, экспрессивные функции, Белл придерживался золотой середины. Когда собака злится, она показывает клыки, готовясь к атаке – это чисто практическое действие, свойственное многим животным, в том чисел и приматам. В то же время по мнению учёного, у приматов имеется ряд мышц, отсутствующих у представителей других семейств. По его мнению эти мышцы несут чисто коммуникативную функцию.  

Большинство последующих  исследований, проведенных другими  учёными лишь повторяли работы Моро и Белла. Но всё же стоит отметить работу французского учёного по имени Жан-Батист СарЛэндире (1787 - 1838) “Physiologie de l’action muscualaire apliquee aux arts d’imitation”. В этой работе исследователь доказывает ложность представления о том, что все мышцы тела работают по одному и тому же принципу, показывая, что лицевые мышцы функционируют совершенно отличным от других мышц образом. Наибольшее внимание учёный уделил мимическим мышцам. Это исследование, возможно, и не самое исчерпывающее, заметно обогнавшее своё время, появилось на целых 30 лет раньше первых работ Дюшанна де Булонь, речь о котором пойдёт ниже. И несмотря на то, что СарЛэндире, похоже, действительно подошёл к изучению лицевых мышц намного серьёзнее, нежели его предшественники, он был неправ, утверждая, что ещё никто до него не пытался проанализировать сокращения каждой из лицевых мышц в отдельности. Также Сарлэндире ошибочно полагал, что артикуляционные мышцы имеют большое влияние на формирование выражения лица. 

  1. Электро-физиологические эксперименты Дюшанна

Далее стоит отметить французского невролога и физиолога Дюшанна де Булонь (1806-1875), которого по праву считают «отцом» электротерапии.  
Электро-физиологическте эксперименты Дюшанна начались в 1852 г. В них участвовали пятеро добровольцев и фотограф Адриен Турнашон . Две женщины, студент (изучавший анатомию), спившийся рабочий и полусумасшедший бывший башмачник подверглись воздействию электрических импульсов перед объективом камеры. С помощью электродов, идущих от генератора, Дюшанн демонстрировал работу отдельных лицевых мышц и их сочетаний, весьма сожалея о том, что фотография не позволяет наглядно показать весь процесс в его непрерывности.

Здесь, наверное, впервые можно говорить о попытке проанализировать и проинтерпретировать определённые комбинации мимических движений как составляющих выражения лица. Свои работы Дюшанн адресовал не только учёным, но и художникам – в его таблицах рядом с фотографиями людей также помещены репродукции произведений искусства. Исследуя эту сферу, Дюшанн установил, что при формировании неподдельной улыбки как отражения состояния счастья задействованы не только мышцы рта, но также и окологлазные мышцы: в результате их непроизвольного сокращения поднимаются нижние веки, а в углах глаз образуются складочки. Также было выяснено, что “улыбка Дюшанна” связана с активацией левой лобной доли коры головного мозга, что происходит при испытывании человеком позитивных эмоций.

Джанет Джонс, профессор психологии из университета Нью-Джерси, провела исследования с  целью установить точность этих данных, которым, стоит отметить, уже около 150 лет. В ходе этого исследования 150 женщинам были вручены букеты цветов. При этом реакция каждой женщины чётко фиксировалась. Результаты были ошеломляющими. В 100% (!) случаев испытуемые продемонстрировали так называемую “улыбку Дюшанна”.  

  1. Исследования  Пидерита.

Теодор Пидерит (1826-1898) – немецкий анатом, писавший о мимике до и после Дарвина. Так  же как и Белл, он хотел, чтобы  анатомия активно использовалась в  искусстве - художниками и скульпторами. Во многих произведениях изобразительного искусства того времени Пидерит не видел гармонии в мимических выражениях. Это привело к тому, что он начал анализировать выражения лица, разбивая их на элементы. Он пытался выделить элементы, простая комбинация которых позволила бы добиться гармонии.

По мнению Пидерита, мимические выражения – это не просто остатки каких-то, когда-то полезных, действий, а актуальные, функционально  значимые действия. И чтобы понять их функцию, нет надобности изучать  эволюцию видов.  Лицевые мышцы, согласно его теории, являются элементом, способствующим или же препятствующим восприятию какого-то стимула. Так же как открытие или закрытие глаз способствует или препятствует восприятию зрительного стимула, определенное положение носа способствует обострению обоняния, в то время как другие положения избавляют человека от соприкосновения с неприятными запахами. Или, к примеру, когда человек ест что-то сладкое, действия, совершаемые языком и губами, направлены на повышение наслаждения, а при употреблении чего-то неприятного контакт минимизируется.

Информация о работе Из истории изучения мимики как приспособительного свойства и элемента невербальной коммуникации