Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 02:33, реферат
Изучение проблемы влияния игрушки на психику ребенка, как игрушка влияет на развитие ребенка, и как правильно ее нужно выбирать и использовать.
Введение 3
1. История возникновения игрушки. 4
2. Игрушка – часть народной традиции. 6
3. О куклах. 9
4. Кукла – царь игрушка. 11
5. Из истории кукол. 12
6. Куклы, в которые играют люди. 15
7. Игрушки для мальчиков. 17
8. Игрушки для девочек. 21
9. Игрушки от рождения до трёх лет. 22
10. Какие игрушки нужны ребёнку. 23
Заключение. 26
Список литературы. 27
Игрушка должна быть удобна ребенку, но вместе с тем понятие функционального комфорта ее сугубо относительное. Допустим, бледно-розовые и бледно-голубые подвески и погремушки с мягким контуром белого орнамента вызывают у взрослых, покупающих эти игрушки ребенку, чувство нежности, умиления. Игрушки имеют спокойный цвет, к ним ребенок быстро привыкает и так же быстро перестает их замечать. Это вполне понятно: игрушки сливаются с гаммой белых или розовых пеленок, подвески их не заметны на фоне белого потолка. Также игрушки не побуждают ребенка к сенсорной активности, его рука к ним не тянется вслед за взором. Рядовые игрушки вполне "удобны", комфортны - они успокаивают, не беспокоят - и только…
Ребенку необходимы игрушки, которые создали бы условия для постоянного стимула детской активности. Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов.
Для ребенка до трех месяцев, наиболее интересна и универсальна деревянная погремушка с шариками на шнурах (грохотушка). Красный, синий, зеленый, желтый и голубой деревянные шарики свободно свисают на шнурах и , ударяясь об основной шар, издают мягкий перестук. Такая игрушка в руках взрослого может стать активным средством привлечения внимания ребенка к движущемуся предмету. К середине года ребенок такой игрушкой будет играть самостоятельно, долго и сосредоточенно, удерживая ее обеими руками, а затем одной рукой. Игрушка активизирует познавательную активность малыша, позволяет добиваться неожиданного результат - шарики на шнурках вытягиваются во все стороны от центрального шара.
Если деревянная погремушка с шариками на шнурках позволяет знакомить ребенка с деревянным перестуком, основными цветами, по погремушка с колокольчиком помогает расширить ориентировку в звуках. Звуку колокольчика мелодичен и чист.
Традиционные подвески в виде бус из цветных шариков считаются спокойной игрушкой. Их подвешивают над колыбелью ребенка с третьего месяца жизни. Эта игрушка успокаивает ребенка, приучает сосредоточенно рассматривать предмет.
Подвеска "зеркало" - необходимый элемент первого набора игрушек эталонной системы. Ребенок видит в зеркале свое отражение, общается с самим собой, не зная еще, что это он. В зеркале отражается окружающая обстановка, мелькают отражения движущихся в комнате людей. Все это расширяет опыт ребенка, его ориентировку в окружающем мире, способствует формированию ориентировочной активности, познанию окружающего мира.
Этот вопрос рано или поздно встает перед всеми родителями. Подходов к его решению множество. Кому-то доставляет удовольствие покупать все новые и новые игрушки, другие ограничены в средствах и потому хотят приобрести лишь самое необходимое; кто-то с радостью приобретает вещь, о которой тщетно грезил в детстве, а кто-то считает, что ребенку достаточно игрушек, оставшихся от его детской поры.Вкусы детей тоже нелегко предугадать. Одним нравятся мягкие игрушки, другим - конструкторы и головоломки, третьим - машинки... Часто подаренная бабушкой роскошная кукла одиноко валяется в углу, а дешевый пластмассовый зайчик становится лучшим другом. И предугадать отношение ребенка к той или иной новой игрушке бывает подчас очень непросто.
Как правило, дети проходят разные периоды развития, в которые им нравятся определенные игрушки. В течение нескольких месяцев малыш может заниматься исключительно собиранием рамочек и пазлов. А потом вдруг охладевает к этому занятию и переключается на ролевые игры с мягкими игрушками. Через некоторое время исследовательские потребности ребенка могут снова активизироваться, и он воспылает любовью к какому-нибудь конструктору.
