История изучения и статистика детской гиперактивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

У психопатических детей при полноценном умственном развитии наблюдается недоразвитие и своеобразные изменения в эмоциональной сфере. Одни дети чрезмерно чувствительны, обидчивы, ранимы, болезненно привязаны к кому-нибудь из близких (чаще к матери), но равнодушны к остальным членам семьи. Другие дети наоборот эмоционально холодны, не имеют привязанностей, замкнуты. В некоторых случаях наблюдается эгоцентризм, подчеркнутое самоутверждение. Одной из форм психопатии является синдром гиперактивности с дефицитом внимания

Содержание

Введение
История изучения и статистика детской гиперактивности…………………6
Понятие СДВГ, внешнее проявление, признаки и причины…………….10
Диагностика СДВГ…………………………………………………………..21
Коррекция СДВГ……………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………32
Литература………………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

курсовая1.docx

— 75.29 Кб (Скачать)

- Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные  виды спорта для него - просто  панацея.

- Приучайте малыша к  пассивным играм. Мы читаем, а  еще рисуем, лепим. Даже если  вашему ребенку трудно усидеть  на месте, он часто отвлекается,  следуйте за ним ("Тебе интересно  это, давай посмотрим…"), но  после удовлетворения интереса  постарайтесь возвратиться с  малышом к предыдущему занятию  и довести его до конца.

- Научите малыша расслабляться.  Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше  подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам,  что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.

- И не забывайте говорить  ребенку, как сильно вы его  любите.

Рекомендации по устранению проблем расстройства внимания у детей младшего школьного возраста

1. Родители ребёнка должны, прежде всего, понять его проблему, принять его таким, какой он есть и не сердиться на него.

2. Должны осуществляться  постоянная и оперативная связь  между семьёй и школой, а также  оказание систематической помощи  ребёнку в выполнении заданий.

3. Медикаментозное лечение.  Внимание! Лекарственный препарат ''Реталин'' значительно улучшает лишь один вид внимания (способность удержания внимания в течение времени) и только в 30-50% случаев.

4. Консультации и психотерапевтические  занятия с целью коррекции  поведения ребёнка.

Проведение систематических  занятий по улучшению навыков  ребёнка в обучении, по развитию у него памяти и внимания.

Игры для детей с  СДВГ

"Найди отличие"

Цель: развить умение концентрировать  внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную  картинку (котик, домик и др.) и  передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей  и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут  поменяться ролями.

Игру можно проводить  и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске  какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения  произошли.

"Ласковые лапки"

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить  чувственное восприятие, гармонизировать  отношения между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек  меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается  на стол. Ребенку предлагается оголить  руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасается к  руке - отгадать предмет. Прикосновения  должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

"Броуновское  движение"

Цель: развить умение распределять внимание.

Все дети встают в круг. Ведущий  вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

"Запрещенное  движение"

Цель: игра с четкими правилами  организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции  и вызывает здоровый эмоциональный  подъем.

Дети стоят лицом к  ведущему. Под музыку с началом  каждого такта они повторяют  движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое  нельзя будет выполнить. Тот, кто  повторит запрещенное движение, выходит  из игры.

Вместо показа движения можно  называть вслух цифры. Участники  игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в  ладоши (или покружиться на месте).

"Коршун"

Цель: развить внимание, быстроту реакции, умение следовать инструкции взрослого, обучить навыкам взаимодействия с детьми.

Воспитатель надевает шапочку  курочки и говорит, что все  дети - "цыплята" - живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками  или стульчиками. Затем "курочка" с "цыплятами" гуляют (ходят по комнате). Как только воспитатель  говорит: "Коршун" (предварительно с детьми проводится беседа, во время  которой им объясняется, кто такой  коршун и почему цыплятам следует  его избегать), все дети бегут  обратно в "курятник". После  этого воспитатель выбирает другую "курочку" из числа играющих детей. Игра повторяется.

Способы утихомирить разбушевавшегося ребенка

Если ребенок носится  по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите – поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть.

1. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу “выключится”. Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: “уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)”. Пусть ребенок выполняет команды.

2. Предложите ребенку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.

3. Предложите ребенку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.

4. Попросите ребенка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребенка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).

5. Попросите ребенка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз. 6. Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребенком.

7. Лучше еще крохой приучить ребенка, что когда вы расставите руки, он побежит к вам в объятия (знаю, многие родители так делают). Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребенок к вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.

8. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребенку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут).

9. Загородите дорогу или схватите носящегося по квартире ребенка. Чтобы пройти (освободиться) он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения (Например, назвать морское животное, сосчитать количество окон в квартире или придумать пять слов на букву “А”)

К медикаментозной терапии  нужно прибегнуть только по прописанию врача в том случае, если применявшиеся меры не дали никакого результата, а тяжесть страдания родителей и их ребенка высока. Стимуляторы (реталин и амфетамин) применяются чаще всего. После медикаментозного лечения нередко становится возможным использование других видов помощи, которые до сих пор не приносили успеха. Следует сообщить родителям, что нет существующих таблеток, повышающих интеллект. Прием таблеток так же не освобождает от необходимости работы с ребенком.

