История педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:52, реферат

Описание работы

Цель: Ознакомиться с историей педагогики.
Задачи: Собрать необходимую информацию по теме; после изучения подобранной литературы составить развернутый план реферата, а также список литературы и представить их руководителю.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Педагогика как наука…………………………………………………………..4
2. Этапы развития педагогики…………………………………………………....5
2.1. Древний мир…………………………………………………………………..5
2.2. Эпоха Возрождения…………………………………………………………..7
2.3. Средние века………………………………………………………………….8
2.4. Русская педагогика……………………………………………………...…..10
3. Разделение педагогики на дисциплины……………………………………..11
4. Становление и развитие русской педагогики в Х-ХIХ веках……………...12
5. Педагогика ХХI века: какой ей быть в России?.............................................16
Заключение…………………………………………………………………...…..18
Список используемой литературы……………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

      И. Ф. Гербарт (1776 – 1841 г.г.) автор труда «Общая педагогика». Работал в сфере гимназического образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Им определены три универсальных метода обучения – описательный, аналитический и синтетический. 

      А. Дистервег (1790 – 1886 г.г.) работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор. Основной педагогический труд – «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность.

      Он  предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать  индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя – духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения национальная культура. 

4. Русская педагогика

      Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889 г.г.) вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Он руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию. В педагогическом наследии Н. И. Пирогова (1810 – 1881 г.г.) особое место занимает идеи  самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Идеал нравственного воспитания в христианской религии. Он выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное.  Разработал проект школьной системы. Являлся сторонником женского образования,  но вместе с тем ограничивал сферу применения женского воспитания.

      Главный пункт педагогической концепции  Л. Н Толстого (1828 – 1910 г.г.) – идея «свободного воспитания». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Вслед за Руссо высказывал убеждение, что в совершенстве детской природе, которой воспитание лишь вредит. В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов.

      С. Т. Шацкий (1878 – 1934 г.г.) считал, что главное влияние на ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность.

      Н. К. Крупская (1869 – 1939 г.г.) являлась проводником идей коммунистического воспитания человека. Она провозглашала право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке.

      А. С. Макаренко (1888 – 1939 г.г.) разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Узловой пункт его теории – тезис параллельного действия, т.е. органического единства воспитания и жизни общества. Квинтэссенцией методики системы воспитания является идея воспитательного коллектива.

      В. А. Сухомлинский (1918 – 1970 г.г.) занимался вопросами теории и методики коммунистического воспитания детей: «Формирование коммунистических убеждений молодого поколения», «Воспитание личности в советской школе» [2]. 

Разделение  педагогики на дисциплины

      1. Общая педагогика, исследует основные  закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.

      2. Возрастная педагогика, изучающая  особенности воспитания людей  на различных этапах возрастного развития;

      3. Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей, которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;

      4. Частная методика, исследующая специфику  применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

      5. История педагогики, изучающая развитие  педагогических идей и практики  воспитания в различные исторические эпохи [1]. 
 
 

     Становление и развитие русской  педагогики в Х-ХIХ веках

     Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.

     Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер.

     Человечеству  известно педагогическое наследие древних  цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения и современного периода развития человечества — XX и начала XXI века.

     Но  мы окунемся и узнаем, как происходило  воспитание в России.

     В России с давних времен открывались  школы. Сохранились сведения об открытии школы для 300 детей в Новгороде  в 1030 году. Также как и в других государствах, первые зачатки педагогики проявлялись в «воспитании» младшего поколения. Под воспитанием понималась трудовая деятельность (в основном – пахота, посев и уборка урожая). Раньше уже с 7 лет у детей начиналась трудовая деятельность. Если кто и обучался то только дети (в основном сыновья) богатых купцов и торговцев. В начале образования государства российского в обществе была главная цель: расширение границ и обладание соседними землями. В 862-882 гг. для образования Киевской Руси  были приглашены со стороны князья (Рюриковичи), которые также принесли с собой свою культуру.

     С развитием государства общество все более и более увеличивало  свои знания в той или другой «науке». Лишь с 17 века педагогика проявилась как система образования, как главная цель познания общества.

     Весьма  плодотворной была теоретическая и  практическая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629—1680). В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году, уже после его смерти, и значительно расширила высшее образование в российском государстве. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

     Самые первые реальные школы возникли в  России и Германии одновременно уже в начале 18 века. А самым первым учебным заведением реального образования была открыта в Москве 14 января 1701 года по указу Петра 1 – школа математических и навигационных наук. Перед ней была поставлена задача готовить специалистов военного и морского дела.

     Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес наш земляк М.В. Ломоносов (1711—1765). Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и др.

     Заметный  след в российской педагогике оставил  Н.И. Новиков (1744—1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н. И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.

     С ХVIII века начинается профессиональная подготовка учителей. В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины, а в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.

     Оригинальные  педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении «Ясная Поляна» организовал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука».

     Также в России в конце XIX века изучал и разрабатывал разные идеи по педагогике Ушинский К. Д. Он разработал специальную систему по педагогике - цельную дидактическую систему. Стержнем, которой стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский отмечал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Он показал, что знать человека во всех отношениях — это значит изучить его физические и психические особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов. Цель воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности.

     Проблемы  нравственного воспитания представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил  одно из главных мест патриотизму, который  исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга — «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества.

     Новой педагогической идеей Ушинского  была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться: «...Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания».

     Ушинский  утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания: «Воспитание  должно действовать не на одно увеличение запаса знании, но и на убеждения человека». Таким образом, К. Д. Ушинский по праву считается основоположником научной педагогики в России.

     Педагогические  принципы К. Д. Ушинского:

     1. Обучение должно строиться с  учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.

     2. Обучение должно строиться на  основе принципа наглядности  и т.д. [3]. 
 
 
 
 
 
 
 

Педагогика  XXI века: какой ей быть в России?

     После распада Советского союза на образование  стали уделять мало внимания. Учителя  и педагоги во всей стране страдали от невыплат заработной платы, школы страдали от нехватки образованных кадров и требовали механизации.

     Лишь  в начале ХХI века заново начали поднимать образование, наконец-то стали уделять внимание образованию будущего поколения.

     В настоящее время каждое учебное заведение компьютеризировано, ведь процесс развития человечества длинными шагами идет вперед.

     Даже  сейчас остаются проблемы в развитии общества и всего человечества. Большое влияние оказывает телевидение, печатные издания, желтая пресса, Интернет (глобальная сеть – «паутина»). Оно разрушает все то, что создавалось на протяжении многих веков (самоуважение, дисциплину, и т.д.).

Информация о работе История педагогики