Помимо всех перечисленных игрушек, нужно позволять ребенку играть с бытовыми предметами. Такие игры приучают к выполнению простейшей домашней работы. Если дочка, подражая маме, пытается сама подметать пол, не стоит ей этого запрещать, даже если мусор не убирается, а разбрасывается по всей кухне. Лучше поощрить интерес ребенка, а потом предложить ему свою помощь. Ведь если он не будет пытаться, то никогда не научится этого делать. Позвольте ребёнку подметать, пылесосить, вытирать пыль, мыть посуду и т.д. Многим детям нравится играть с техникой: телефоном, пультом от телевизора, наушниками, часами. Если эти вещи не очень хрупкие, позвольте малышу утолить свой познавательный интерес. И конечно, не нужно запрещать игры с безопасными бытовыми мелочами: ложками, кружками, крышками, пластиковыми и металлическими коробками... Не выбрасывайте вещи, на первый взгляд кажущиеся мусором: фольгу от конфет, мелкие бумажки, билеты, чеки, пластиковые карточки. Если ребенок играет с подобными вещами, это развивает его фантазию. Абстрактные предметы приобретают в его воображении реальный смысл. То же относится к играм с платками, маминой одеждой, одеялом (наряжаться, укрывать куклу, прятаться в "домик").
Для многих детей любимые игрушки - это книги. Они готовы часами рассматривать картинки и обожают их перечитывать вместе с мамой. Привлекает юных исследователей и рисование. Оно тоже предполагает несколько форм взаимодействия: ребенок рисует сам, мама рисует для ребенка и мама рисует вместе с ребенком, водя его рукой. Все эти занятия крайне полезны, и их нужно всячески поощрять. Не говоря уже о том, что любовь к книгам и к рисованию можно с успехом использовать в случаях, когда необходимо заставить ребенка посидеть смирно, например, в очереди, в транспорте или в гостях. К тому же, если ребенок любит книги, он учится фантазировать словесно, без помощи игрушек. А это очень полезно для развития абстрактного мышления.
И все же практически у любого ребенка есть пара любимых игрушек, которые он регулярно берет с собой купаться, обедать или спать. Это могут быть куклы, зверушки или машинки, которых малыш наделяет душой и характером, и они становятся его лучшими друзьями. В то же время эти игрушки приобретают роль манекенов, на которых отрабатываются различные бытовые действия: высаживание на горшок, одевание-раздевание, кормление с ложечки.
Некоторые дети способны играть в ролевые игры с любыми игрушками, а у других выборочный вкус. Такого малыша обычные игрушки занимают в течение всего нескольких минут. Потом изучать в них уже нечего, и они больше не нужны. Такому ребенку стоит предоставить возможность самому выбирать игрушки в магазине, тогда больше вероятность, что он будет с ними играть.
Родители часто хотят побаловать ребенка, не могут пройти мимо витрины детского магазина и покупают своему чаду все новые и новые подарки. Однако не стоит излишне усердствовать. Если игрушек слишком много, ребенку трудно на чем-либо сосредоточиться, кроме того, у него не вырабатывается бережное отношение к вещам. В литературе можно встретить совет: прятать часть игрушек, а через несколько дней заменять надоевшие другими. Однако на практике следовать этому положению не всегда удается. Ребенок старше полутора лет уже неплохо помнит свои вещи, он или находит спрятанное, или просит вернуть. Есть другой вариант: убирать игрушки в такие места, где ребенок может их самостоятельно взять, когда захочет. И сразу старайтесь приучать его после игры класть вещи на место.
У ребенка обязательно должны быть развивающие игры, соответствующие его возрасту. Обычно такие игры покупают немного заранее и периодически предлагают ребенку, чтобы определить, дорос ли он до них. Если малыш не проявляет интереса к игре, ее нужно убрать до лучших времен, но ни в коем случае не настаивать, даже если по возрасту он уже "должен" в нее играть Вряд ли нужно убеждать кого-то в пользе конструкторов. Им трудно найти альтернативу по развивающему воздействию в самых разных направлениях. Трехмерное мышление, фантазия, мелкая моторика, чувство равновесия... Игры с конструктором - это первые уроки алгебры, геометрии, физики, не говоря уже о развитии эстетического чувства.
