Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 02:33, реферат
Изучение проблемы влияния игрушки на психику ребенка, как игрушка влияет на развитие ребенка, и как правильно ее нужно выбирать и использовать.
Введение 3
1. История возникновения игрушки. 4
2. Игрушка – часть народной традиции. 6
3. О куклах. 9
4. Кукла – царь игрушка. 11
5. Из истории кукол. 12
6. Куклы, в которые играют люди. 15
7. Игрушки для мальчиков. 17
8. Игрушки для девочек. 21
9. Игрушки от рождения до трёх лет. 22
10. Какие игрушки нужны ребёнку. 23
Заключение. 26
Список литературы. 27
Кукла - царь игрушка. Справедливость этого суждения подтверждена многовековой историей, хотя теперь, с позиции дня современного, кажется, что роль куклы в жизни ребенка значительно уменьшилась. Споры о великом значении или же вреде куклы, не смолкали на протяжении трех последних веков, а отзвуки их слышны и поныне.
Если мальчик в своих играх с многочисленными машинками вовсе не нуждается в героях-человечках, это уже заслуживает внимания. Такие игры - первый признак нездоровья ситуации.
Игры девочек более социальны. Однако если в игре - главные герои только животные, а куклы избегаются или отвергаются, это тоже должно вызвать беспокойство.
Бесспорно, что игра для ребенка - способ существования, а игрушки - средство самовыражения. Лишить ребенка игрушки - это то же, что учить его плавать без рук. Кукла в игре занимает центральное место, т.к. позволяет малышу понять и пережить неприятные жизненные ситуации: кукла позволяет отчитать и наказать маму, ответить за обиду папе и т.п.
В игротерапии центральной игрушкой является Бо-Бо, - это мягкая набивная кукла без лица, фактически мальчик для битья.
"Быть для битья" по большому счету - судьба любой куклы. Ребенок любит класть куклу спать, - как ни просто это действие, осуществляется оно неспроста. Это попытка компенсации собственных неприятных переживаний… Куклу можно заставлять есть суп, ругать за грязную одежду, наказывать... И это не единственное важное назначение куклы. Другое ее древнейшее назначение - воплощать надежду. С куклой ребенок проигрывает возможные будущие ситуации, примеривает различные социальные роли. Старинные обереговые, урожайные, венчальные куклы возможно уже и не применяются, однако настроения, которым они служили, живы. Неистребим, вероятно, и пупс на капоте свадебной машины.
Сейчас популярны авторские куклы и модно их коллекционирование, собирание, существуют целые галереи таких баснословно дорогих, роскошных кукол. Кукольного в этих куклах - одно название, ведь они лишились главного - способности решать детские проблемы.
Именно с этих позиций куклы должны быть дешевыми, не хрупкими, не слишком большими. Большие игрушки, в том числе и мягкие могут испугать малыша, показать ему его собственную малость, незначительность, слабость, к тому же ими нельзя играть. Куклы должны иметь добрые человеческие лица, при этом лицо куклы должно быть универсально, кукла с лицом Петра Первого - уже не кукла. Кстати, модный сейчас реализм в производстве кукол, как, например младенцы со сморщенными лицами, только мешает свободной игре фантазии ребенка. Такой пупс - только младенец, он, а не ребенок определяет сюжет игры.
Вообще ребенку свойственно играть с игрушками-детенышами, а не с взрослыми персонажами, любой ребенок предпочтет тигренка - тигру, т.к. ему легко перевоплощаться, вживаться в образ такой игрушки, и кукла, поэтому тоже должна быть чаще всего маленькой девочкой. Это утверждение не исключает значения Барби, однако, Барби - лишь этап и на наш взгляд не всегда необходимый. Уроки конкуренции и потребления и без того, достаточно частое явление в жизни ребенка
Впрочем Барби - это особая тема. В архиве журнала "Игра и дети" есть интересная статья в защиту Барби" девушки у которой все хорошо".
"Так уж сложилось, что в печати о Барби принято говорить «или плохо, или ничего». Впервые я это поняла, когда в ходе интервью корреспондент задала мне вопрос, как я отношусь к кукле Барби, и быстро свернула разговор, услышав, что к Барби я отношусь хорошо, как и дети. Такой ответ ее не устраивал и потому не интересовал. Нужно было говорить, что эта кукла не наша, ценности она несет нам чужие, детям все это вредно и Маруся лучше.