 

 

Заключение

Проблема гиперактивности детей интересует исследователей уже давно, но она не потеряла своей актуальности, напротив, в настоящее время эта проблема становится все более значимой, т.к. по данным исследования количество гиперактивных детей растет. При исследовании причин гиперактивности называются различные версии, но все исследователи сходятся во мнении, что у каждого ребенка свои причины гиперактивности. Потому прежде чем разрабатывать коррекционную программу, необходима диагностика проявлений и причин гиперактивного поведения.  
Анализируя литературные источники можно говорить о том, что исследователями уделяется много внимания проблемам коррекции гиперактивности. Они предлагают различные методы и методики в зависимости от причины, степени и стадии гиперактивности.  
В подборе упражнений и игр учитываются все факторы, выявленные при диагностике. В коррекционной работе по проблеме гиперактивности должен участвовать психолог, педагог и гиперактивный ребенок и его родители сразу, ибо только комплексное лечение способно избавить ребенка и его семью от этого недуга. Так в следующей главе будет представлена программа коррекционной работы с детьми и родителями по преодолению проблемы гиперактивности. СДВГ представляет собой большую социальную проблему, так как встречается у достаточно большого числа детей. В происхождении СДВГ играют роль как генетические механизмы, органическое повреждение головного мозга и психосоциальные факторы. Основным механизмом развития СДВГ является нарушение тормозящего поведения, все остальные механизмы вторичны.

Неблагоприятные психологические  и социальные факторы - это не прямая причина СДВГ, но они могут закреплять клинические проявления и усиливать  дезадаптацию детей, страдающих этим заболеванием.

Среди психологических и социальных факторов, влияющих на возникновение  ММД (СДВГ) можно выделить следующие: неподготовленность родителей к семейной жизни, напряженность и частые конфликты в семье, предубежденность и нетерпимость в отношении к детям. Усиливающими неблагоприятный результирующий эффект являются такие факторы, как: низкий материальный уровень, стесненные условия проживания, злоупотребление алкоголем членами семьи, использование физических методов наказания.

Под гиперактивностью у детей с СДВГ обычно понимают повышенную двигательную (моторную) активность. Дети с СДВГ не могут неподвижно сидеть во время урока. В отличие от просто энергичных детей, активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер.

Под импульсивностью понимают невозможность  контроля над своими импульсами. Выделяют когнитивную импульсивность (отражающую поспешное мышление) и поведенческую  импульсивность (отражающую трудности  при подавлении реакций). Импульсивные дети не могут дождаться своей  очереди при игре. В учебной  ситуации у таких детей наблюдается  «импульсивный стиль работы»: они  выкрикивают ответы на уроке, не отвечая  на вопросы полностью, прерывают  других учеников или учителя.

С возрастом гиперактивность снижается. Повышенная двигательная активность может сменяться внутренним ощущением беспокойства. В подростковом возрасте на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью. Эмоциональное развитие подростков с СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой.

Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть, включать как медикаментозную  терапию, так и психокоррекционные методы.

Выбор методов психокоррекции зависит от потребностей выбора ребёнка и целей психокоррекции.

Сказкотерапия – это одна из форм арттерапии.

Необходимо отметить, что у гиперактивного ребёнка гипертрофированы функции правого полушария, поэтому наиболее эффективно психокоррекционная работа с ним не на рационально-логическом уровне, а на сочетании ценностного и эмоционально-аффективного.

Психокоррекционные сказки предназначены для мягкого влияния на поведение ребёнка. Они «замещают» неэффективный стиль поведения на более продуктивный.

Нами была выдвинута гипотеза, что  психокоррекционная программа, основанная на методе сказкотерапии, позволит снизить уровень гиперактивности у детей, и повысит уровень различных характеристик внимания у них, то есть, в целом, снизит у них уровень проявления СДВГ.

Для проверки эффективности сказкотерапии в коррекции гиперактивности у детей, мы использовали программу эмоционально-волевого развития гиперактивных детей, основанную на тренинге Зинкевич-Евстегнеевой «Волшебная страна внутри нас».

Занятия проводились один раз в  неделю. Общее количество занятий  – 15. Общее количество часов – 40. Срок проведения психокоррекционной программы в экспериментальной группе составил 15 недель (3,5 месяца).

Получены следующие результаты. По результатам анкетирования взрослых выявлено 16 детей -40 % с высокой импульсивностью. Выявлено 16 детей с дефицитом  внимания и саморегуляции по методике Тулуз-Пьерона. Но не все из них имеют высокий уровень импульсивности. Из 16 высокоимпульсивных детей только 12 имеют дефицит внимания и саморегуляции.

Информация о работе История изучения и статистика детской гиперактивности