В настоящее время выбор конструкторов необычайно широк. Всевозможные "Лего" для всех возрастов, начиная от одного года. Альтернатива им - отечественные наборы "Кроха". Пластмассовые кубики всех размеров и расцветок. Никитинский "Уникуб" и просто наборы деревянных некрашеных строительных блоков. Для тех, кто постарше - конструкторы с винтиками и гаечками, из которых собираются машины и вертолеты. Для обладающих абстрактным мышлением - детали в виде цветочков и звездочек, соединяемые друг с другом каким-то уж совсем невообразимым способом...
Мягкие игрушки не менее полезны для ребенка, поскольку они позволяют играть в ролевые игры, заставляют работать фантазию. Моделируя ситуации из реальной жизни, малыш развивает свое воображение. Родителям желательно поощрять такие игры, вести диалоги от лица игрушек, имитируя разные голоса, интонации, характеры.
Дети любят копировать действия взрослых, поэтому у них должны быть предметы, похожие на взрослые. У девочек это традиционно: посуда, утюг, веник и пр. хозяйственные вещи. Для мальчиков - игрушечный сотовый телефон, набор инструментов. Хороши наборы типа "Юный парикмахер", "Юный доктор".
Маленьким деткам очень хорошо иметь мелкие игрушки, которые легко собираются и разбираются, это развивает моторику. Но будьте осторожны: если ваше чадо еще не отвыкло пробовать всё "на зуб", не стоит рисковать, предлагая ему мелкие игрушки. И даже если период исследований предметов ртом позади, лучше, если игры с "Киндер-сюрпризами" будут проходить под вашим присмотром. Недаром производители указывают на упаковке: "для детей от 3-х лет". Маленькие детали могут попасть в дыхательные пути ребенка, а это чревато серьезными последствиями.
Полезно иметь одну-две заводные игрушки или электрические с пультом управления. Самодвижущиеся машинки или роботы приводят детишек полутора-двух лет в неописуемый восторг.
Отдельно следует сказать об игрушках для прогулок. Для игр в песочнице вашему малышу понадобится ведерко, лопата, два-три совочка и набор формочек. Очень практичны крепкие пластмассовые грузовички без мелких деталей, в которые можно грузить песок и камушки, а зимой - снег. Кроме того, машинки на веревке побуждают ребенка тренироваться в ходьбе.
Также для прогулок полезно иметь мяч.
Заключение.
Пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в развитии ребенка. Мы
установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые
каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.
Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.
Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.
Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировки, как в качественном, так и в количественном отношении. До года следует одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 игрушек.
Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения.
В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было установлено, что ни педагог ни родители не должны педантически регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его назначение. Л. Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению игрушки, вполне справедливо протестует против деспотичного стремления взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки и игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по отношению к играм, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля.
Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.
Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи «точных» методов и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.
Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. Выяснили, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка. Я считаю, что ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.
Список литературы
1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова В. В. М., Просвещение, 1967. – 221-235 с.
2. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 815 с.
3. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, № 9. – 82 –85
с.
4. Бениаминова М. В. Воспитание детей. – М.: Медицина, 1981, 90 – 107 с.
5. Використання іграшки у вихованні дітей раннього віку / під ред. Бартнічук
Е. П., Мін Освіти УРСР, 1973. – 48 с.
6. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. – М.: Просвещение,
1979. – 27-36 с.
7. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №
2. – 20-24 с.
8. Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. – М.:
Просвещение, 1983. – 146 – 157 с.
9. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1988. – 50-69 с.
10. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В. М. – М.:
Просвещение, 1987. – 6-13 с.
11. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение,
1980. – 64 с.
12. Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.: Просвещение, 1969. – 7-34 с.
13. Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. № 5.
– 18-23 с.
14. Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 1976, № 3. –
15-18 с.
15. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя
детского сада / под ред. Марковой Т. А. – М.: Просвещение, 1982. – 18-25- с.
16. Менджерицкая Д. В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание,
1969, № 3. – 15-24.
17. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. – 123-128 с.
18. Новоселова С., Локуциевская Г., Кожухова Н. Для самых маленьких // Дошкольное воспитание, 1978, № 6. – 90-99 с.
19. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, № 12. – 86-89 с.
20. Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная
психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997. – 81-85 с.
21. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978. – 304 с.
См.: Крупская Н. К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т. 6.
См. Аркин Е. А. Из истории игрушки. // Дошкольное воспитание, 1995, № 3.