Психолого-педагогическая общественность решительно против куклы.
«Подсудимой» предъявлено два главных обвинения:
- слишком много у нее вещей (слишком обеспеченная, богатая)
- слишком оформленное у нее тело, из чего вытекает ее «бездушность».
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.
Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова) Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны - от австралийских шаманов до «черных магов». Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась. Из истории появления кукол
С незапамятных времен закрепились за куклой магическая и охранительная функции. Очевидна ее связь с персонажем языческой мифологии - Богиней-Матерью, олицетворявшей возрождение жизни. Кукла -как -символ - становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников. В Воронежской губернии их преподносили молодоженам в качестве подарка. Подарят куклу и скажут "Чтобы дети у вас были хорошие да много". Благожелательным символом, знаком счастья и прибыли, пожеланием потомства были в Калужской губернии "домашние семейные куклы", которых делали на масленицу в домах, где жили молодожены. Такая небольшая тряпичная кукла держала на руках ребенка. Этих кукол, нарядно одетых, в праздничные дни сажали на окно или крышу дома в знак призыва солнца и весны. Их сжигали на костре, как большое соломенное чучело, а хранили много лет.
Присмотритесь, какие куклы выбирает ваша дочка, а от каких отворачивается, - это поможет вам разобраться в ее отношениях с окружающим миром. Если она отталкивает плюшевую собаку или кошку - значит, домашние любимцы успели ее поцарапать или напугать, и теперь вам предстоит помочь ребенку избавляться от страхов.Психологи уверяют, что плюшевые мишки и красавицы Барби не просто игрушки. Они имеют прямое отношение к формированию личности, которой станет когда-нибудь ценительница интерьера кукольного дома и любитель машинок. В расцвете карьеры взрослые вряд ли задумываются о том, что, возможно, обязаны успехом мохнатым или пластмассовым друзьям, а то и обычным камушкам и фантикам, которыми играли в детстве. История изучения детских игрушек насчитывает сотню лет. Для новорожденного самой первой и интересной игрушкой становится… собственный палец, соска или краешек простыни. Не отыщется игрушки - пятимесячный малыш все равно найдет себе объект для изучения, будь то трещинка на потолке, шишка на кровати или собственная крошечная пятерня. С появлением погремушки (яркой, громкой) малыш начинает развиваться не по дням, а по часам. Мир познается в игре, поэтому хочется потрогать все, что под рукой: мамино ухо, папин нос, бабушкины очки. А вот от того, как мама (папа) среагирует на такую "интервенцию", зависит очень многое. Эта реакция определит способы познания малышом мира и своего места в нем.
С возрастом игрушки меняются. Скажем, пятилетние дети предпочитают конструкторские игры. Через год они справляются со сложными ролевыми и коммуникативными заданиями и уже способны играть в доктора, в продавца, срежиссировать игру в кукольном доме. Шведские психологи провели как-то эксперимент: группу детей в возрасте от 4 до 7 оставили в комнате с кучей самых разных игрушек - от тривиальных резиновых пупсов до напичканных электроникой говорящих "Фёрби". Результаты эксперимента стали настоящей сенсацией - оказалось, что непосредственный выбор детьми игрушек был запрограммирован на подсознательном уровне. И зависел, как выяснилось, от множества психологических факторов.
Одна девочка каждый раз нежно нянчила куклу с голубыми глазами. Выяснилось, что "ляля" похожа на новорожденную сестренку девочки. А вот вторая девчушка всегда выбирала другую куклу, жгучую брюнетку. Почему? Как выяснилось, взаимопонимания со светловолосой и голубоглазой мамой у девочки не было, поэтому ей нравилась черноглазая и черноволосая красавица.Еще один мальчик начинал нервничать всякий раз, когда ему предлагали чудного плюшевого мопса. Оказалось, недавно его сильно напугала дворовая собака.Вот как прокомментировала эксперимент шведских коллег психолог Елена Зотова:
- Игрушка - это некий буфер между мечтой и реальностью. Она формирует не только сознание ребенка, но и его взаимоотношения с родителями, с миром. Выбор игрушки - тест, по которому можно с уверенностью судить о внутреннем мире малыша.
Конечно, некие стереотипы игрушек навязывает общество: боевые "трансформеры" - для мальчиков, сладкая парочка Барби и Кен - для девочек.
