История преподавания психологии в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:01, реферат

Описание работы

Преподавание психологии в XIX веке
Преподавание психологии в начале XX века
Преподавание психологии во второй половине XX века

Работа содержит 1 файл

Т.3.История преподавания психологии в средней школе.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

    Статья  Ольденбурга ставит ряд интересных, хотя и дискуссионных вопросов методического плана. Особенно ценным для школы того времени является подчеркивание необходимости связать психологические знания с потребностями жизни, воспитать культуру психологического анализа.

    Для изучения результатов преподавания психологии в школе Московским психологическим обществом было проведено анкетирование. Для этой цели в 1909 г. преподавателям психологии было разослано 200 опросных листов. Ответы на вопросы анкеты были получены от 52 преподавателей, и их ответы в большинстве случае совпадали.

    Большинство отвечавших (95%) признает, что психология доступна для понимания учащихся. Правда, некоторые делают определенные оговорки, ставя это понимание в зависимость от характера самого преподавания. Учащиеся могут испытывать затруднения в силу новизны терминологии, непривычки к абстрактному мышлению, к трактовке отвлеченных вопросов. Мешает также отсутствие у учащихся необходимых для усвоения психологии сведений по физике, анатомии и физиологии человека. Несколько вредит делу и второстепенное положение психологии в ряду других учебных дисциплин гимназии.

    Но, несмотря на второстепенное положение  психологии, интерес к ней со стороны учащихся довольно велик. «Смело можно утверждать, что психология заинтересовывает учеников сильнее, чем другие предметы гимназического курса», — пишет один преподаватель.

    Итак, около 7/8 от общего числа ответов  указывают на то, что психология для учащихся — интересный предмет, и не только интересный, но и способствующий их умственному развитию. Вот некоторые  из типичных высказываний педагогов:

    *   «Психология действует самым  развивающим образом»;

    *   «Влияние психологии сказывается  в том, что учащиеся стали  серьезнее, сознательнее и вдумчивее относиться как к своей и чужой душевной жизни, так и к науке. Расширился их умственный кругозор, возник целый ряд новых вопросов, увеличилась точность мысли и речи»;

    *   «Изучение психологии помогает  синтезу сведений из литературы, истории, искусства»

    Знакомство  с психологией, по словам преподавателей, заметно отразилось на изучении литературы: учащиеся стали сознательнее пользоваться психологическими терминами, обнаруживать более глубокое, чем прежде, понимание внутреннего мира героев литературных произведений. В отношении истории преподаватели также отмечают положительную роль психологии: учащиеся лучше понимают исторических деятелей и исторические движения. Есть единичные указания на то, что изучение психологии способствует повышению интереса к физике.

    Несмотря  на то, что психология как учебный  предмет в школе была встречена  преподавателями и учащимися с интересом и имела важное образовательное и развивающее значение, имело место немало критических высказывании о преподавании психологии. Первой попыткой упразднить преподавание психологии был проект, выработанный совещанием при III Государственной Думе в 1912 г., согласно которому психология и логика объявлялись необязательными предметами. Их преподавание должно было носить факультативный характер и оставлялось на усмотрение местных органов школьного управления.

    В преподавании психологии в тот период проявился целый ряд трудностей. По мнению Г. И. Челпанова, существовало три основные проблемы, которые не были решены:

    1)  отсутствие у преподавателей  специальной подготовки (известно, что психологию в школе преподавали историки, филологи и преподаватели семинарий);

    2)  методическая непроработанность  учебного курса (недостаток учебных,  наглядных пособий и количества учебного времени);

    3)  непрочное положение самого предмета  в учебном плане как второстепенного,  экспериментального.

    В 1910 г. в журнале «Вопросы философии и психологии» П. П. Блонский опубликовал статью: «Результаты анкеты по вопросу о постановке преподавания психологии в средней школе». Подводя итоги преподавания психологии за 4-летний период, он писал: «Психология в среднюю школу, если можно так выразиться, только допущена, в ней она только терпится. Подготовленных учителей-специалистов мало, отведенного на прохождение курса времени мало, средств на приобретение пособий нет».