А потом, как это ни парадоксально, само же общество борется с этими стереотипами. Не очень, правда, успешно. Запретив детские игрушки, имитирующие оружие, в Скандинавии не искоренили агрессивность и от преступлений с использованием оружия не избавились. С куклой Барби тоже история: изобрели красотку в Германии, потом отказались от ее производства. Но в Америке дело пошло. В итоге длинноногая Барби стала самой продаваемой игрушкой на свете, примером для подражания миллионам девочек, а общество столкнулось с пугающей проблемой: большинство этих девочек (а потом и девушек), страдая от комплекса неполноценности и добиваясь стандарта 90х60х90, стали садиться на изнуряющие, никому не нужные диеты. Недавно на производителей Барби подали в суд - за то, что кукла в прямом смысле слова калечит девочек, вырабатывая у них пресловутый комплекс. Тем не менее психологи не советуют сгоряча зачислять игрушки в разряд "плохих" или "хороших". Например, дракон (или модный у нас после "Парка Юрского периода" и всевозможных мультфильмов динозавр) - таинственное и противоречивое создание. В западной мифологии дракон уничтожает все и всех, кто посягнет на охраняемые им сокровища. На Востоке дракон столь же грозен, но еще и мудр и справедлив. Относящийся к так называемым "страшным" игрушкам, он необходим для того, чтобы научиться "правильно" бояться.
Поход к врачу - тоже игра
Почти каждый ребенок испытывает страх перед людьми в белых халатах. Что делать? Попытайтесь превратить шприцы и халаты в игрушки, а сам процесс лечения сделать веселой игрой. Так, играя, ребенок не только освобождается от страхов, но и учится вести себя адекватно стрессовым ситуациям, что ой как ему пригодится. Поэтому, покупая пистолет, отец должен объяснить сыну, что это не столько средство разрушения, сколько способ развить меткость и выработать твердую руку.
Малыш выбрал черепаху. Почему?
Если ребенок выбирает игрушки черные или серые - он, скорее всего, подавлен, мир не радует его.
Если малыш предпочитает неказистые, неяркие игрушки красивым и дорогим - вероятно, он ощущает себя гадким утенком, которому недостает родительского тепла.
Если ребенок вообще избегает брать в руки куклы, а возится только со зверушками - возможно, у него не складываются отношения ни со взрослыми, ни с детьми.
Если ребенок выбирает для игры большую мягкую черепаху, он, вероятно, боится взрослых и не рискует им перечить. Такой ребенок, как правило, молчалив и малоподвижен - ему трудно нести "панцирь" своих проблем, зато в случае опасности туда можно забраться, как это делает черепаха.
Не стоит, конечно, делать однозначных выводов из того, какую игрушку выбрал ребенок: все индивидуально. Об игрушках можно вспомнить, если у него начнутся проблемы в семье, в школе. История игрушки, пожалуй, столь же длинна и обширна, как история человечества. Интересно, что играть любят все живые существа, все звери и птицы. Но только человек видит в этом нечто большее. Если для детей игрушки по преимуществу средство познания мира, то для взрослых они становятся лекарством от депрессии. Вспомните мобильные телефоны - тамагочи для взрослых - в чехольчиках в виде зверушек. Или матрешек с лицами политических деятелей и еще тысячи и тысячи предметов кича. Все это примеры того, как человек переводит в игру то, что страшит его, что для него чересчур серьезно - или желанно, но недосягаемо. Шиллер сказал где-то: "Человек играет только тогда, когда он в полном смысле слова человеческое существо, и только тогда он полноценное человеческое существо, когда он играет".
Неувядающую Барби, которая царствует почти полвека, пытается потеснить новое поколение кукол. Главное их отличие - они думают не столько о красоте и нарядах, столько о будущем месте в жизни. Например, Эмили хочет стать менеджером, Дестини - хирургом, Вики - ветеринаром. Ни одна из них не похожа на супермодель, какой является Барби с ее точеной фигуркой.Новым куклам по душе ходить в походы, заниматься плаванием, играть в баскетбол, а не бегать на свидания с Кеном, вырядившись в нечто сногсшибательно блестящее (и столь же пошлое). Дженифер Бейкер из Филадельфии, создающая новых кукол, считает, что они помогут девочкам в главном - научат понимать, что женщину ценят не за тряпки или фотомодельность, а за то, что она из себя представляет.