    Положение не улучшилось и три года спустя. Так, в предисловии ко 2-му изданию своей книги «Как преподавать психологию» профессор А. П. Нечаев в 1913 г. писал: «Выяснить значение преподавания психологии в средней школе мне представляется особенно важным в настоящий момент, когда раздаются голоса, требующие изгнания психологии из гимназической программы, причем в качестве аргумента приводятся справки о плохой постановке преподавания этого предмета в гимназиях. Конечно, неподготовленные учителя, плохие учебники и дурные методы преподавания много вредят делу. Но это не основание для уничтожения и самого учебного предмета».

    После Октябрьской революции 1917 г. в связи  с реорганизацией средней школы, упразднением гимназий и созданием единой политехнической школы психология совсем исчезла из школьных программ. Преподавание психологии не входило в цели новой советской школы. 
 
 
 
 

    3. Преподавание психологии во второй  половине XX века 

    Проблема  самопонимания стала главным  основанием для преподавания психологии в старшей школе в США в 1950-х гг. В 1960-х гг. в старших классах возросло количество консультантов и соответственно увеличилось количество уроков психологии. Учителя, получившие подготовку по педагогической и консультационной психологии, довольно уверенно давали уроки приспособления к жизни. Поэтому в 60-х гг. распространенность таких курсов значительно возросла. Важно обратить внимание на то, что психология в те годы преподавалась под разными названиями, такими как «Личностное приспособление», «Детское развитие», «Человеческие отношения». Психология рассматривалась как часть блока социальных наук и очень редко как естественнонаучная дисциплина. Большинство преподавателей психологии получили образование в области педагогики или социальных наук. В процессе преподавания гораздо чаще использовались статьи из популярных журналов, чем из научных. Главной целью таких курсов было «помочь учащимся понять себя и свои личные проблемы; развить понимание социальных проблем и повысить способность жить в гармонии с другими; (и последнее) обеспечить обучение элементарным принципам психологии». 1960-е гг. могут быть названы эпохой психологии, популярность курсов психологии постоянно возрастала.

    В 70-е гг. представители преподавательских  кругов выступили с другими важными инициативами. Американская психологическая ассоциация (АПА) вновь стала уделять большое внимание обеспечению старшей школы учебными материалами и заботе о квалификации учителей психологии.

    Следует отметить, что АПА как сообщество психологов несколько раз в течение XX в. обращалась к анализу проблем преподавания психологии в школе и способствовала прогрессу в этой области.

    В 1992 г. произошло значительное событие  в истории преподавания психологии как научной дисциплины в американских школах. Психология была включена в число предметов, по которым для школьников проводились университетские курсы. Эта программа, осуществляемая Советом колледжей, предусматривала разработку отдельных вузовских курсов (на уровне колледжа) для преподавания в старшей школе. В рамках этой программы проводились национальные экзамены, которые позволяли учащимся старших классов пройти отдельные курсы колледжа еще во время обучения в школе. Такие курсы как форма обучения и приема экзаменов были введены в систему американского образования в 1954 г. и к 1970 г. включали целый ряд предметов. Ввести в число этих предметов психологию было очень трудно. Это было связано с тем, что она рассматривалась официальными органами как курсы приспособления к жизни и была не похожа на научно-ориентированные курсы, типичные для колледжей и университетов. Курсы такого типа и экзамены по психологии вскоре стали очень популярными среди старшеклассников.

    Психология  как учебный предмет в средних  школах России была вновь введена  в 1947 г. Этому предшествовало широкое  обсуждение проблемы в научной и педагогической среде, анализ опыта преподавания психологии в дореволюционной школе. В научно-педагогических журналах был опубликован ряд статей, которые обосновывали необходимость введения курсов логики и психологии в школе (Рыбников, 1940; Рамуль, 1941; Корнилов, 1943; Доброва, 1944; Соколов, Фортунатов, 1947).

    Согласно  постановлению ЦК ВКП(б) «О преподавании логики и психологии в средней  школе» (1946), преподавание этих предметов  вводилось во всех средних школах Советского Союза. В соответствии с этим постановлением в 1947/48 и 1948/49 учебных годах преподавание психологии было введено в 598 средних школах Москвы, Ленинграда и многих других крупных городов Советского Союза.

    Первый  год преподавание психологии велось в 10-х классах, а на весь курс отводилось всего 33 учебных часа. Практика показала, что этого количества часов явно недостаточно для действительного усвоения знаний по психологии. С 1948/ 49 учебного года преподавание психологии было переведено в 9-е классы, а количество часов увеличено до 66.

    В 1949/50 учебном году преподавание психологии было введено во всех городских средних школах, а в 1950/51 учебном году — и во всех сельских средних школах (О преподавании..., 1949).

    Введение  психологии в учебные планы всех средних школ Советского Союза потребовало быстрой подготовки необходимых педагогических кадров. Вначале подготовка шла путем привлечения на краткосрочные курсы более опытных учителей, в основном литературы, истории и биологии. На этих курсах преподавались психология, философия, методика преподавания психологии, физиология нервной системы и органов чувств. Такая подготовка считалась недостаточной. Поэтому в течение всего года в Ленинграде и Москве проводились семинары для учителей психологии, на которых подробно разбиралась каждая тема курса, а также давались консультации по разнообразным вопросам содержания и методики преподавания курса. При институтах усовершенствования учителей для преподавателей психологии были созданы курсы повышения квалификации.

    В дальнейшем при некоторых факультетах педагогических вузов были созданы отделения психологии и логики. Студент, оканчивавший вуз, например, по специальности «русский язык», получал также дополнительную квалификацию учителя психологии и логики.

    Учебник, подготовленный профессором Б. М. Тепловым, был написан в соответствии с программой и рекомендован для обучения психологии в школе. Он ясно и доступно излагал основные разделы психологии и переиздавался несколько раз.

    Новый предмет преподавался в течение 12 лет, с интересом воспринимался учащимися и оказывал положительное влияние на формирование личности школьников.

    В 1958 г. Верховный Совет СССР издает закон о развитии образования. Период обязательного образования был  расширен с 7 до 8 лет. Еще один год  обучения — 9-й класс — был добавлен к старшим классам. Школам было дано распоряжение установить тесные связи с промышленными предприятиями и готовить выпускников к практической деятельности. Школьные учебные планы были пересмотрены для того, чтобы соответствовать требованиям современной науки и технологии. Психология как обязательный предмет была вновь исключена из учебных планов школ.

    Эти изменения в системе школьного  образования просуществовали менее 10 лет. В 1966 г. школы вернулись к  системе десятилетнего образования, «тесные связи» с промышленностью были потеряны. Стало ясно, что ни школы, ни промышленность не готовы к предлагаемому союзу.

    После исключения психологии как обязательного  предмета некоторые школы использовали для преподавания психологии факультативные часы. Например, с 1965/66 учебного года Министерство просвещения Эстонии рекомендовало использовать в 10-11-х классах по одному факультативному часу для преподавания психологии и педагогики. Эти занятия посещали в различные годы от 53 до 72% старшеклассников. В течение нескольких лет психология и педагогика стояли на первых местах среди предметов, изучаемых факультативно (Кала и Раудик, 1986).

    В 80-е гг. в 20 школах Эстонии в качестве эксперимента в учебный план были включены такие предметы, как психология, введение в семейное воспитание и этика. Курсы были взаимосвязаны по годам обучения следующим образом: курс психологии в 9-м классе готовил учащихся к изучению основ семейного воспитания в 10-м и этики — в 11-м классе. Этот цикл в совокупности назывался «граждановедение».

    Начиная с 60-х гг. во многих странах появляются новые тенденции в преподавании психологии.

    Во-первых, появляются спецкурсы, которые чаще всего носят название «Социальные и личностные умения».

    Во-вторых, разрабатываются психологические  развивающие программы, объединенные общей идеей личностного роста.

Информация о работе История преподавания психологии в средней школе